Цель проекта: сформировать представление о литосфере, как компоненте географической оболочки.
Задачи:
- Сформировать представление о внутреннем строении Земли, строении и движениях земной коры, видах и происхождении горных пород.
- Формирование умения объяснять особенности рельефа Земли.
- Создать условия для формирования умения и навыков самостоятельной познавательной деятельности и самоанализа.
- Выявление творческого потенциала учащихся.
Цель педагогической деятельности: организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся на всех стадиях работы над проектом.
Проектная деятельность предусматривает обязательное прохождение следующих этапов работы:
Стадии работы над проектом | Содержание работы на этой стадии | Часы (могут варьировать) |
Подготовка | Определение темы и цели проекта | 0,5 |
Планирование | Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, способов представления результатов, процедур и критериев оценки. Выработка общего алгоритма действий при работе над проектом, исходя из поставленных целей. Определение направлений работы для будущих групп. Распределение заданий между группами. Определение состава групп. Распределение задач между участниками команды | 1,5 |
Исследование | Сбор информации, решение промежуточных задач, анализ информации, формулирование выводов | 1 часть работы этого этапа осуществляется во внеурочное время |
Представление | Возможные формы представления результатов (отчета): устный отчет, отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет | 1,5 |
Оценка результата и процесса | Коллективное обсуждение успехов и неудач, выявление их причин, самооценка. | 0,5 |
1. Этап подготовительный
На предыдущих уроках шестиклассниками, в соответствии с правилами познания был определен порядок изучения оболочек Земли. Учащиеся сами определяют, что в соответствии с принципом историзма первой изучается литосфера, т.к. именно она первая сформировалась на Земле.
Учитель обращается к учащимся с вопросом: «Что вы знаете о путешествиях?». При ответе на этот вопрос школьники могут вспомнить об истории географических открытий, о собственных путешествиях, о транспортных средствах на которых они совершались, о фантастических путешествиях описанных в художественной литературе. Учитель предлагает учащимся совершить воображаемое путешествие к центру нашей планеты.
Дальнейший шаг работы целесообразнее провести в групповой форме. Каждой группе предлагается ответить на следующие вопросы:
- На каком транспортном средстве возможно такое путешествие?
- Специалисты каких профессий должны войти в состав экспедиции?
- Какие исследования можно проводить в подобном путешествии?
- Какое значение могут иметь результаты этих исследований?
После того, как группы ответят на вопросы, всем классом обсуждаются результаты. В конечном итоге, учитель подводит учащихся к мысли о том, что все процессы, происходящие в недрах нашей планеты, находят свое отражение на ее поверхности, а, следовательно, и на жизни людей. Это значит, что человек должен понимать причины явлений природы, правильно использовать дары природы и предотвращать или избегать опасности.
Определяя специалистов, которые должны войти в состав экспедиции, шестиклассники знакомятся с правильными названиями этих специальностей и названиями наук – сейсмология, вулканология, геология.
Формулируется цель проекта: изучить внутреннее строение Земли, процессы, которые происходят внутри планеты и выяснить, как они влияют на природу в целом.
2. Этап планирования
Поскольку в 6 классе у учащихся только формируются навыки планирования, то определение задач осуществляется совместно с учителем. В результате создается алгоритм действий, на основе которого каждая группа в дальнейшем будет строить свою работу, создавать свой план действий.
Дальнейшую деятельность школьников можно изобразить в виде обобщенной схемы (Рисунок 1).
В проектной работе с шестиклассниками особое значение имеет работа на этапе планирования:
- Совместно с учителем, в ходе коллективного обсуждения, школьниками выстроен общий алгоритм действий при работе над проектом, исходя из поставленных целей.
- Определяют направления работы для будущих групп.
- Распределяют задания между группами.
- Определяют состав групп.
Дальнейшая работа учащихся проходит в группах, поэтому очень важно оптимально сформировать их состав. Группы могу формироваться из учащихся с одинаковым уровнем сформированности общеучебных умений или разным. Как правило, это зависит от того, насколько будут отличаться задания групп по степени сложности. Так как, в данном случае сложность приблизительно одинакова, то целесообразнее формировать разноуровневую группу.
Работа в группах начинается с того, что учащиеся пытаются самостоятельно выстроить алгоритм действий для своей группы на основе определенного ранее задания. Учитель через беседу, конструктивные вопросы и советы, корректирует вариант планирования каждой группы. При обсуждении очень важно, чтобы было учтено мнение каждого участника группы. Получение первого продукта своей деятельности – плана действий, является хорошим стимулом для дальнейшей работы учащихся. У них появляется чувство успешности.
Следующим важным моментом работы на этапе планирования является формирование умения распределять обязанности между участниками команды. Роль учителя заключается в объяснении важности такой процедуры работы в целях рационального использования времени и возможностей каждого ученика. При выборе критериев оценивания учащихся, создаются благоприятные условия для стимулирования стремления к контактам со сверстниками и в получении их оценок, к инициативе, к помощи товарищам. Ученики делают открытие, что оценка возможна не только за полученный результат, но и за участие в процессе работы. Итогом обсуждения становится лист оценки работы группы, который заполняется по итогам проектной деятельности.
На данном этапе работы распределяются задачи между участниками группы, определяются источники информации (учебник, хрестоматии, энциклопедии), выбирается форма отчета (устное изложение с демонстрацией материалов, подготовленных учениками.
Поскольку все группы имеют одинаковое задание, то алгоритм действий отдельно для каждой группы составлять нет необходимости. «Победителем» конкурса команд для экспедиции будет та группа, которая составит более полную и более научную программу исследований.
3. Этап исследования
Этот этап состоит из следующих видов деятельности:
- Сбор информации.
- Анализ информации.
- Подготовка доклада
- Оформление материалов.
При сборе информации учителю необходимо обращать внимание на то, чтобы учащиеся фиксировали новые понятия, максимально использовали наглядность (коллекции горных пород и минералов, схемы, в т.ч. созданные самими).
Одна из проблем школьников этого возраста – это недостаточная сформированность умения общаться внутри группы. Иногда желание доказать свою правоту, быть лидером, личная неприязнь может полностью разрушить работу группы. Поэтому очень важно контролировать эмоциональный фон работы, предотвращать напряжение отношений. Тем учащимся, которые в силу особенностей характера не хотят работать в группе, можно предложить выполнить данный проект индивидуально.
Участие учителя проявляется в ненавязчивой форме. Учитель наблюдает за работой групп, координирует их взаимодействие, дает советы, консультирует, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.
4. Этап представление. Устный отчет с демонстрацией материалов.
От каждой группы поочередно выступает один из «специалистов», предлагая свою программу исследования. «Специалисты» этого же профиля из других групп задают выступающему вопросы, дополняют, критикуют.
Во время выступлений демонстрируется иллюстративный материал, подготовленный или выполненный группами.
По итогам выступлений составляется общая программа исследований путешествия, заполняются листы отчетности (см. Приложение 1).
5. Заключительный этап: Оценка результатов и процесса.
Это рефлексивный этап работы. На нем происходит как коллективное обсуждение, так и самооценка.
Работа шестиклассников на этапе «Оценка результатов и процесса», при анализе успехов и ошибок, преимущественно связана с заполнением анкет, листов самооценки и взаимной оценки. Содержание анкет таково, что позволяет акцентировать внимание школьников на манеру их поведения при общении с товарищами, отношениях в группе; критериях оценки отчета по выполнению задания; способствует выявлению индивидуальных затруднений и определению их причин.
Лист анализа индивидуальной работы (см. Приложение 1) не влияет на итоговую оценку. Он необходим учителю и ученику для анализа деятельности.