Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. Младшие школьники с интересом начинают учиться в школе. Это потому, что от природы они любознательны, стремятся понять, раскрыть тайны окружающего мира. Почему же со временем их ожидает разочарование? Почему теряется интерес к учению? Да потому, что их слишком рано отрывают от любимого занятия - игры. Поэтому игровые технологии являются перспективным направлением в системе образования, т.к. именно они способны создать благоприятные условия для формирования познавательной активности положительного отношения к учебной деятельности. В игре формируются и нравственные привычки самих детей, создается возможность для проявления активности и самостоятельности. Игра дает реальный опыт, которого не дали бы рассказы и книги, но щадит, как не стала бы щадить жизнь. Человек, у которого в детстве было много разнообразных, сложных и справедливых игр, вырастает более развитым, гармоничным и готовым к общению с другими людьми. В связи с этим невозможно с тревогой не думать о нынешних детях. В какие игры они играют, много ли их знают? В большинстве случаев не более пяти, и среди них - ни одной со сколько-нибудь сложными правилами и почти ни одной - командной. Вырастая, дети чувствуют себя одинокими, боятся людей, не умеют спорить и договариваться, действовать сообща, не понимают сложных отношений. Сегодня дети все больше времени проводят в обществе компьютера и телевизора: проще иметь дело с послушным прибором, пассивно потребляя предлагаемые развлечения. Часто ребенок попадает в сильнейшую зависимость от теле- или компьютерной реальности, а игры со сверстниками, которые проявляют собственную волю и которых не выключишь кнопкой, его просто пугают.
Выход один - детям должно быть известно что-то более интересное, чем компьютерные игры и телевизор. Наши дети нуждаются в игре, в развитой культуре игры, ведь это лучший способ развить способности, подготовить к жизни, к общению с людьми. У игры есть прекрасное свойство - она сама организует обучение. Не обязательно сначала учить чему-то новому и тогда уже вводить игры. Можно наоборот - начнем играть, а сама форма игры не позволит принуждать, читать нотации и требовать зубрежки. В игре незаметно, сами собой, исчезают стены, разделяющие учителя и ученика, рождается новая атмосфера, новые отношения.
Игра стимулирует детскую любознательность, способствует проявлению заботы и беспокойства об окружающей природе, а еще позволяет в увлекательной форме понять сложные процессы, происходящие в природном окружении. Хорошая игра требует различных умений, направленных на достижение цели. Она приводит к согласованным действиям, точности, ответственности, расширяет кругозор, находчивость, смекалку, пробуждает интерес к обучению. Игровая деятельность как форма обучения направлена на развитие у детей произвольного внимания, наблюдательности, воображения, развитие любознательности. Воспитательная ценность игры заключается в воспитании положительного отношения детей к явлениям окружающей жизни, труду, взаимоотношению людей, традициям общества, воспитании уважения к семье, старшим. Игра помогает раскрывать нравственные черты человека: доброту, справедливость, честность, отзывчивость, любовь к труду, любовь к родной природе. [1]
Играть всерьез непросто. Как играть, чтобы не сорвать урок? Как себя вести? А если они не хотят? А если они только играть хотят? Наконец, во что играть? Какие могут быть игры? Эти вопросы нередко задают молодые педагоги, решившие использовать игровые технологии для модернизации традиционной системы образования. Определение места и роли игровых технологий в учебном процессе, сочетание игры и учения во многом зависят от понимания учителем функции и классификации.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: усвоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам. И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата
Творческий очень активный характер этой деятельности
Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция
Наличие прямых или косвенных правил [6]
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля );
- как технология внеклассной работы (игры типа "Зарница", "Орленок", КТД и др.) [5]
УМК планета знаний представляет мне, как учителю, большие возможности в плане использования игровых технологий. С первых уроков грамоты детям предлагается начать путешествие в город Алфавитинск, где их ждут интересные встречи, волшебные превращения, преодоление препятствий. К карте этого города мы обращаемся при изучении новой буквы и на этапе закрепления.
Прописи содержат большее количество ребусов, загадок, шарад, анаграмм. Ребята не только разгадывают эти задания, но и с интересом составляют свои загадки и ребусы. Часто на уроках грамоты, литературного чтения использую игры-драматизации.
Примерами использования ролевых игр могу послужить уроки математики, где ребята с интересом примеряют на себя роли архитекторов, продавцов, туристов, исследователей, строителей и т.д.
Как показала работа по данной теме, дети очень легко включаются в игру, с интересом принимают участие в создании сюжета и в увлекательной форме усваивают материал. Игры любимы и жизненно необходимы детям, потому что служат надежным посредником между миром ребенка и внешним миром.
Литература:
1) Аникеева Н.П. "Воспитание игрой".
2) Беспалько В.П. "Слагаемые педагогических технологий" М., 1989.
3) Ксензова Т. Ю. "Современные школьные технологии" М., 2000.
4) Занько С.Ф. "Игра и ученье" М., 1992.
5) Селевко Г.К. "Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельностиучащихся"
6) Шмаков С.А. "Его величество игра" М.. Новая школа 1994.
7) Эльконин Д.Б. "Технология игры".