Пояснительная записка по разработке материалов для проведения итоговой аттестации выпускников IX класса по геометрии
Цель проведения экзамена – установление соответствия уровня и качества подготовки выпускника требованиям Государственного образовательного стандарта, включающего в себя федеральный и национальный компоненты.
Документы, определяющие содержание контрольно-измерительных материалов:
- Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ № 56 от 30.06.1999).
- Государственный образовательный стандарт (федеральный компонент) начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004. г. № 1089).
- Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области. – Екатеринбург, 2000.
- Примерные программы для общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев): Математика, 5-11кл./ Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк, - М.: Дрофа, 2000, 2002.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике / Г.В. Дорофеев и др. – М.: Дрофа, 2004.
- Вестник образования. 2006 г. №№ 4, 5, 7.
- Методические рекомендации по разработке материалов для проведения итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений. Разработчики: Клеймёнов А.Ф., зав. кафедрой математического образования ИРРО, доктор математических наук; Шнейдер А.Е., профессор кафедры математического образования ИРРО, канд. ф.-м. наук; Ячменёва И.Г., зам. зав. АМЦ ИРРО ГОУ ДПО «ИРРО» 2005.
Итоговая аттестация проводится в общеобразовательных классах.
Преподавание ведётся в соответствии с Примерными программами для общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев): Математика, 5-11кл./ Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк, - М.: Дрофа, 2000, 2002; по учебнику. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., и др.Геометрия 7-9 класс. –М.: Просвещение, 2000.На изучение отведено 2 часа в неделю.
Содержание учебной дисциплины «математика» регламентируется ГОС ФК.
Экзаменационный материал для проведения экзамена по геометрии составлен с учётом примерных билетов для проведения устной итоговой аттестации выпускников, разработанных Минобразованием Российской Федерации. «Вестник образования» №4 2006г.
Структура работы определяется основными целями изучения геометрии:
- развитие геометрических представлений:
- умение читать и делать чертежи, необходимые для решения задачи;
- определять необходимость дополнительных построений при решении задач;
- различать взаимное расположение геометрических фигур.
- формирование и развитие логического мышления:
- владение методами доказательств при обосновании геометрических утверждений (теорем, лемм, следствий, решении задач).
Работа состоит из трех частей, 19 заданий.
В первую часть включены 13 заданий с выбором ответа. Цель первой части работы – проверка сформированности геометрических представлений. Задания соответствуют уровню базовой подготовки учащегося.
С помощью заданий первой части проверяются: знание и понимание важных элементов содержания (геометрические понятия, свойства основных фигур и пр.), владение основными формулами, умение применять полученные знания к решению геометрических задач. При выполнении заданий первой части учащиеся должны продемонстрировать определенную системность знаний и широту представлений, способность узнавать стандартные задачи в разнообразных формулировках.
Во вторую и третью части итоговой аттестационной работы включены 6 заданий с полной записью решения. Цель – проверка сформированности логического мышления учащегося. Задания соответствуют повышенному уровню.
Задания второй и третей части позволяют проверить владение методами доказательств, умение найти и применить нестандартные приемы рассуждений. При выполнении этой части работы учащиеся должны продемонстрировать умения:
- геометрически грамотно записывать условие (что дано) и заключение (что требуется найти) задачи ,ее решение (доказательство);
- геометрически грамотно выполнять чертежи.
На проведение экзамена отводится 180 минут.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом.
Оценивание работы осуществляется по принципу «сложения», оно зависит от количества и уровня сложности заданий, которые ученик выполнил верно.
За каждое верно решенное задание первой части учащемуся начисляется 1 балл. Задание первой части считается выполненным верно, если обведена буква, которая соответствуют правильному ответу (в заданиях с выбором ответа), или вписан правильный ответ в специально отведенное для этого месте.
Во второй и третей части работы задачи оцениваются в зависимости от уровня сложности (от 2 до 5 баллов). Задание считается выполненным правильно, если учащийся выбрал правильный ход решения и из письменной записи решения понятен ход его рассуждений, все логические шаги решения обоснованны. Необходимые для решения чертежи правильно отображают условие и ход решения задачи. Правильно выполнены все преобразования и вычисления, получен верный ответ.
Если при верном решении задачи допущена ошибка, не носящая принципиального характера и не влияющая на общую правильность хода решения (незначительные неточности в чертежах, негрубые ошибки или описки), то в этом случае учащемуся засчитывается балл, на 1 меньше указанного.
Другие возможности не предусматриваются.
Теоретические вопросы проверяют предметные знания по математике, предусмотренные ГОС ФК. При ответе на эти вопросы выпускник должен продемонстрировать в полной мере сформированность предметно-информационной составляющей всех ключевых компетентностей. Деятельностно-коммуникативная составляющая в ответе на теоретический вопрос проявляется в знании терминологии, логике изложения, в использовании приобретённых знаний в незнакомой ситуации. Ценностно-ориентационная составляющая проявляется в умении высказывать и обосновывать свою позицию.
Итак, содержание учебной дисциплины "математика" регламентируется ГОС ФК. В то же время требования к уровню подготовки выпускников, изложенные в ФК ГОС, не отражают в достаточной мере характер целей и результата общего образования. В связи с этим необходимо сформулировать требования к качеству подготовки выпускников в виде критериев уровня сформированности компетентностей по составляющим образованности ГОС НРК.
Система критериев оценивания видов компетентности учащихся на экзамене по математике через составляющие образованности ГОС НРК может быть представлена следующим образом:
Таблица 1. Технологическая матрица
Составляющие образованности НРК ГОС | ||
1. Предметно-информационнаясоставляющая | 2. Деятельностно-коммуникативная составляющая | 3. Ценностно-ориентационнаясоставляющая |
1. Художественная культура | ||
Знание истории развития математики, эволюции математических идей, роли математики в научно-техническом прогрессе. | А. Умение вырабатывать собственную позицию и следовать ей. Б. Умение применять законы, правила и приемы коммуникации. В. Умение выразить себя не только речевыми средствами, но и средствами математического языка. |
А. Способность ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей. Б. Проявление убежденности в необходимости обосновывать высказываемую позицию. |
2. Информационная культура | ||
А. Владение основами целостного восприятия мира, овладение умениями выдвигать гипотезы и строить модели. Б. Владение программным материалом по математике, сформированность математического аппарата. В. Знание основных видов, каналов информации и средств ее приобретения. |
А. Умение находить, анализировать, передавать и принимать требуемую информацию. Б. Умение понимать задание в различных формулировках, контекстах. В. Умение работать с различными источниками информации; Г. Умение переводить информацию с родного языка на язык математики. Д. Умение выстроить систему доказательств. Е. Владение различными способами интеллектуальных действий. Ж. Владение формами общения. |
А. Реализация освоенных методов и алгоритмов решения задач, доказательства теорем. Б. При выполнении задания использовались знания и умения, приобретенные не только в ОУ. В. Оригинальность представленного решения. Г. Способность самоопределения и самоориентации в информационном поле. Д. Понимание важности оценки и отбора информации из разных источников. |
3. Экологическая культура | ||
Понимание экологических аспектов любой деятельности. | Развитость экологических принципов мышления и поведения | Признание ценности природы: осознание личной ответственности при решении жизненных задач. |
4. Культура здоровья и охрана жизнедеятельности | ||
Использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека. | Умение рационально организовать собственную деятельность | Осознание персональной ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих |
5. Социально-экономическая и правовая культура | ||
Понимание значимости математики для научно-технического прогресса, социальных последствий использования достижений науки и техники (научно-технический прогресс, новые источники энергии, информатизация и т.д.). Готовность к самостоятельному выбору, принятию решения. |
С помощью этой технологической матрицы можно определить качество сформированности у выпускников не только математической образованности, но и других компетентностей. Для этого предлагается следующая матрица оценивания образованности выпускников.
Ф.И. | Предметно-информационная | Деятельностно-коммуникативная | Ценностно-ориентационная | ||||||||||||||||||
1.1 | 2.1 А |
2.1 Б |
4.1 | 5 | 1.2 А |
1.2 Б |
1.2 В |
2.2 А |
2.2 Б |
2.2 Г |
2.2 Д |
2.2 Е |
4.2 | 5 | 1.3 Б |
2.3 А |
2.3 Б |
2.3 В |
3.3 | 5 | |
1 |
Каждый из показателей оценивается в пределах от 1 до 3 баллов:
Н.Д. – 1 балл
Д. – 2 балла
В.Д. – 3 балла
При решении задачи выпускнику необходимо учесть:
- обязательность выполнения требований к решению геометрических задач:
- аккуратно выполнен чертеж и обозначены нужные элементы чертежа;
- данные записаны согласно обозначениям чертежа и условию задачи;
- особенности и элементы чертежа должны быть обоснованы;
- записаны в общем виде формулы, требующиеся для решения задачи, сделаны соответствующие ссылки на используемый теоретический материал;
- найдены числовые значения полученных выражений для данных рассматриваемой задачи;
- записан ответ.
Решение задач должно отличаться полнотой, точностью рассуждений, логичностью, обоснованностью ссылок на аксиомы, определения и теоремы.
Схема формирования общего балла за тест.
Максимальное количество баллов | Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | |
Задания 1-13 | Задания 14-15 | Задания 16-18 | Задание 19 | |
За каждое задание | 1 | 2 | 4 | 5 |
За каждую часть работы | 13 | 4 | 12 | 5 |
За всю работу | 33 |
Для получения положительной оценки ученик должен выполнить не менее 11 заданий из первой и второй части. В противном случаи ставится отметка «2», и результат учащегося не компенсируется выполнением заданий второй части. Для получения отметки «5» необходимо обязательно решить одно задание из третьей части.
Схема перевода суммарного общего балла в 5-бальную шкалу отметок.
Общий балл | Отметка |
Меньше 12 баллов | 2 |
Больше или равно 12 баллов, но меньше или равно 18 баллов | 3 |
Больше 18 баллов, но меньше или равно 25 баллов | 4 |
Больше 25 балла | 5 |
Таким образом, при положительной оценке работы ученику выставляется два количественных показателя: отметка «3», «4» или «5» и общий балл.
Тесты по геометрии за курс основной школы – Приложение.