Дидактическая игра "По лесной тропинке"

Разделы: Биология


Цель игры: закрепить знания обучающихся о жизненных формах растений, названия растений и грибов и их значение, развивать познавательный интерес.

Оборудование и материал для проведения игры: картинки с изображением берёзы, дуба, клёна, сосны, ели.

Муляжи или картинки с изображением грибов: волнушки, белого гриба. маслёнка, подосиновика, бледной поганки, веселки.

Ветка берёзы или ели с налётом тернтеполии.

Ход игры

Класс делится на группы. Обе группы начинают путь по "лесной тропинке" одновременно. Команды передвигаются от одной указательной стрелки к другой. На каждом этапе выполняют задания карточки.

1-й этап: "На пороге леса".

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом-
Чудеса увидишь нём.

Задание. Рассмотрите внимательно листовые пластинки деревьев. Прикрепите листья к веткам деревьев: берёзы, рябины, клёна. Приложение № 1.

Команды выполняют задание и переходят к следующему этапу.

Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Берёза)

Весной зеленела, Летом загорала,
Осенью надела Красные кораллы.
(Рябина)

2-й этап: "Пирамида"

Задание. Как известно, для растений леса характерна ярусность. Силуэты деревьев, кустарников и трав необходимо распределить по группам, т.е. соответственно жизненным формам.

"Я - капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица"
(Земляника)

"Стоит дерево кудряво, а когти волчьи".
(Черёмуха).

Привал.

Обучающиеся разгадывают загадки о растениях леса.

Высока, стройна, душиста.
В небо тянется она,
Вся одежда золотиста,
Только шапка зелена.
(Сосна).

Плоды шиповника охотно едят мышь и дрозд. Которое из этих животных полезнее в распространении семян? ( Дрозд полезнее, т.к. мышь зубами разрезает семена и этим губит их, а дрозд глотает целиком)

Какие растения стреляют? ( Недотрога, бешеный огурец, кислица, фиалки)

3-й этап: "На грибной полянке"

Задание 1. Найди соседа. Микориза - симбиотическое взаимоотношение между грибов и высшими растением. Распределите грибы возле силуэтов деревьев соответственно их взаимосвязи.

( Муляжи можно заменить картинками с изображениями грибов).

Правильное расположение грибов возле деревьев: белый гриб образует микоризу с корнями ели, берёзы, сосны, дуба. Маслёнок - с корнями сосны и ели.

Подосиновик чаще всего можно найти в лиственных лесах , ближе к осине. Ножка у него прямая , высокая, белая , с тёмными чешуйками. Этот гриб называют ещё красным - по яркому цвету шляпки.

Подосиновик

 

Белый гриб ( боровик) чаще всего растёт в хвойных и берёзовых лесах.У него шляпка выпуклая, рыжевато - коричневая или тёмно - бурая. Белый гриб хорош для варки, сушки, жарения,маринования и соления.

Белый гриб

Подберёзовик растёт в берёзовых лесах, где много берёзы. Шляпка у молодого под берёзовика выпуклая , твердоватая, позднее плоская ,мягкая. Цвет шляпки различных тонов .Ножка белая , цвета не меняет.

Подберёзовик

 

Груздь растёт в хвойных и лиственных лесах. Шляпка гриба мясистая, плоская, с круто закрученными краями, к центру воронкообразная, белая или жёлто-белая с пушистыми краями. Ножка короткая , белая, толстая.

Груздь

Задание 2. Отгадайте загадки и ответьте на вопросы о грибах.

Видишь, гриб волнуется,
Ясно почему:
Как бы не испортили шляпки бахрому.

-Что это за гриб? (Волнушка)

-У этого гриба название связано с формой шляпки. Гриб напоминает ухо, так как ножка у него соединяется со шляпкой не в центре, а несколько сбоку. Что это за гриб? Ухо какого животного он напоминает? (Свинушка).

-Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка).

-Почему лоси и другие копытные животные поедают мухоморы? (Таким способом они освобождаются от паразитических червей).

-Какой гриб растёт на глазах? (Это веселка. Её ножка вытягивается со скоростью 0,5 см в минуту).

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я - ... (Подосиновик.)

Вдоль лесных дорожек
Стоят на крепких ножках
В шляпках разноцветных
Издали заметных
Собирай не мешкай
Это... (Сыроежки.)

4-й этап. "Знакомые незнакомцы"

Задание.

На коре берёз и елей можно увидеть налёт. Рассмотрите ветку берёзы с таким налётом. В сухую погоду налёт окрашен в оранжевый цвет. Какие организмы образуют этот налёт? Что вам известно об этом?

Ответ: это налёт нитчатой водоросли трентеполии. Оранжевый цвет обусловлен накоплением масла в клетках водоросли. В сырую погоду водоросли интенсивно растут и цвет становится зелёным, т.к. масло исчезает.

5-й этап: "Собираемся домой"

Подведение итого занятия.

Обучающиеся рассказывают о том, что вызвало интерес во время "прогулки по лесу". Читают отрывки стихотворений о лесе.

Литература:

  1. Андронов Н.М., Богданов П.Л. Определитель древесных растений по листьям. Издательство Ленинградского университета. 1974.
  2. Галушкова Н.И. биология. Бактерии.Грибы.Растения.6 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Пасечника - Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Измайлов И.В., Михлин В.Е. Биологические экскурсии: Кн. Для учителя -М.: Просвещение, 1983.
  4. Петров В. Из жизни зелёного мира. - 2-е изд. -М.: Просвещение, 1980.

Приложения.