Цели:
- прививать навыки осторожного обращения с огнем;
- учить правилам действий в чрезвычайных ситуациях;
- воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи;
- развивать творчество, мышление, память.
Оборудование: 2 колокольчика, 2 свечки, спички, 2 телефона, 2 стакана с водой, плакат с костром на лесной поляне, плакат «Пожар в квартире», памятки «Как вести себя при пожаре» (по количеству детей), компьютеры, Приложение.
На доске рисунок пламени (на языках – задания для детей)
Ход занятия
Актуализация:
Сценка: Вбегают 2 «мальчиша-плохиша».
1-й Мальчиш: Чем бы нам с тобой заняться?
2-й Мальчиш: Что бы такого сделать плохого?
(Осматривается, поднимает спичечный коробок.)
1-й Мальчиш: О! Спички, так, так. Я, кажется, придумал. Давай мы с тобой костерчик разведем!
2-й Мальчиш: Вот здорово! Давай!
(Достают спички, пытаются зажечь.)
Учитель: Ой, что вы делаете?
(Мальчиш от неожиданности роняет коробок.)
1-й Мальчиш: Что вы кричите? Пожар что ли?
Учитель: Не появись я вовремя – пожара бы не миновать.
2-й Мальчиш: Ой, Ой, ой! Из-за какой-то малюсенькой спички?
Учитель: А вы послушайте стихотворение.
Ростом спичка-невеличка,
Не смотрите, что мала.
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шутить нельзя.
1-й Мальчиш: Ух, ты! А мы и не знали, что маленькая спичка может быть такой хулиганкой.
Учитель: А ведь причиной пожара может стать не только спичка. Оставайтесь с нами и узнаете много полезного и интересного: о правилах поведения при пожаре, о том, какие меры безопасности необходимо соблюдать, чтобы не стать жертвой огня.
Мальчиши:Ладно уж, останемся! Вдруг пригодится.
Учитель: Прочтите тему урока, о чем сегодня будем говорить?
Обучающиеся: «Не шути с огнем».
Учитель: Почему с огнем шутить нельзя?
Ученики: Огонь опасен для жизни.
Учитель: Сегодня будем учиться правильно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Работа над темой:
Учитель: Огонь – один из самых первых друзей человека. Тысячи лет назад он согревал человека, защищал от диких зверей, помогал готовить пищу. Он и сейчас остается нашим другом. Без огня нельзя согреться в лесу, нельзя приготовить пищу на газовой плите, нельзя растопить печь. Но если с ним не дружить, он может превратиться в злобного и жестокого врага. Пожар во все времена был одной из самых больших бед на Руси.
Учитель: Догадайтесь, от чего может быть пожар?
1 ученик:
То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море. (Утюг)
Учитель: От чего еще может возникнуть пожар?
(ответы и предположения детей)
Учитель: В январе 2009 года в г. Надыме зарегистрировано
11 пожаров, 3 человека погибло. 5 января в 11 ч пожар по улице Набережной 53. Из-за неосторожного обращения с огнем у мальчика 10 лет загорелся диван, возник пожар.
Игра-практикум. «Звони по 01».
Учитель: Что нужно сделать, если вы видите, что начался пожар?
Обучающиеся:
- Позвонить 01,
- сообщить адрес,
- назвать фамилию,
- телефон,
- объект пожара,
- код двери.
- сообщить о нахождении людей в квартире.
Задание: с завязанными глазами набрать номер пожарной службы.
Учитель: Можно использовать сотовый телефон: билайн-001, мегафон-010.
2 ученик:
Если где-то задымится,
Если что-то загорится
По тревоге как один
Позвоним по 01.
Игровые ситуации:
Учитель: Пожарные были в школе, оставили 3 задания, постараемся их решить. Для продуктивности решения разделимся на 3 группы.
1-я группа. У вас загорелся телевизор. Ваши действия.
2-я группа. Как помочь человеку, на котором вспыхнула одежда?
3-я группа. Загорелась ваша квартира, что делать?
Решение детей:
1-я группа: обесточить; позвонить 01; эвакуировать людей из помещения; накрыть одеялом; плотно закрыть дверь в комнату, где огонь; закрыть окна и двери; сообщить взрослым.
2-я группа: запретить бегать, т.к. пламя разгорится сильнее; помочь снять одежду; погасить водой; накинуть одеяло, но не на голову, человек может задохнуться; вызвать скорую помощь; позвонить 01; сообщить взрослым.
3-я группа: (с использованием плаката «Пожар в квартире»)позвонить 01, но не из квартиры, где пожар; прижаться к полу, где воздух чище и пробираться к выходу; не впадать в панику; не тратить время на поиски документов и денег, а спасать свою жизнь; уходя из помещения плотно закрыть дверь, чтобы огонь распространялся медленнее.
Учитель: Молодцы! (дополняет ответы групп)
Физминутка (проводит обучающийся):
Тили-тили-тили бом!
Загорелся чей-то дом!
Кто-то выскочил
Глаза выпучил
И звонит по 01
Пострадавший гражданин.
Эвакуация в школе:
Учитель: Задание только девочкам (мальчики могут оказать помощь, если нужно): Если в школе пожар? Как поступить?
(закрыть форточки, вещи оставить, дверь прикрыть, спускаться по плану эвакуации.)
Учитель: Внимание! Не забудьте о быстром выходе из помещения, не толкаться, помогать другим, на улице быть с учителем -будет перекличка. ( Оцените свой ответ).
Конкурс: «Потуши возгорание» (работа в парах).
Учитель: Однажды на поляне (рис.) возник пожар, надо потушить возгорание, верно ответив на вопросы.
Каждая пара снимает язык пламени, задание с таким же номером, готовится 1 минуту. (взаимооценка).
1-я пара: Что нужно сделать, когда уходишь в школу? (выключить электроприборы, газ)
2-я пара: Почему нельзя оставлять открытым окно во время пожара? (доступ воздуха увеличивает тягу возгорания)
3-я пара: Назовите средства тушения пожара. (огнетушитель, вода, песок, одеяло)
4-я пара: Что нужно сделать, если пахнет газом? Почему? (позвонить 04, вызвать газовую службу, выключить свет, перекрыть газ, отрыть окна)
5-я пара: Из горящего здания спускаться по лестнице или в лифте (по лестнице)
Оцените ответ лучшей пары.
Хором: Пламя потушено!
Игра на внимание:
Учитель: Вы доказали, что знаете правила пожарной безопасности. Будете дружно отвечать там, где речь идет о вас словами «Это я!» Если речь идет не о вас – молчите.
Ученик: Кто, почуяв запах гари, сообщает о пожаре?
Ученик: Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?
Ученик:
Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу
От огня?
Ученик: Кто костра не поджигает и другим не разрешает?
Ученик:
Кто поджег траву у дома,
подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Учитель: Теперь вижу, вы знаете, что с огнем шутить опасно и всегда будете выполнять правила пожарной безопасности.
Эстафета «Мы юные пожарные»:
Учитель: Вы закончите школу, может кто-то станет пожарным, будет помогать людям. Сегодня вы юные пожарные. сможете ли вы потушить огонь. Нужно работать дружно, спокойно, не паниковать, быть терпеливыми.
Учитель:
Задание.
- 1-й ученик добегает до пожара, звонит в колокольчик, возвращается обратно.
- 2-й ученик сообщает по телефону информацию пожарным.
- 3-й ученик бежит к пожару, наливает воды, приносит воду и передает другому.
- 4-й ученик бежит с водой, заливает пожар, возвращается обратно.
Все дружно должны крикнуть «Задание выполнено!»
Работу команд оценивает контролер.
Срез «Чтобы не было беды».
«Что нельзя», которым необходимо подчиняться, чтобы избежать пожара, отметить кружочком. (Работа на компьютере).
- играть со спичками, зажигалкой,
- лить бензин в огонь,
- включать утюг,
- оставлять без присмотра утюг,
- сушить белье на балконе,
- сушить белье над газовой плитой,
- включать в розетку сразу несколько электрических приборов,
- подогревать суп.
- включать свет.
Проверка с образца: 1, 2, 4, 6, 7.
Итог:
Учитель: Чему учились? Что нового узнали?
Вывод:
Учитель: Постарайтесь, чтобы огонь был вашим другом и никогда не стал врагом. Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живете, и школу, в которой вы учитесь. Объясните почему в народе существует такая пословица «Воры обкрадут, стены останутся, а огонь разорит».
– Сегодня вы получите и памятку, которая будет вам напоминать о правилах поведения при пожаре, поместите ее на видное место в доме, расскажите о том, что узнали родителям, младшим братьям и сестрам.
Домашнее задание: Сочинить рассказ «Если загорелась пластмассовая игрушка, я в доме один».
Используемая литература:
- Энциклопедия «Черезвучайные ситуации», Москва, 2004.
- А.Чувашин «Огонь – опасная игра» «Детская книга», Москва, 1996.