Только реальные и достаточно полные знания о себе дадут ребёнку настоящую опору в жизни, помогут ему повысить свой статус, реализовать свои возможности, состояться как личности.
В своей работе с детьми мы уделяем большое внимание формированию адекватной самооценки. Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими.
Я хочу вас познакомить с методикой по формированию адекватной самооценки у младших школьников.
Работа по формированию адекватной самооценки начинается с диагностики уровня самооценки учащихся.
Для этого мы используем различные тесты, диагностики, анкеты. Я предлагаю способ диагностики, тест «Изучение самооценки». Вы можете убедиться, что это доступно даже первокласснику, здесь требуется очень немного: посчитайте количество качеств, которые проявляются в вашем характере из столбика А, и из столбика В. Вот ключ для определения самооценки.
Если количество слов из столбика А больше 6, а из столбика В меньше 4, то ваша самооценка завышена. Если наоборот, она занижена. Если количество слов из столбиков А и В примерно одинаковое, то ваша самооценка близка к адекватной.
Я приглашаю вас стать участниками Мастер-класса. Мастер-класс проводится в форме моделирования урока «Окружающий мир»(1класс), тема урока «Поговорим о дружбе» .Цель урока – учить детей понимать себя, свои мысли, свои поступки. Цель мастер-класса – создать условия для формирования адекватной самооценки. Итак, представьте себе, что все вы первоклассники, все вы знакомы с книгой В.Катаева «Цветик-семицветик». Я напомню, о чём эта книга:
«О том, как девочке Жене достался удивительный цветок, стоило только оторвать лепесток и произнести волшебные слова, как тот час же исполнялось задуманное желание. Женя быстро распорядилась своим цветиком-семицветиком. Шесть лепестков она потратила не долго думая и не сомневаясь. А когда последний – голубенький – остался, она, наконец, задумалась.
Голос девочки: «Чего бы мне всё-таки велеть? Велю ка я себе, пожалуй, два кило «мишек».Нет. Лучше два кило «прозрачных». Или нет… Лучше сделаю так: велю полкило «мишек», полкило «прозрачных», сто граммов халвы, сто граммов орехов. А что толку? Ну. Допустим, всё это я велю и съем и ничего не останется. Нет велю я себе лучше трёхколёсный велосипед. Хотя зачем? Ещё чего доброго мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят!
Нет. Лучше я себе велю билет в кино или цирк. Там всё-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь ещё гораздо лучшего. Главное, не торопиться.»
- У нас есть такой цветок. Представьте, что каждому из вас сейчас придётся сорвать последний лепесток и загадать только одно желание, самое искреннее желание обязательно сбудется.
- Отрываем лепесток и давайте все вместе произнесём волшебные слова и покружимся вместе с лепестком:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть по-моему вели.
Итак, загадываем желания, на экране возможные варианты.
- Что вы загадали? Кто хочет сказать своё желание?
- Какое желание загадала Женя?
- В конце концов Женя встретила больного мальчика Витю, который не мог бегать, у него были больные ноги. Женя использовала свой последний лепесток, для того чтобы вылечить больного мальчика. Именно это желание принесло ей много радости.
Ваши желания самые разные.
- Все ли желания одинаково важны для нас?
- Можно ли оценивать желания?
В.Катаев открыл нам, что самые ценные желания те, которые доставляют нам радость, ведут нас к дружбе, доброте и взаимопониманию.
Для того чтобы что-то оценить нужен эталон.
- Давайте попробуем составить наш эталон самооценки. Я приглашаю вас поработать в группах, создать правила дружбы. Пожалуйста, кто желает. Напишите на ваших листках 5 правил дружбы. На эту работу отводится 1 минута.
- И так, слушаем, какие же правила вы составили.
Внимательно слушаем друг друга, не повторяем, то что уже сказали.
А теперь внимание на экран, правила дружбы были выработаны человечеством в веках. Оцените свою работу, за каждое правильно подобранное по смыслу правило, поставьте себе один балл.
Поднимите листочки, у кого 5 баллов.
Мы составили много правил, но нет одного самого важного правила. Подумайте, какого?
Есть одно правило, зная которое, других правил не нужно было составлять.
А как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе? Какое, на твой взгляд, самое главное правило отношений между людьми? Давайте прочитаем, как об этом сказано в Библии.
Итак, во всём, как хотите чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
-Как вы понимаете эти слова?
Золотое правило Библии позволяет человеку оценить свои мысли и поступки, чётко разделить их на хорошие и плохие, на добрые и злые.
-Что нужно сделать каждому из нас, чтобы мир вокруг стал добрее?
Итак, получив эталон, мы начинаем сравнивать с ним свои мысли и поступки. Для этого я предлагаю ващему вниманию фрагмент урока, отрывок из сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом.»
Задание: Оцените поступки героев сказки с помощью эталона.
(фрагмент)
- Оцените поступок котят.
- Оцените поступок кошки.
-Как изменилась кошка?
Котята совершили благородный поступок. Они сами просились на ночлег, их не пустили, но они не озлобились, не стали мстить кошке.
Итак, подводим итоги.
Вы убедились, что урок, который мы сейчас моделировали, предоставляет возможность:
- научить ребёнка понимать и оценивать свои мысли и желания;
- подготовить к восприятию произведения В.Катаева;
- развивать коммуникативные навыки групповой работы;
- провести нестандартную физкультминутку.
Методика формирования адекватной самооценки может использоваться как на уроках так и во внеклассной работе.
Методика включает 4 основных этапа:
- Диагностика уровня самооценки (проводим периодически)
- Коллективная выработка эталона самооценки.
- Самостоятельное сравнение мыслей и поступков с эталоном.
- Коррекция и самокоррекция.
На проведённом мастер-классе вы увидели эти этапы. Практика моей работы по данной проблеме показала, что последний этап данной методики нуждается в особом внимании. Коррекция должна быть поэтапной и индивидуальной. Для этого у каждого ученика есть портфолио. Это показатель результативности коррекционной работы и хороший диагностический материал.
Анализ результатов моей работы показал, что к 4 классу количество детей с адекватной самооценкой увеличилось, а с завышенной или заниженной сократилось. Как учитель, я стремлюсь, чтобы каждый мой ученик обрёл здоровую спокойную уверенность в себе и столь же здоровую самокритичность. Это позволит ребёнку осознать свои возможности, развить их и реализовать. И тогда, можно быть уверенным, что в новом веке будет новая молодёжь: самостоятельная, инициативная, с активной личностной позицией.