Цель:
- Обобщить знания по теме жанры в музыке и ИЗО;
- Научить детей нетрадиционным методам изобразительного искусства;
- Познакомить учащихся с произведениями великих художников и композиторов.
- Воспитывать аккуратность, умение выслушивать мнение друг друга.
- Прививать любовь к малой родине.
- Отразить тему урока в коллективной работе по группам.
Оборудование:
- мультимедийная установка
- диски с видео- и аудиозаписями;
- таблички с жанрами в ИЗО и музыке;
- картины художников;
- обои, гуашь, кисти, активированный уголь, пластилин, пластиковая плитка,
- национальные музыкальные инструменты, национальные костюмы.
Ход урока
(Дети стоят у входа в класс).
- УЧ. Ребята, я назвала наш урок «Картинки с выставки. Сегодня мы попробуем нетрадиционным (т. е. необычным способом) рассказать о жанрах в музыке и изобразительном искусстве. Работать мы будем в группах. Каждая группа получит задание, выполнит его и защитит. На прошлом уроке мы провели подготовительную работу, а сегодня ее закончим. Работать надо быстро, аккуратно, прислушиваться и уважать мнение друг друга, а к концу урока оформить выставку.
Сейчас в нашей мастерской зазвучит музыка, как только мелодия закончится, вы сядете на то место, около которого оказались. Итак, в путь!
(Звучит пьеса «Прогулка» М. П. Мусоргского. Дети произвольно проходят в класс и рассматривают его. Музыка заканчивается, и ученики рассаживаются на места.)
УЧ. Ребята, вы узнали музыку, под которую заходили в нашу мастерскую?
Д. Это «Прогулка» М. П. Мусоргского.
УЧ. А как вы думаете, почему именно это произведение я взяла для прогулки по нашей мастерской?
Д. Потому что эта мелодия сопровождает переход от одной картины в цикле «Картинки с выставки» к другой, так же как мы будем переходить от одного жанра к другому.
УЧ. А что такое цикл?
Д. Ряд коротких пьес, объединенных в одно произведение.
УЧ. Для какого инструмента написано это произведение.
Д. Для фортепиано.
(Показывает в составе симфонического оркестра на стенде этот инструмент).
УЧ. Ребята, а к какому жанру в музыке относится произведение «Картинки с выставки?»
Д. К жанру инструментальной музыки.
(Ученик крепит табличку с жанром на доске под заголовком «Жанры в музыке», другой ученик показывает портрет композитора на стенде и крепит к нему флажок.)
УЧ. Какие еще вы знаете жанры в музыке.
(Дети крепят на доске жанры вокальный и театрально-сценический.)
УЧ. А теперь рассмотрим, что лежит у вас на столах и начнем работать.
(В классе звучит легкая музыка. Дети рассматривают набор материала на столах и определяются с композицией).
(Учитель подходит к гостям в классе и дает им задание.)
На вашем столе тоже есть набор материала для работы. И вам я тоже приготовила задание. Вы должны, как и учащиеся, определить жанр, который я вам предлагаю, выполнить его в виде аппликации, но обратите внимания, что вам надо написать свое мнение об уроке. Урок понравился, потому что… (в солнышке), урок не понравился, потому что… (в тучку), я остался равнодушен к этому уроку, потому что… (в цветочек).
УЧ. (Подходит к первой группе детей.) Ребята, теперь настала ваша очередь рассказать о том, какие события отображаются на вашей панораме. В каком жанре вы работаете?
Д. Батальный жанр.
УЧ. С какими жанрами он тесно переплетен?
Д. Пейзаж, скульптура.
УЧ. Какие виды ИЗО используете в своей работе?
Д. Графика, скульптура, бумагопластика, живопись.
УЧ. Из набора картин отберите картины батального жанра и разместите их в нашей картинной галерее.
(Один ученик из группы работает с картинами и крепит их под жанром «батальный».)
(На видео проходят кадры военных событий, начинает звучать 7 симфония Д. Шостаковича).
УЧ. В первые годы войны, когда положение становилось все хуже и хуже, Дмитрий Шостакович (учитель дает флажок ученику, который прикрепляет его к портрету композитора) сочиняет симфонию, которая расскажет всем слушателям о несокрушимости и стойкости ленинградцев и всех людей нашей страны, о стремлении победить врагов.
Исполнение 7 симфонии в блокадном Ленинграде стало символом мужества и грядущей победы. Люди слушали симфонию стоя, а у некоторых на глазах выступили слезы. Мы слышим 1 часть симфонии, это тема нашествия врагов на Родину. Но когда кажется, что уже нет сил и враг победит, возникает тема сопротивления. Она сталкивается с темой нашествия и побеждает ее.
УЧ. Ребята, а к какому жанру относится симфония?
Д. Инструментальному (Ученик крепит табличку к жанрам в музыке.)
УЧ. А что такое симфония?
Д. Сложное произведение для симфонического оркестра из 4 частей.
УЧ. А что такое оркестр?
Д. Большой коллектив музыкантов, играющих одно произведение на разных музыкальных инструментах.
УЧ. Какие группы инструментов вы знаете?
Д. (Ребенок подходит к стенду). Струнные, медные-духовые, деревянные – духовые, ударные.
УЧ. Как вы думаете, какие инструменты преобладают в 7 симфонии?
Д. Струнные и ударные.
УЧ. Какой фрагмент военных событий вы отображаете в своей панораме?
Д. Военные события на Кубани.
УЧ. Какой праздник мы отмечали 12 февраля?
Д. День освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков.
УЧ. Ребята, а вы знаете стихи о Кубани?
(Ученик читает стихотворение, называет автора).
УЧ. Композитор Георгий Пономаренко (учитель показывает портрет композитора) написал очень много песен о Кубани. В г. Краснодаре, в честь этого композитора открыт дом – музей, в котором жил музыкант и поставлен ему памятник. Вспомните, ребята, какую песню этого композитора мы учили?
Д. Кубань – судьбы моя.
(На мультимедийке идут фрагменты природы Кубани. Дети поют песню «Кубань – судьба моя».)
УЧ. Ребята, к какому жанру относится песня?
Д. Вокальному. (Ученик крепит табличку около вокального жанра).
УЧ. О чем бывают песни?
Д. Обо всем, что окружает человека и о нем самом.
УЧ. Какие вы знаете песни?
Д. Лирические, обрядовые, трудовые, плясовые.
УЧ. Каждый год, 23 февраля мы отмечаем праздник «День защитника Отечества». В этот день все люди славят тех, благодаря кому у нас над головой мирное небо, а мальчишки с завистью смотрят на дедов и отцов и мечтают быстрее стать военными, участвовать в парадах. Давайте, исполним песню «Марш кадетов» композитора Шмакова и на несколько минут превратимся в защитников Родины.
(Музыкальная композиция «Марш кадетов» 6 мальчиков маршируют, делая перестроения. Девочки машут им рукой.)
(Звучит «Прогулка»).
УЧ. Мы переходим к следующему жанру в изобразительном искусстве. (Музыка прекращается.) Ребята, в каком жанре работаете вы?
Д. Бытовой.
УЧ. Что это такое?
Д. Изображение бытовых сцен
УЧ. С какими жанрами он переплетается?
Д. С натюрмортом
УЧ. Какие виды изобразительного искусства использовали
Д. Лепка из теста, живопись.
УЧ. Определите картины художников бытового жанра и поместите их на выставку.
УЧ.. Расскажите о том, что вы изображаете?
Д. Обязательным атрибутом адыгейского дома был очаг, где готовилась еда, устраивались моления, совершались различные обряды, церемонии. Это символ продолжения рода и жизни. Дом, где не было очага, называли бесследно исчезнувший. Очаг всегда держали в чистоте.
Неотъемлемым атрибутом жилья был треногий стол «ана» - символ гостеприимства, обилия пищи и благополучия в семье.
Как старый кедр, он мудр и щедр.
Как солнце, кругл. Он гостю – друг.
Есть хлеб и соль! – Садись за стол.
Он, как родник – людей роднит.
У адыгов сильно было развито садоводство, поэтому круглый год на столе у адыгейской семьи присутствовали свежие фрукты.
УЧ. Как называется жанр, изображающий овощи, фрукты и другие неживые предметы.
Д. Это натюрморт.
УЧ. Поместите на нашей картинной галерее картины художников, которые изображают натюрморт.
Адыгейский народ славится не только своим трудолюбием и гостеприимством, но и фольклором. Девочки, участницы кружка «Зори Кавказа» приготовили нам танец.
УЧ. Ребята, а вы знаете, как называются ваши национальные инструменты.
Д. ______________
УЧ. На какие инструменты из оркестра русских народных инструментов они похожи?
Д. На гармошку и трещотки.
(Звучит пьеса «Прогулка»).
УЧ. Ребята из этой группы тоже готовы рассказать о своем жанре.
Д. (Читают стих.)
Если видишь на картине, нарисована река
Живописные долины и дремучие леса,
Белокурые березы или старый крепкий дуб, или вьюга, или ливень,
Или солнечный денек. Нарисованным быть может или север или юг.
И любое время года мы в картине разглядим
Не задумываясь, скажем – называется – пейзажем.
УЧ. Какой вид изобразительного искусства прослеживается в вашей работе?
Д. Аппликация.
УЧ. Отберите картины художников, работающих в этом жанре.
УЧ. Ребята, сейчас зазвучит песня, А вы под эту песню соберете свою композицию на доске.
(Дети исполняют песню «Радуга» и крепят свою композицию на доске.)
УЧ. Скажите, а какой жанр еще может переплетаться с пейзажем. Давайте посмотрим видеофильм, вспомним название произведения и назовем автора.
Д. Сен-санс «Карнавал животных, Лебедь».
У. А что это вы смотрели?
Д. Балет.
У. А исполняла роль лебедя знаменитая балерина Анна Павлова. Скажите, ребята, а что такое балет?
(Учитель крепит лебедей к картине детей на озеро).
УЧ. Как называется жанр в ИЗО, когда на картине изображены животные??
Д. Анималистический.
УЧ. Отберите картины художников, работающих в этом жанре.
УЧ. А в какой опере действия происходят в подводном царстве и кто композитор этой оперы.
Д. Опера «Садко». Римский–Корсаков.
(Сейчас мы посмотрим фрагмент из оперы «Садко» на видео. Ребенок крепит флажок к портрету композитора).
УЧ. Ребята, а что такое опера?
Д. Представление, где все поют, в театре оперой зовут.
УЧ. А к какому жанру относится опера? (Ребенок крепит табличку со словом «опера к театрально-сценическому жанру»).
УЧ. Ребята, а как называют жанр в ИЗО на морскую тему.
Д. Марина, а художника - маринистом.
УЧ. Ребята, у меня на столе остались таблички, я вам их раздам, а вы развесьте их по местам. И теперь наступило время убрать свое рабочее место еще раз пройтись по нашей выставке и посмотреть работы друг друга.
(Звучит «Прогулка», дети рассматривают работы).
УЧ. Ребята, я предлагаю в честь приближающего праздника «Дня защитника Отечества», в честь нашего урока и в честь наших гостей устроить салют и исполнить песню.
(Дети поют песню «Сегодня салют», срезают шары и разбрасывают их по классу, имитируя салют).
Урок наш подходит к концу, вы все замечательно справились с заданием. Я оцениваю вашу работу на отлично, всем за урок ставлю оценку «5», а вы на память о нашем уроке возьмете 2 шара красных оттенков, если урок вам понравился, желтые шары, если вам понравилось больше петь, зеленые – если больше нравится рисовать, а если урок не понравился совсем, у вас испортилось настроение, тогда синие шары. Своим настроением поделитесь с нашими гостями, подарив им один из ваших шаров.
Урок наш окончен. До свидания.