Цель: Раскрыть учащимся уникальность переживания чувства любви.
Задачи:
- Воспитание уважения к чувствам других людей.
- Развитие умения работать в группах.
- Повышение психологической осведомленности.
- Познакомить с высказываниями о любви выдающихся людей.
Оборудование и оформление:
- На доске написано название занятия.
- Карточки пяти разных цветов с высказываниями великих людей о любви (приложение № 1).
- Карточки с ситуациями (приложение № 2).
- Высказывания старшеклассников и учеников младших классов (приложение № 3).
- Бумага, ручки.
- Парты расставлены таким образом, чтобы было удобно работать пяти творческим группам.
ХОД УРОКА
- В начале занятия необходимо разделить класс на группы. Для этого каждый участник получает карточку одного из пяти цветов, на которой написана часть высказывания. Таким образом, класс делится на группы.
- Сегодня мы поговорим об одном из человеческих чувств. Все, что происходит в нашей жизни, так или иначе зависит от того, присутствует это чувство или нет. Оно волнует каждого человека. Вы догадались о чем идет речь? Да, это любовь.
А что такое любовь? Почему она доступна человеку? Ответ на эти вопросы дает одна старая сказка, рассказанная как-то Василию Александровичу Сухомлинскому его бабушкой:
"Бог создал мир, он расселил живые существа на земле, научил продолжать род. Отвел мужчине и женщине поле, показал как строить шалаш, дал мужчине лопату, женщине - горсть зерна.
Пришел Бог с Архангелом Гавриилом на Землю через год. Видят - рожь колосится, построенный шалаш, а рядом колыбелька и в ней спящий ребенок. На земле сидят и смотрят в глаза друг другу мужчина женщина. И увидел Бог в этом взгляде что-то сильное, нежное и совершенно ему непонятное. “Что это?,”- спросил Бог Архангела. "Это - любовь," - ответил ему Гавриил. "Но ведь я её не создал!" - воскликнул Бог.
"Что ж, человек, отныне ты будешь стареть. Каждый день будет уносить твою молодость. А через тридцать лет я приду и посмотрю, что осталось от твоей любви.
Прошли годы. Спустился Бог с Архангелом на землю вновь. На месте шалаша стоит изба, цветут сады, вокруг раскинулись поля, а на них работают дети, рядом резвятся внуки. А на крылечке сидят, взявшись за руки мужчина и женщина.....и смотрят в глаза друг другу. И взгляд их столь прекрасен! Он прекраснее цветущих садов, утреннего неба, прекраснее всего того, что создал Бог. И появилось в этом взгляде что-то еще, что никогда не видел Бог. "А это что?" - спросил Бог Гавриила. "Вера," - ответил ему Архангел.
Разгневался Бог: "Берегись, человек. Я приду через три года и посмотрю - остался ли этот свет в твоих глазах".
Пришел Бог с Архангелом через три года и видят: сидит около маленького холмика старик, глаза грустные, грустные, но кроме скорби и грусти в них все тот же прекрасный свет, ставший еще сильней. "Память сердца".
Повернулся Бог, в поле стояли, взявшись за руки, мужчина и женщина и смотрели в глаза друг другу... И ушел Бог с Земли на небо, так и не понял, что же это такое - любовь. А на Земле остался - человек.
На земле... любит только Человек... и только тогда, когда он умеет любить по-человечески, он Человек. Если же Любить не умеет, не смог возвыситься до этой вершины человеческой красоты, значит, он всего лишь существо, способное стать Человеком, но еще не ставшее таковым.
- Беседа о мысли притчи, объявление темы занятия, актуальность.
- Группы по очереди зачитывают высказывания, которые у них получились при объединении в группы.
При обсуждении обращается внимание на то, какой смысл вкладывал автор в эти слова, согласны ли учащиеся с ним.
- Педагог предлагает обратить внимание на то, что говорят о любви наши современники, ученики нашей гимназии о любви. Зачитывает размышления старшеклассников, предлагает обсудить (можно включить аудиозапись размышлений старшеклассников).
- Работа в группах. Решение ситуаций.
Перед началом работы обращается внимание на правила работы в группе, выбирается человек, который все записывает; если в группе кто-то не согласен с мнением группы, может вынести свое особое мнение.
Обсуждение.
Представители групп по-очереди зачитывают ситуации и пути их решения, остальные участники могут задавать вопросы и высказывать свое мнение.
- После того как две группы представят свой взгляд на предложенную ситуацию, ведущий - педагог Предлагает притчу о материнской любви Сухомлинского В.А.
- Предисловием к своей статье о родительской любви известный педагог Сухомлинский выбрал древнюю украинскую легенду.
Был у матери единственный сын - дорогой, ненаглядный. Души в нем мать не чаяла: по капельке собирала росу для умывания, самым тонким шелком вышивала рубашки. Вырос сын - стройный, красивый. Женился на девушке невиданной, неописуемой красоты. Привел молодую жену в родной дом. Но невзлюбила молодая жена свекровь, возненавидела ее. Боялась мать показаться невестке на глаза, сидела в сенях. А потом в сарай переселилась. Но и это не успокоило красавицу. Говорит она мужу: "Если ты меня любишь и хочешь жить со мной, убей мать, вынь из ее груди сердце и сожги на медленном огне".
Не содрогнулось сердце в груди сына, приворожила его невиданная красота жены. Говорит он матери: "Приказала мне жена убить вас, мама, вынуть из груди вашей сердце и сжечь на медленном огне. А если не послушаюсь - уйдет от меня жена. Не могу я без нее жить, не могу не послушаться... ". Заплакала мать и отвечает сыну: "Ну что ж, сынок, делай так, как велит твое сердце".
Пошел сын с матерью в дубраву, наломал сухих веток, разжег костер. Убил мать, вынул из груди сердце. Положил на огонь. Вспыхнула ветка, треснула, полетела искорка, ударила в лицо сыну, обожгла. Вскрикнул сын, закрыл ладонью обожженное лицо. Вздрогнуло сердце материнское, что горело на медленном огне, прошептало: "Сыночек мой родненький, больно тебе. Сорви листик подорожника, вот он растет рядом с огнем, приложи к обожженному месту, а к листу приложи сердце материнское. Потом в огонь положишь..."
Зарыдал сын, схватил горячее сердце материнское в ладони, положил его в разрезанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так горячо и преданно, как родная мать. И такой огромной и неисчерпаемой была любовь материнская, таким всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, затянулась разрезанная грудь, поднялась мать и прижала к себе кудрявую голову сына. Омерзительной показалась ему красавица-жена, не смог он вернуться к ней. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоем степями широкими, стали двумя могилами высокими.
Такова легенда, созданная народной мудростью. Нет любви, сильнее материнской, нет нежности, нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги, тревожнее за бессонные ночи и покрасневшие глаза материнские. "Когда в сердце сына загорится искра, в тысячу раз меньше факела материнской любви, то и тогда эта искра будет всю жизнь человека гореть неугасимым пламенем", - говорит старинная украинская мудрость.
- Продолжение обсуждений проблемных ситуаций (работа в группах).
- В заключении педагог-ведущий читает стихотворение Р. Рождественского “Все начинается с любви”.
Твердят:
"Вначале было слово..."
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!..
Все начинается с любви:
И озаренье, и работа, глаза цветов,
Глаза ребенка - все начинается с любви.
Все начинается с любви
С любви!
Я это точно знаю.
Все, даже ненависть -
родная и вечная сестра любви.
Все начинается с любви: мечта и страх, вино и
порох.
Трагедия, тоска и подвиг - все начинается с
любви...
Весна шепнет тебе: "Живи..."
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается с любви!
Карточки пяти разных цветов с высказываниями великих людей о любви (приложение № 1)
- Любовь - это язык Бога, поддерживающий нашу душу. Л.Ребе.
- Если собираешься кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать” А.В.Вампилов.
- Любовь - это такое чувство, такое чувство, говорить только с тем, кого любишь. П. Сычев.
- У первой любви, легковерной и мнительной, всегда свои причуды.
- К Седых.
- Любить - значит делать добро. Л.Н. Толстой.
Карточки с ситуациями (приложение № 2)
Карточка № 1
Бывает ли любовь с первого взгляда?
Карточка № 2
Следует ли прислушиваться к мнению других, например родителей, когда любишь?
Карточка № 3
Что делать, если в равной степени любишь двоих и не в силах сделать выбор в чью-либо пользу?
Карточка № 4
Что для человека более значимо: любить или быть любимым?
Карточка № 5
Всегда ли следует говорить любимому человеку правду?
Карточка № 6
Можно ли сохранить любовь к человеку, с которым расстался?
Карточка № 7
Почему любовь - это единственное сокровище, которое умножается разделяясь?
Высказывания старшеклассников и учеников младших классов (приложение № 3)
Старшеклассники утверждают:
- Любовь в моей жизни играет большую роль. Любовь родственников и близких дает почувствовать мне, что я не одинока, что я кому-то нужна на этом белом свете, их любовь выражается в понимании, заботе, в поддержке в трудную минуту.
- Любовь молодого человека значит для меня тоже немало. Она не только дает мне почувствовать себя нужной, но и самоутвердиться в себе и обществе.
- … человек должен в первую очередь любить самого себя, потому что человек, который не любит и не уважает себя, не может любить окружающих.
- Моя любовь к людям зависит от настроения. Бывает, что я всех убить готова, а бывает и наоборот - готова любить всех вокруг;
- “любовь - это какое-то необыкновенное чувство, это когда ты что-то или кого-то хранишь и боишься потерять, то за что отдал бы жизнь”
- “любовь - это святое чувство, прежде всего, основанное на доверии и взаимопонимании или как сказал кто-то из великих: “ Любовь не в том, чтобы целовать руки, а в том, чтобы открывать свои души, проверять свои мысли, вместе думать, вместе чувствовать”.
- Любовь в моей жизни почти не играет никакой роли, так как я не верю в то, что она есть, для меня это просто симпатия и привязанность.
- Я не понимаю, как можно любить и жить с одним человеком много лет. Во-первых нужно иметь какое-то разнообразие, во-вторых один человек быстро надоедает и т.д.”.
- “ любви как таковой не существует, т.е. это скорее можно назвать эксплуатацией одного человека другим. Человек использует свой объект обожания в качестве выражения своих эмоций на нем, осуществления своих прихотей и потребностей, считает его своей собственностью, хочет, чтобы он контактировал только с ним и не проявлял никаких симпатий к другим больше чем к нему”.
- Любовь не бывает вечной, рано или поздно она проходит, остается только привязанность.
- За любимого человека всегда переживаешь, волнуешься, огорчаешься, злишься, ревнуешь, а у самого только портятся нервные клетки. Не обязательно иметь любимого человека, главное, чтобы рядом были люди, можно и самому решать свои проблемы.
- Есть единственный, настоящий вид любви - это любовь к деньгам”.
Мнения учеников начальной школы:
- “Любовь - нормально. Нельзя не любить своих родных, они всё сделали ради тебя”.
- “Маму люблю. Узнаю по выражению лица, веселая, добрая. По глазам, что она хорошая, добрая. Помогаю ей”.
- “Любить - это дружить с ним, хорошо относиться, потому что приятно, когда о тебе заботятся. Мама мне помогает, я им помогаю”.
- “Любовь - это когда люди друг друга очень любят. Я люблю своих друзей, люблю Свету и боюсь ее потерять. Я люблю ее за ее красоту”.
- “Я люблю свою маму за то, что она мама, за то, что она добрая, заботится обо мне”.
- “Любовь - это прекрасное чувство, чувство уверенности в ком-то, чем-то”.
- “Люблю папу, маму. Когда тебя кто-то любит - весело, смешно”.
- “Любовь - это дружба, доверие, когда относишься друг к другу хорошо, ни разу не соришься”.
Используемая литература:
- Понаморенко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога. М.: 2001 г..
- Рождественский Р.Н. Друзьям. Стихи. М.: Советский писатель, 1986 г.
- Сухомлинский В.А. "Мудрость родительской любви", Москва, 1988 г.
- Сухомлинский В.А “Не только разумом но и сердцем…” сборник статей и фрагментов из работ. Москва, 1986 г.