Деление на двузначное число

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1) Ознакомление учащихся с приёмом деления трёхзначного числа на двухзначное, когда в частном получается однозначное число.
2) Упражнять в решении задач без приведения к единице.
3) Развивать логическое мышление при решении задач.
4) Учить выбирать рациональный способ решения задач.

Оборудование: сигнальные карточки, набор геометрических фигур, индивидуальное числовое табло на каждого ученика.

ХОД УРОКА

1. Работа над новым материалом.

– Сегодня на уроке мы с вами впервые рассмотрим письменный приём деления, когда делитель не круглое число.

– Надо разделить 294 на 42.

– Скажите сами, сколько цифр в частном должно получиться? (Одна, т.к. первое неполное делимое само число)

– Как вы думаете, как легче найти цифру частного? (Округлить делитель)

– Разделим 294 не на 42, а на 40. Для этого разделим 29 на 4, получим 7.

– Это пробная цифра, её нельзя сразу записать в частном, т.к. делим 294 не на 42, а на 40. Поэтому сначала надо проверить, подходит ли цифра 7.

– Проверим: умножим 42 на 7, получится 294, значит цифра 7 подходит. Теперь её можно записать в частном.

2. Решение с комментированием у доски.

3 ученика выходят к доске и объясняют решение примеров.

img1.gif (1425 bytes)

3. Самостоятельная работа.

– На доске записаны примеры. Необходимо самостоятельно решить и расшифровать слово.

– Проверка решения примеров по индивидуальным табло. В ходе проверки по примером появляется нужная буква.

– Какое слово получилось? (Ромб)

– Что вы можете сказать о ромбе? (Это четырёхугольник)

(У учителя набор геометрических фигур, которые он демонстрирует при неточном или неверном ответе учащихся. Таким образом, ученик, не соглашаясь с данной наглядностью-подсказкой, сам корректирует свой ответ.)

– Есть ли геометрические фигуры у которых все стороны равны? (Квадрат)

– Что такое квадрат? (Прямоугольник у которого все стороны равны)

– А бывают фигуры с равными сторонами, но не четырёхугольники? (Равносторонний треугольник, пятиугольник, шестиугольник…)

4. Устный счёт. Игра “Чей ряд быстрее?”

На доске примеры. Каждый пример закрыт. Первая тройка учащихся выбегает к доске, каждый открывает свой пример и подписывает ответ.

Сидящие дети сигнальными карточками оценивают ответ ученика своего ряда. Если ответ верный – ученик спешит на своё место, а к доске выбегает следующий ученик. В ходе игры каждый ученик класса пробует свои силы у доски. Также по ходу игры проходит индивидуальная работа учителя со слабыми учащимися.

340: 20 = 920:40= 820:20=
560: 40 = 840:60= 450:30=
840: 40 = 720:30= 540:20=
720: 60 = 520:40= 650:50=
910: 70 = 360:60= 900:30=
900: 20 = 960:60= 720:40=

5. Решение задач.

Чтение задачи №782. (учебник “Математика 4 класс”, Моро)

“Папа проехал на мотороллере 100 км за 3 часа. За сколько часов он может проехать с той же скоростью 200 км?”

– Пересказ и составление краткой записи.

100 км– 3ч

200 км – ?

– Как решить такую задачу? Как будем рассуждать?

Учащиеся комментируют решение задачи.

(Сначала узнаем во сколько раз 2-е расстояние больше 1-ого).

  1. 200:100 = 2 (раза)
  2. (Если 2-ое расстояние в два раза больше, а ехал папа с одинаковой скоростью, значит и времени он затратил в 2 раза больше).

  3. 3х2=6(ч)

Ответ: 200 км папа проедет за 6 часов.

– Мы решили эту задачу логически рассуждая, а теперь я предлагаю решить задачу №1 самостоятельно двумя способами.

“У портнихи из каждых 12м ситца получились 3 халата. Сколько таких халатов она может сшить из 60м ситца?”

Проверка.

1 способ 2 способ
1) 12:3=4(м)-1 халат 1) 60:12= 5(раз)
2) 60:4=15(х.) 2) 3х5 = 15(х.)

Ответ: из 60 м ситца можно сшить 15 халатов.

– Мы разобрали два способа решения этой задачи. Но данные задачи не всегда позволяют решить её двумя способами.

– Что нужно изменить в условии задачи №782, чтобы она решалась двумя способами?

– Скажите, а какой способ обычно называют рациональным? (Тот, которым задача решается легче, меньше действий)

Есть ли в этих задачах рациональный способ?

– Подведём итог. Вы уже знаете, что иногда задачу можно решить несколькими способами, среди которых есть рациональный, но вам ещё не встречалась такая задача, в которой при решении рациональным способом одно из данных не потребуется– окажется лишним.

– Прочитайте задачу №2.

“Скорость машины 60км/ч, скорость велосипедиста в 5 раз меньше. Велосипедист проехал расстояние от своего дома до железнодорожной станции за 2 часа. За сколько минут можно проехать это расстояние на машине?”

– Запишем кратко условие задачи.

V

t

S

М.-60км/ч ?  
В.-? в 5 раз м. одинаковое

– Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?

(Разбор задачи и решение её в 3 действия)

– Что обозначают буквы в таблице V, t, S?

– Какова их взаимозависимость? (V Х t = S)

– Назовите компоненты и результат этого действия? (Первый множитель, второй множитель, произведение)

– Посмотрите на верхнюю строчку таблицы. Что вы можете сказать про скорость машины в сравнении со скоростью велосипедиста? (Она в 5 раз больше)

Итак, мы видим с вами, что произведение в обеих строчках одинаковые, а первый множитель в 1 строчке в 5 раз больше, чем во 2 строке.

– Что можно сказать про второй множитель 1 строки? (Он в 5 раз меньше, чем первый множитель)

Значит, чтобы найти время машины надо время велосипедиста разделить на 5.

Как это сделать? (2часа нужно перевести в минуты. Два часа это 120 минут.)

Правильно, поэтому в вопросе задачи спрашивается за сколько минут можно проехать это расстояние на машине?

– Во сколько действий этот способ решения?

– Что о нём можно сказать? (Это рациональный способ)

– Какое данное не потребовалось при решении этой задачи рациональным способом? (Скорость машины)

– Запишите в тетрадях рациональный способ решения.

6. Повторение и закрепление изученного материала.

Решение примеров на порядок действий (самостоятельно).

90 х (518 : 74) – 747 : 83 + 46 =

Проверка решения.

Дополнительное задание для сильных учащихся.

Решить кроссворд . См. Приложение.

Какое ключевое слово получилось при решении кроссворда? (трудолюбие)

– Трудолюбие необходимо в любом деле. А математика предмет особенный: чем с большим трудолюбием мы занимаемся ею, тем интереснее она для нас становится.

7. Итог урока.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Какие вопросы вам больше понравились?

– А что показалось особенно интересным?