Цели урока:Сформировать представления о родном крае. Развивать умение работать с картой и дополнительной литературой, учить самостоятельно добывать знания. Познакомить с административной картой России. Воспитывать любовь к своему краю. Развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
Оборудование:Административная карта России; карта Московской области; карта Зарайского района; раздаточный материал: фотографии и рисунки с изображением природы края, растений, животных, гербарий, фото предприятий района, выставка книг о Зарайске, герб Зарайска, магнитола, аудиозапись «Край ты мой любимый» - анс. «Золотое кольцо».
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
Звучит запись песни «Край ты мой любимый»
-Почему сегодня наш урок начался так необычно? Как вы думаете, почему прозвучала это песня?
- Да, совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела «Родной край – часть большой страны».
- Какой он наш край? Как живут и чем занимаются люди? Что окружает нас? Вот об этом мы будем с вами говорить сегодня.
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем!
На доске записывается тема: «Наш край».
Ученица читает стихотворение Г. Фарафоновой.
А в Подмосковье чудо - земли есть Зарайские!
Я прикипела к ним и сердцем, и душой.
Не каждый знает, что места тут дивно райские!
Увидев - влюбится, забыв, покой он свой...И я гляжу - не нагляжусь на ширь бескрайнюю,
Пьянящим ветром все никак не надышусь...
Признаюсь: гордостью полна необычайною,
Что много лет уж зарайчаночкой зовусь.Как не любить мне этот край, его историю?!
России-матушке Зарайск - былинный сын.
Пусть говорят: «Места есть лучше...». С ними спорю я.
Ведь край Зарайский на земле неповторим.
II. Работа над новой темой.
Работа по карте. (Фронтально)
- В какой стране мы живём? Покажите на карте.
- Как называется наш регион?
- Где находится Московская область?
- А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равнине? (холмистая)
- Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов.
- Давайте посмотрим на административную карту России. (учебник стр. 144 - 145).
- Найдите на карте территорию, где мы живем.
- Какой город является главным на нашей территории? (Находят на карте.)
- Найдите на карте наш город. Как он называется?
- У каждой страны есть своя символика. Что относится к государственным символам?
- У нашего города тоже есть свой герб.
О нём нам расскажет ….
Сообщение ученика:
ГЕРБ ЗАРАЙСКА. Утвержден императорским указом в 1779. Как и многие российские гербы, он имеет форму прямоугольного щита с небольшим плавным заострением внизу. В верхней половине в золотом поле изображена часть герба Рязанского — скрещенные серебряные меч и ножны, а над ними зеленая княжеская шапка. В нижней части щита, на голубом поле, старая городская башня, освещенная восходящими лучами солнца, означающая, что «сей город новым учреждением паки возобновлен». В 1991, после семидесятилетнего забвения, десятая сессия горсовета вновь официально признала геральдическим знаком Зарайска герб, дарованный городу Екатериной II.
- Обратимся опять к карте. Кто наши соседи? Найдите на карте.
- Каков наш край в сравнении с соседями?
- В какой природной зоне мы живем?
- А сейчас познакомимся подробнее с нашим краем. Чем он богат? Какие отрасли производства у нас развиты? На эти и другие вопросы мы ответим, проведя исследовательскую работу в группах (географы, биологи, экономисты)
Работа в группах.
Инструкционная карта для географов:
- Открой «Атлас Зарайского района» на с.8. Найди сведения о территории и населении нашего города. Расскажи об этом.
- Открой «Атлас Зарайского района» на с.11. Найди сведения о полезных ископаемых нашего края. Расскажи об этом.
- Открой «Атлас Зарайского района» на с.14. Найди сведения о реках нашего края. Расскажи об этом.
- Открой «Атлас Зарайского района» на с.16. Найди сведения о почвах нашего края. Расскажи об этом.
- Открой «Атлас Зарайского района» на с.17 -18. Найди сведения о климате нашего края. Расскажи об этом.
Приложение 1 (а, б, в, г, д, е)
Инструкционная карта для биологов:
- Открой «Атлас Зарайского района» на с.15. Найди сведения о растениях нашего края. Найди гербарии этих растений. Расскажи о них.
- Вспомни, в какой природной зоне мы живём. Открой «Атлас Зарайского района» на с.15 и 19. Найди сведения о животных нашего края. Найди картинки с изображением этих животных. Расскажи них.
- Открой «Атлас Зарайского района» на с.20. Найди сведения об экологических проблемах нашего края. Дополни сведения «Атласа» своими наблюдениями. Предложите пути решения этих проблем. Расскажи об этом.
Инструкционная карта для экономистов:
- Открой «Атлас Зарайского района» на с.32. Найди сведения о промышленности нашего края. Расскажи об этом.
- Открой «Атлас Зарайского района» на с.33. Найди сведения о сельском хозяйстве нашего края. Расскажи об этом.
III. Физкультминутка
По родному краю
Дружно мы шагаем. (Марш на месте.)
Справа от нас - зеленый луг. (Поворот.)
Слева находится лес. (Поворот.)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки.)
Филин крыльями машет.
Ух! Аж захватывает дух! (Махи руками.)
Солнце над березами светит нам. (Повороты головы.)
Мы рады ягодам, грибам. (Наклоны.)
IV. Отчёт групп по изученному материалу.
V. Закрепление изученного
Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой:
Тест «Мой край»
- Мой край расположен на материке...
а) Африка;
б) Евразия;
в) Австралия;
г) Северная Америка. - Мой край находится в природной зоне...
а) лесов;
б) тундра;
в) степи;
г) пустыни. - Мой край находится в ...
а) восточном полушарии;
б) западном полушарии. - В моем краю растут...
а) кактусы, кипарисы;
б) ягель, клюква, карликовая ива;
в) ель, береза, осина;
г) полынь, ковыль, саксаул. - У нас обитают...
а) лоси, зайцы, кабаны;
б) косули, волки;
в) олени, медведи. - Мой край дает стране...
а) продукты сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности;
б) легковые автомобили;
в) морепродукты. - Территория моего края расположена в...
а) тропическом поясе;
б) полярном поясе;
в) умеренном поясе.
VI. Подведение итогов урока
- О чём говорили на уроке?
- С каких точек зрения изучали край?
- На последующих уроках мы продолжим изучение нашего родного края. А закончить урок я попрошу …. стихотворением К. Букринского.
Ученица читает стихотворение.
Константин Букринский.
***
Я край родной люблю до боли,
Резные башенки кремля,
Люблю зарайские раздолья,
Леса, речушки и поля.
Закатов грусть, упавших в воду,
Алмазов россыпи в ночи,
Как сено в дождик пахнет медом,
И как весной звенят ручьи.
Его приземистые избы
Опять мне шепчут о Руси,
Герои-ратники Отчизны
С кремля глядят из-под руки.
Я Русь свою люблю до боли,
Люблю привольные ветра,
Люблю зарайские раздолья
Хрусталь осенний Осетра.
Выставление оценок.
Домашнее задание
- Устный рассказ «Мой край».
- Сочинение «Что я расскажу иностранцам о своем городе».