Коррекционно-развивающие задачи:
Уточнение и закрепление знаний о звуках и буквах, развитие фонематического слуха, совершенствование лексико-грамматических категорий, совершенствование связных высказываний, развитие зрительного восприятия, внимания, повышение мотивации к учёбе в школе, воспитание чувства взаимопомощи, дружбы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза). А теперь пожелайте доброго утра друг другу и гостям!
2. Введение в тему.
Сегодня на занятии мы с вами попадём в сказку. Попробуйте узнать эту сказку. (Звучит песня черепахи Тортилы). Кто догадался, какая эта сказка? Приключения Буратино. А написал её А. Толстой. Про кого она? (Про Буратино) Буратино очень хотел попасть в школу. Он был весёлый озорник и плутишка. Вместо школы он попал в кукольный театр. Буратино обязательно должен добраться в школу. А для этого ему необходимо выполнить задания, которые приготовили герои этой сказки. Больше всего на свете он любил страшные истории и опасные приключения. Сегодня они его подстерегают. Ребята помогите Буратино правильно выполнить задания и попасть в школу.
3. Сообщение цели.
Ну а раз Буратино отправляется в школу, то и задания будут о школе.
Итак, отправляемся в сказку. Старый шарманщик Карло вырезал из полена деревянную куклу. У Буратино появилась голова, нос, глаза, рот. Но он совсем не мог им пользоваться. Покажем ему зарядку для язычка. Поможем Буратино заговорить.
4. Артикуляционная гимнастика: Буратино хочет научиться правильно проговаривать все звуки. Вы покажите ему как нужно чётко их произносить в словах и предложениях. Он будет учиться у вас.
Дети выполняют упражнения: “Улыбка”, “Чашечка”, “Лопатка”, “Парус”, “Горка”.
5. Первое задание приготовил папа Карло. Он подарил ему чудесную книгу. Как она называлась? АЗБУКА (показ азбуки).
У вас на столах лежат буквы, поднимите и покажите Буратино гласные. Почему они гласные?
Покажите согласные. Почему они согласные?
Выйдите к доске те дети, у которых есть буквы из слова АЗБУКА. Составьте слово. Расскажите о них Буратино.
Сколько слогов в этом слове.
Давайте покажем Буратино, как составлять схему слова азбука.
Молодцы! Познакомили Буратино с Азбукой. Справились с первым трудным заданием.
6. Второе задание: Давайте посмотрим, кто ещё к нам пришёл.
Это злой хозяин кукольного театра - Карабас Барабас. Он хочет наказать Буратино, если тот не откроет ему страшную тайну и не ответит на его вопросы. Давайте спасать Буратино. Отвечать на вопросы нужно полным ответом.
- Ходил ли Буратино в детский сад? Что вы ребята, делаете в садике?
Лексико-грамматическая игра и упражнение “В школе”.
В детском саду вы много играли, рисовали, лепили. Скоро вы пойдете в школу. Чему вы там научитесь?
В школе я научусь писать (читать, считать, думать, рассказывать, трудиться, бегать, прыгать, решать, помогать, говорить по-английски и т.д.).
- Для чего надо учиться?
(Надо много учиться, чтобы овладеть любимой профессией. Поэтому все дети поступают в школу. В школе трудно, но интересно. Дети много узнают о том, что нас окружает)
Молодцы! Увидел Карабас Барабас, что мы знаем всё о школе и сразу отпустил Буратино. Да ещё и дал 5 золотых монет в придачу.
7. Физкультминутка-логоритмика.
Речевая подвижная игра “В школу мы с тобой пойдем”. Импровизация движений в такт стихотворению.
В школу мы с тобой пойдем,
И портфель с собой возьмем,
В школе будем мы читать,
В школе будем мы писать,
Физкультурой заниматься,
И трудиться, и стараться.
8. Третье задание.
На пути Буратино в школу встретились хитрецы и обманщики лиса Алиса и кот Базилио.
Говорит Лиса коту: - Давай зададим Буратино закончить предложения про садик и про школу. Раз он там не был, то и ответа не знает. А сами заберём его деньги.
- Давай! - согласился кот.
“Предложение договори и его ты повтори”. (Образование сравнительной степени прилагательных от наречий. Развитие связной речи)
Дети должны сначала закончить предложение, а затем повторить его полностью.
В детском саду хорошо, а в школе... лучше. В детском саду интересно, а в школе... интереснее. В детском саду весело, а в школе... веселее. В детском саду приятно, а в школе... приятнее. В детском саду просторно, а в школе... просторнее. В детском саду замечательно, а в школе... замечательнее. В детском саду прекрасно, а в школе... прекраснее.
Молодцы!
9. Четвёртое задание.
Встретился Буратино с девочкой с голубыми глазами. Как её звали?
(Мальвина)
Мальвина очень любила учиться, и была примерной ученицей.
Она достала из чулана буквы для Буратино. Но чулан был старый и буквы в нем промокли. Их стало плохо видно. Давайте прочтем их. Составление слова ПАРТА.
Молодцы!
Вставьте слоги, которые потерялись в словах: школь…, руч…, порт…, линей…, тет…, друж… .
10. Пятое задание.
Буратино был хорошим другом. Он встретил своего друга Пьеро, который был грустным и испуганным.
За ним гнался Карабас Барабас. Он очень любил Мальвину и не мог найти дорогу к её домику. Буратино помог другу и привёл его к Мальвине, а вместе с тем спас его от погони Карабаса Барабаса. Пьеро так обрадовался, что захотел поиграть с Буратино. Они определили первые звуки в своих именах (Буратино и Пьеро - [Б] и [П]) и стали играть. Поиграем с ними.
Развитее фонематического слуха.
Потянись вверх, если услышишь звук [Б]. Присядь, если услышишь звук [П].
Слова: Учёба, пишу, учебник, писатель, азбука, первоклассник.
Молодцы!
11. Задание шестое. Однажды с Буратино случилась такая история. Он упал в пруд, в котором он встретил старую, добрую черепаху Тортилу.
Буратино ей очень понравился своим весёлым озорным характером. Её захотелось тоже стать молодой. Она так была добра к Буратино, что подарила ему не только золотой ключик, но и доброе задание “Назови ласково”:
(Грамматический строй речи. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
Парта – парточка,
рюкзак – рюкзачок,
тетрадь – тетрадочка,
книга – книжечка,
ручка – ручечка,
альбом – альбомчик,
карандаш – карандашик,
пенал – пенальчик,
мел – мелок,
класс – классик,
дневник – дневничок,
зал – залик,
перемена – переменка,
звонок – звоночек,
кисть – кисточка,
линейка – линеечка,
подставка – подставочка.
Черепахе захотелось поиграть в мяч, и она предложила такую игру.
(Образование существительных множественного числа в родительном падеже) “Один – много”
Школа – школ, школьник – школьников, школьница – школьниц, парта – парт, портфель – портфелей, ранец – ранцев, рюкзак – рюкзаков, тетрадь – тетрадей, книга – книг, ручка – ручек, карандаш – карандашей, пенал – пеналов, учебник – учебников, альбом – альбомов, краска – красок, доска – досок, мел – мела, учитель – учителей, класс – классов, дежурный – дежурных, дневник – дневников, отличник – отличников, урок – уроков, задание – заданий, кисточка – кисточек, перемена – перемен, звонок – звонков.
Молодцы!
12. Седьмое задание.
Так держа в руках золотой ключик Буратино добрался до заветной дверцы, за которой его ждало последнее задание. Подскажем Буратино, что положить в портфель.
“Что положишь в портфель?” Согласование числительных с существительными.
Взрослый показывает детям предмет и цифру (от 2 до 5) и спрашивает: “Что вы положите в портфель?” Дети отвечают: “Я положу в портфель две тетради (5 тетрадей, 2 карандаша, 5 карандашей, 3 ручки, 5 ручек, 4 учебника, 5 учебников, 2 линейки, 5 линеек и т.д.)”.
13. Итог: Вот и добрался Буратино до школы. Спасибо вам за помощь. Вы настоящие друзья. Надеюсь, что и друг другу вы тоже будете всегда помогать.
14. Рефлексия: У вас на столах лежат ключики. Кому было интересно помогать Буратино поднимите желтый ключ. Кому не интересно, сиреневый.
15. Сюрпризный момент: Буратино тоже приготовил для вас подарок. В школе нужно беречь учебники. Вам понадобится закладка. Буратино дарит детям закладки.