Цели урока:
познакомить обучающихся с охраной водоемов в
нашей стране и в той местности, где они живут;
Оборудование:
- карта мира;
- компьютер;
- слайды;
- учебник “Мир вокруг нас” 3-й класс, 1-я часть, А.А.Плешаков;
- тесты.
ХОД УРОКА
1. Организация класса.
2. Минутка синоптика.
Учитель. Вот и закончился последний месяц осени. Сегодня мы закрываем ноябрьский календарик.
1 ученик
Скинуло кафтан зеленое лето,
Отсвистали жаворонки всласть
Осень, в шубу желтую одета,
По лесам метелкою прошлась
Чтоб вошла рачительной хозяйкой
В снежные лесные терема
Щеголиха в белой размахайке -
Русская румяная зима.
2 ученик. В народе говорят: ноябрь - листогной, полузимник, ледовый кузнец. А еще говорят: ноябрь - сумерки года.
Слайд 1. Презентация
3 ученик. Ноябрь соединяет глубокую осень с устойчивой зимой. Этот период называется предзимье. Но мы по себе уже почувствовали приход настоящей зимы. Дни идут на убыль, а ночи прибавляют и прибавляют. Закрутила поземка, переползая через затверделые дороги. Северо-восток – вот откуда приходит наша зима. Температура воздуха была почти всегда ниже 0. Шел снег.
4 ученик. Лиственные деревья стоят голы. Тяжелая жизнь наступила у животных. Многие впали в спячку. Прилетели на зимовку птицы. Люди в деревнях готовятся к весенним работам, ремонтируют технику, подготавливают семена.
Учитель. Спасибо, ребята. На следующем уроке мы познакомимся с зимним календариком.
3. Проверка домашнего задания (тест).
Тест1. Прозрачный, бесцветный, не имеет запаха, плохо проводит тепло.
А) воздух Б) огонь В) лед
2. Когда мы говорим “тепло”, “холодно” мы имеем в виду.
А) Вода ,налитая в стакан Б) температура В) одежда
3. Вещества состоят из мельчайших, невидимых глазом.
А) тел Б) камней В) частиц
4. Вода бывает.
А) 3 состояний Б) 4 состояний В) 2 состояний
5. Прозрачная, бесцветная жидкость.
А) лимонад Б) нефть В) вода
Учитель. На дом вам надо было сочинить сказку о путешествии капельки.
- Что произошло бы на Земле, если бы вода прекратила свое путешествие?
- Почему воду называют “вечной путешественницей”?
4. Изучение нового материала.
Послушайте сказку:
В одном царстве жило было Красивое озеро. И много в нем водилось рыбы. Люди приходили в гости к нему. Одни любовались красотой озера, другие - купались в его водах, третьи - ловили рыбу.
Но случилось так, что каждый, кто приходил в гости к озеру, оставлял там много мусора.
Обиделось оно на людей и спрятало всю рыбу под своим обрывистым берегом, а само покрылось густой тиной.
Пришли утром люди к озеру и заплакали.
Ни рыбы они не увидели, ни чистой воды. Взмолились они, стали просить у озера прощения, стали ухаживать за ним.
Простило людей озеро, выпустило рыбу, очистило свои воды. И стали люди жить с ним в мире и согласии.
- Эту сказку я рассказала не просто, сегодня мы будем говорить о том, зачем человеку надо беречь воду. Вместе с нами будут путешествовать две сестры: соленая и пресная вода.
- Кто из вас знает, где находится соленая вода?
- Какие вы знаете моря и океаны?
Слайд 2
Моря и океаны занимают больше места на планете, чем суша. И если посмотреть на нашу планету из космоса, то ее можно было назвать не Земля, а Вода. На 100 л соленой воды приходится 2 л пресной.
- Кто из вас знает, какое самое соленое море?
Сообщение ученика о Мертвом море (работа с картой).
Собственно говоря, это даже не море, а озеро, но с очень соленой водой, почти в восемь раз более соленой, чем в океане.
Если хлебнуть глоток воды из Мертвого моря, она жжет, как едкая жидкость. Если войти в него по колени, то очень трудно передвигать ногами - так тяжела его вода. В воду нельзя нырнуть или плыть по воде в обычном положении, по поверхности моря плывешь, как пробковый буек.
В давние времена римский император из любопытства приказал бросить в его воды рабов, скованных железными цепями, но они не утонули.
Своей исключительной соленостью Мертвое озеро обязано засушливому климату и сильному испарению. Осадков выпадает мало, а горячее солнце круглый год обжигает своими лучами теплые воды этого соленого бассейна.
- Ребята, а кто из вас знает, какая вода необходима для жизни растений, животных, людей? (Пресная)
- А зачем человеку нужна вода?
Ученик
Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек!
И потому всегда всем нужна вода!
- А для чего еще нужна вода? Откроем учебник и прочитаем на с.57 (1 и 2 абзац) рассказа “Почему ее нужно беречь”.
- Почему про воду так говорят?
Водичка, водичка
Умой мое личико,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
- Но посмотрите ,что произошло с нашей чистой водичкой, она плачет. Почему? Она пришла к нам с жалобой. (Ученик наряжен в костюм Воды)
Вода. Помогите мне. Все меньше и меньше остается чистой воды. В водоемы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту. Мой друг, ученый. Подсчитал, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов! От загрязнения страдает все живое. В реках, озерах, морях погибают растения и животные, чахнут растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья человека.
Слайд 3
- Что же делать, ребята, как помочь воде?
Люди придумали, как уберечь ее от загрязнений.
5. Работа с учебником (с 58 рассказ “Как охраняют воду от загрязнений").
- Как в нашей стране охраняют воду от загрязнений?
6. Практическая работа.
Чем опасна для человека грязная вода? (Ответы детей)
Учитель. О чистоте водоема могут судить ученые, врачи. Они берут воду на анализ. Но и мы с вами, не имея никаких препаратов, можем установить пригодна ли вода для купания. Эта вода в стакане из пруда, который находится на территории нашего села. О чистоте воды, о том можно ли купаться в нем, нам помогут следующие сведения:
- прозрачность,
- наличие живых существ,
- запах.
7. Охрана воды.
- Мы говорили о том, как в нашей стране охраняют воду от загрязнений.
- А как каждый человек должен беречь воду? (Ответы детей)
- Прочитай поговорку (слайд 4).
- Как вы понимаете смысл этой поговорки? (Оказывается, даже если вода течет по каплям, за один месяц уходит зря 400 литров воды)
8. Вывод.
Мы с вами уже знаем, как охранять воздух, теперь мы будем знать, как охранять воду. Не будем забывать, что без воды человек не проживет и 5 дней. А поэтому берегите ее.
Дети исполняют песню о воде
Пьет водичку все живое
И растения тоже пьют.
Мы берем ее из крана,
Из земли они берут.
Пусть воды на свете много,
Но не всем она годна.
Для людей и для животных
Нужна пресная вода.
Припев.
Вода нужна,
Вода нужна,
Для всех она важна.
Будем мы ее беречь,
Чтобы хлебушка испечь.