Цели урока:
1) Ознакомление учащихся с приёмом деления
трёхзначного числа на двухзначное, когда в
частном получается однозначное число.
2) Упражнять в решении задач без приведения к
единице.
3) Развивать логическое мышление при решении
задач.
4) Учить выбирать рациональный способ решения
задач.
Оборудование: сигнальные карточки, набор геометрических фигур, индивидуальное числовое табло на каждого ученика.
ХОД УРОКА
1. Работа над новым материалом.
– Сегодня на уроке мы с вами впервые рассмотрим письменный приём деления, когда делитель не круглое число.
– Надо разделить 294 на 42.
– Скажите сами, сколько цифр в частном должно получиться? (Одна, т.к. первое неполное делимое само число)
– Как вы думаете, как легче найти цифру частного? (Округлить делитель)
– Разделим 294 не на 42, а на 40. Для этого разделим 29 на 4, получим 7.
– Это пробная цифра, её нельзя сразу записать в частном, т.к. делим 294 не на 42, а на 40. Поэтому сначала надо проверить, подходит ли цифра 7.
– Проверим: умножим 42 на 7, получится 294, значит цифра 7 подходит. Теперь её можно записать в частном.
2. Решение с комментированием у доски.
3 ученика выходят к доске и объясняют решение примеров.
3. Самостоятельная работа.
– На доске записаны примеры. Необходимо самостоятельно решить и расшифровать слово.
– Проверка решения примеров по индивидуальным табло. В ходе проверки по примером появляется нужная буква.
– Какое слово получилось? (Ромб)
– Что вы можете сказать о ромбе? (Это четырёхугольник)
(У учителя набор геометрических фигур, которые он демонстрирует при неточном или неверном ответе учащихся. Таким образом, ученик, не соглашаясь с данной наглядностью-подсказкой, сам корректирует свой ответ.)
– Есть ли геометрические фигуры у которых все стороны равны? (Квадрат)
– Что такое квадрат? (Прямоугольник у которого все стороны равны)
– А бывают фигуры с равными сторонами, но не четырёхугольники? (Равносторонний треугольник, пятиугольник, шестиугольник…)
4. Устный счёт. Игра “Чей ряд быстрее?”
На доске примеры. Каждый пример закрыт. Первая тройка учащихся выбегает к доске, каждый открывает свой пример и подписывает ответ.
Сидящие дети сигнальными карточками оценивают ответ ученика своего ряда. Если ответ верный – ученик спешит на своё место, а к доске выбегает следующий ученик. В ходе игры каждый ученик класса пробует свои силы у доски. Также по ходу игры проходит индивидуальная работа учителя со слабыми учащимися.
340: 20 = | 920:40= | 820:20= |
560: 40 = | 840:60= | 450:30= |
840: 40 = | 720:30= | 540:20= |
720: 60 = | 520:40= | 650:50= |
910: 70 = | 360:60= | 900:30= |
900: 20 = | 960:60= | 720:40= |
5. Решение задач.
Чтение задачи №782. (учебник “Математика 4 класс”, Моро)
“Папа проехал на мотороллере 100 км за 3 часа. За сколько часов он может проехать с той же скоростью 200 км?”
– Пересказ и составление краткой записи.
100 км– 3ч
200 км – ?
– Как решить такую задачу? Как будем рассуждать?
Учащиеся комментируют решение задачи.
(Сначала узнаем во сколько раз 2-е расстояние больше 1-ого).
- 200:100 = 2 (раза)
- 3х2=6(ч)
(Если 2-ое расстояние в два раза больше, а ехал папа с одинаковой скоростью, значит и времени он затратил в 2 раза больше).
Ответ: 200 км папа проедет за 6 часов.
– Мы решили эту задачу логически рассуждая, а теперь я предлагаю решить задачу №1 самостоятельно двумя способами.
“У портнихи из каждых 12м ситца получились 3 халата. Сколько таких халатов она может сшить из 60м ситца?”
Проверка.
1 способ | 2 способ |
1) 12:3=4(м)-1 халат | 1) 60:12= 5(раз) |
2) 60:4=15(х.) | 2) 3х5 = 15(х.) |
Ответ: из 60 м ситца можно сшить 15 халатов.
– Мы разобрали два способа решения этой задачи. Но данные задачи не всегда позволяют решить её двумя способами.
– Что нужно изменить в условии задачи №782, чтобы она решалась двумя способами?
– Скажите, а какой способ обычно называют рациональным? (Тот, которым задача решается легче, меньше действий)
– Есть ли в этих задачах рациональный способ?
– Подведём итог. Вы уже знаете, что иногда задачу можно решить несколькими способами, среди которых есть рациональный, но вам ещё не встречалась такая задача, в которой при решении рациональным способом одно из данных не потребуется– окажется лишним.
– Прочитайте задачу №2.
“Скорость машины 60км/ч, скорость велосипедиста в 5 раз меньше. Велосипедист проехал расстояние от своего дома до железнодорожной станции за 2 часа. За сколько минут можно проехать это расстояние на машине?”
– Запишем кратко условие задачи.
V |
t | S |
М.-60км/ч | ? | |
В.-? в 5 раз м. | 2ч | одинаковое |
– Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
(Разбор задачи и решение её в 3 действия)
– Что обозначают буквы в таблице V, t, S?
– Какова их взаимозависимость? (V Х t = S)
– Назовите компоненты и результат этого действия? (Первый множитель, второй множитель, произведение)
– Посмотрите на верхнюю строчку таблицы. Что вы можете сказать про скорость машины в сравнении со скоростью велосипедиста? (Она в 5 раз больше)
– Итак, мы видим с вами, что произведение в обеих строчках одинаковые, а первый множитель в 1 строчке в 5 раз больше, чем во 2 строке.
– Что можно сказать про второй множитель 1 строки? (Он в 5 раз меньше, чем первый множитель)
– Значит, чтобы найти время машины надо время велосипедиста разделить на 5.
– Как это сделать? (2часа нужно перевести в минуты. Два часа это 120 минут.)
– Правильно, поэтому в вопросе задачи спрашивается за сколько минут можно проехать это расстояние на машине?
– Во сколько действий этот способ решения?
– Что о нём можно сказать? (Это рациональный способ)
– Какое данное не потребовалось при решении этой задачи рациональным способом? (Скорость машины)
– Запишите в тетрадях рациональный способ решения.
6. Повторение и закрепление изученного материала.
Решение примеров на порядок действий (самостоятельно).
90 х (518 : 74) – 747 : 83 + 46 =
Проверка решения.
Дополнительное задание для сильных учащихся.
Решить кроссворд . См. Приложение.
– Какое ключевое слово получилось при решении кроссворда? (трудолюбие)
– Трудолюбие необходимо в любом деле. А математика предмет особенный: чем с большим трудолюбием мы занимаемся ею, тем интереснее она для нас становится.
7. Итог урока.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Какие вопросы вам больше понравились?
– А что показалось особенно интересным?