Цели урока:
- Показать, что развитие капиталистических отношений в стране тормозилось господством испанской монархии и сохраняемыми ею феодальными порядками. Подчеркнуть, что это противоречие привело к обострению классовой и национально-освободительной борьбы. Раскрыть причины победы революции на севере Нидерландов.
- Развивать умения анализировать, сравнивать исторические факты, выяснять причинно – следственные связи.
- Способствовать воспитанию чувства уважения к героической борьбе народов за свое освобождение.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Оргмомент
Сообщение темы и целей урока.
Фрагмент фильма
Голландия – маленькая страна, объехать которую можно за 6 часов. В XVI веке она входила в состав Нидерландов, и после буржуазной революции стала одной из передовых стран Европы. Почему? Какие события происходили в это время и будет темой нашего урока.
Формирование новых понятий и убеждений.
Карта Нидерланды – низовые земли. (Приложение 1)
Нидерланды состояли из 17 провинций и включали в себя территорию современных государств: Голландии, Бельгии, Люксембурга, части Франции. Это была самая густонаселенная страна Европы. Нидерланды называли “страной городов”, т.к. на небольшой территории находилось 300 городов.
Определить выгоды географического положения Нидерландов.
Выводы:
В результате Великих географических открытий город Антверпен становится центром мировой торговли.
Благодаря географическому положению Нидерланды стали родиной смелых моряков и мореплавателей, купцов и искусных ремесленников.
Страна была богата. На верфях Антверпена и Гааги строились самые быстроходные и современные суда. Голландское сукно и полотно славились по всему миру. Строились мануфактуры. В XVI веке в промышленности и сельском хозяйстве развивалось капиталистическое предпринимательство.
Проанализируйте таблицу “Размеры годового дохода Карла V, полученного от отдельных частей его державы”.
– Что стало причиной революции? (работа с учебником)
Выводы: Нидерландская революция – это переплетение:
– национально – освободительной борьбы
– борьбы против феодальных порядков
– борьбы против католической церкви
– Почему в Нидерландах широко распространились идеи Жана Кальвина?
Еще безжалостнее оказалось правление Филиппа II – сына Карла V (1556 – 1598 гг)
Обращение Филиппа II: Мое святейшее величество заявляет всем присутствующим:
В 1556 году по воле ныне покойного моего батюшки его святейшего величества Карла V я получил корону и завещание: как управлять вверенным мне народом.
“Сын мой, говорил мне отец, тем больше мы тянем с народа, тем сильнее он нас любит”. В Нидерландах я обрек на смерть по обвинению в ереси 50 тысяч самых доблестных мужчин и самых хорошеньких девушек. Не считая конфискаций, я выкачал денег оттуда больше, нежели из Вест – Индии и из Перу. Они постоянно чувствуют на себе мою властную руку. Я искореняю ересь не потому, что она противоречит римско– католической вере, а потому что в Нидерландах она расшатывает устои нашей власти.
– Что характерно для правления Филиппа II?
Конфликт между королем Испании и населением Нидерландов назрел.
В 1566 году делегация дворян представила королю свои требования. Одежда обедневших дворян была жалкой и их прозвали гезами, т. е. нищими. С тех пор всех противников испанского владычества называли гезами. Переговоры с властями ни к чему не привели и в 1566 году на севере страны вспыхнуло народное движение.
С 1572 года между Испанией и Нидерландами началась настоящая война. Руководителем освободительного движения стал Вильгельм Оранский.
Борьбу против испанцев повели простые люди. Они уходили в леса, в предгорные районы, вели партизанскую войну и называли себя “лесными гезами”. Рыбаки и матросы северных провинций Голландии и Зеландии стали морскими гезами.
Герцог Альба организовал поход испанских войск на север, во время которого он проявил крайнюю жестокость и вероломство. Но эти дикие расправы не запугали жителей, а лишь укрепили их решимость сражаться с врагом. Войска Испании терпели поражение Альба понимал, что им недовольны в Мадриде и подал просьбу об увольнении. В 1573 году он покинул Нидерланды. А его войска осадили город Лейден.
Картина “Осада Лейдена”. Чтение дневника одного из защитников города.
Задание классу: Определите: какой момент рассказа изобразил художник Львов?
Несмотря на нарастающую борьбу нидерландского народа, Филипп II не шел на уступки и продолжал войну. Денег в казне не было, войскам перестали платить жалование. Солдаты грабили страну. В 1576 году они убили почти 7 тысяч жителей Антверпена.
Южные провинции Нидерландов тоже примкнули к освободительной войне Севера, но феодалы Юга, боясь народного гнева, помогли Испании удержать южные Нидерланды под своей властью. В 1579 году южные провинции выразили готовность подчиниться испанскому королю.
Образование свободной республики Голландии.
Работа с термином республика.
1579 год – Утрехтская уния – 7 северных провинций объединились.
– Как вы думаете, о чем писали газеты того времени?
- заключение унии;
- признание Голландии Испанией в 1609 году;
- убийство иезуитами Вильгельма Оранского.
Значение революции.
Вывод: В Нидерландах победила буржуазная революция, которая проходила под религиозным знаменем протестантизма.