Цели:
- Привлечь внимание к изучаемому материалу нестандартной формой занятия.
- Начать формирование у учащихся представлений и знаний о природе Антарктики и Антарктиды.
- Обогащение словарного запаса, умение создавать смысловое поле.
- Развитие умения анализировать карту.
- Формирование коммуникативных навыков.
ХОД УРОКА
Дети входят в класс. Парты и стулья расставлены по командам (рождения по временам года). Звучит музыка. На доске карта Антарктиды, физическая карта мира (карта вывешивается позднее - перед афишированием)
Индукция:
Учитель: “И лежит этот неведомый край снега и льда за Южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанный облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи. Он по своему красив этот край. И кто побывал там однажды, тот всегда будет вспоминать великое молчание ледяной пустыни, окрашенной в утренние часы в нежные синие, сиреневые и розовые тоны пастели, холодные всполохи полярного сияния, уютные огоньки зимовок, укрытых сугробами снега”.
Самоконструкция:
Здесь можно предложить нарисовать то, что слышат, проще воспринимать и интереснее. Затем можно выбрать лучшую работу, (не обязательно), именно на ней писать свои ассоциации и затем каждая группа формулирует тему урока, которая в процессе работы может корректироваться.
- Как вы думаете, о чем идет речь в этом прозаичном отрывке? Ответы и версии учащихся. Как вы поняли, ребята, мы с вами сегодня на уроке отправляемся в царство Снежной Королевы. Мы организуем 3 экспедиции в Антарктиду.
Социоконструкция:
Пусть каждая команда напишет ассоциативный ряд к слову Антарктида. (Антарктида – край холода, льда и снега)
Социализация:
Получите карточки-задания, которые состоят из трех заданий.
1. Подготовьте рассказ о географическом положении материка Антарктиды, используя карты атласа и план (приложение). Координаты крайних точек запишите.
2. Определите расстояние от Антарктиды до других материков:
- До Африки -
- До Северной Америки -
- До Южной Америки -
- До Австралии -
- До Евразии -
Вывод:
3. Выпишите на контур (увеличенный размер - заготовка учителя) названия морей, полуостровов, островов Антарктиды.
Афиширование:
Результаты работы вывешиваются на доску - комментируются, обсуждаются.
Разрыв:
А знаете ли вы о том, что благодаря своему географическому положению этот континент был открыт самым последним, вот что писал о нем великий путешественник Джеймс Кук: “Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдинами морях в поисках Южного материка, настолько велик, что я могу взять на себя достаточную смелость, чтобы сказать, что ни один человек никогда не решится на большее, чем сделал я, и что земли, которые могут находиться на юге, никогда не будут исследованы”. Как известно, это авторитетное высказывание Кука надолго отвратило желающих исследовать океан южнее 50 градусов широты, и лишь спустя почти 50 лет туда отправились новые экспедиции.
Рефлексия:
Попробуйте представить себя на месте Кука. Сделали бы вы такое заявление? Действительно ли Антарктида так мало значит для землян?
Общая рефлексия:
Просмотр видеофрагмента: “Современные исследования Антарктиды”.
Правомерны ли слова Кука? Как вы считаете, действительно ли знания об этом континенте не нужны землянам?
Ответы:
- Рано или поздно минеральные ресурсы Антарктиды будут вовлечены в сферу хозяйственной деятельности человека, как и ресурсы других материков.
- Использование колоссальных запасов пресной воды, которая содержится в ледниках Антарктиды.
- Проектирование городов будущего; ведь не всегда же ее освоение будет ограничено поселками научных станций.
- Влияние Антарктиды на климат Земли.
- Влияние на уровень воды в Мировом океане и многое другое.
На контурную карту нанесите научные станции и укажите название стран, которым они принадлежат.
Вопросы:
Так кто же открыл миру Антарктиду?
- Это были русские мореплаватели Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.
Творческое домашнее задание:
“В наших широтах давно не было настоящей зимы… Мы с ребятами решили отправиться в Антарктическую экспедицию…” сочинение.
Итоги работы:
Еще раз внимательно посмотрим с вами на этот далекий и суровый край. Несмотря на всю его суровость он все равно манит и притягивает нас своей красотой и неизведанностью. Но надо обладать большой силой духа, научными знаниями, здоровьем и упорством, чтобы достичь берегов этого континента.