Урок русского языка в 4-м классе на тему "Слово. Словосочетание. Предложение". УМК "Начальная школа ХХI века"

Разделы: Начальная школа


Цель: Совершенствовать преподавание русского языка детям с неродным русским языком.

Задачи: Закрепить знания об отличии слова от словосочетания, развивать умение находить и выписывать словосочетания из предложения, прививать любовь к русскому языку, развитие речи и обогащение словарного запаса.

Оборудование: пособие "солнце", карточки с предложениями.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

У. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, лица и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

У. Ребята, какое сейчас время года?

Д. Весна.

У. Наконец мы дождались тёплых лучей солнца, ласково согревающих нас. На уроке у нас тоже будет весеннее солнышко (выставляю солнце с надписью весна), но мне нужна ваша помощь, чтобы у солнца появились лучики, для этого надо ответить на вопросы (лучики – ответы вывешиваются на доске).

У. Звонкое журчание чего мы слышим весной?

Д. Журчание ручейков.

У. Когда тают сосульки звон чего мы слышим?

Д. Звон капели.

У. А что набухают на ветках деревьев весной?

Д. Набухают почки.

У. А какой цветок первым появляется из-под снега весной?

Д. Белый подснежник.

У. Что ещё зеленеет на проталинках?

Д. Первая травка.

У. – Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны!

Какая птичка пела эту песенку?

И песню раннюю запел
В лазури … звонкий.

Д. Жаворонок.

У. Молодцы! Теперь у нас получилось настоящее весеннее солнышко. Ребята, что написано на каждом лучике?

Д. На каждом лучике написаны слова.

У. А что можно составить с помощью слов?

Д. С помощью слов можно составить словосочетания и предложения.

II. Актуализация знаний.

У. Как вы думаете, какова нашего урока? Сегодня на уроке мы продолжим работу над словосочетанием и узнаем в чём отличие слова от словосочетания.

У. Ребята, что такое словосочетание?

Д. Словосочетанием называется такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью.

У. А какие сочетания не являются словосочетаниями?

Д. Словосочетанием не являются главные члены предложения, однородные члены предложения и фразеологизмы.

У. Давайте составим словосочетания с данными словами на доске.

(Запись словосочетаний на доске и в тетрадях)

журчание     ручейков

почки              вербы

белый             подснежник

зелёная         травка

первый         жаворонок

звонкая        капель

У. А что конкретнее, точнее называет предмет – слово или словосочетание?

Д. Словосочетание.

У. А теперь прочитаем правило на с. 84 учебника и проверим верно ли мы рассуждали.

Рубрика “Давай подумаем”

У. А теперь обратимся к рубрике “Давай подумаем”. Прочитайте предложение и словосочетания.

На доске:

  1. Весна радует звонкими капелями и ярким солнцем.
  2. Радует капелями, ярким солнцем, звонкими капелями, радует солнцем.

У. Выражает ли словосочетание законченную мысль?

Д. Словосочетание не выражает законченной мысли.

У. Можно ли произнести словосочетание с восклицательной и невосклицательной интонацией?

Д. Словосочетание не произносится с определённой интонацией.

У. Может ли словосочетание входить в состав предложения?

Д. Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его.

Прочитаете вывод на с. 85.

III. Физминутка.

IV. Работа в группах. Самостоятельная работа.

У. Ребята, вы наверняка часто видели спокойное море, когда на нём нет волн. Кто знает, как называется такое состояние моря?

Д. Штиль.

У. А теперь представьте себе, что во время штиля на море налетает лёгкий ветерок. Что появляется на море?

Д. Рябь. (Лёгкое волнение)

У. А вот как об этом пишет М. Горький прочтите на листочках, которые я вам раздам. Но сначала нам надо объединиться в группы, чтобы выполнить следующее задание. Обсудите, какие словосочетания можно выписать из данного предложения. Карандашом можно сделать пометки на листочках. (Раздаю листочки с предложением)

Под лёгким дуновением знойного ветра море вздрагивало и покрывалось мелкой рябью. (М. Горький)

У. Ребята, каждая группа называет одно словосочетание. А теперь один представитель от каждой группы по очереди словосочетание на доске, а остальные работают в тетрадях.

Вариант работы на доске и в тетрадях:

покрывалось (чем?) рябью

рябью (какой?) мелкой

вздрагивало (под чем?) под дуновеньем

под дуновеньем (каким?) лёгким

под дуновеньем (чего?) ветра

ветра (какого?) знойного

V. Работа в парах.

У. В команде вы работаете хорошо, а теперь поработаем в парах и выполним упр. 2 на с. 85 учебника. Задание усложняется. Из какого предложения выписаны данные словосочетания? Запишите его в тетрадях.

Моя бабушка в первый вечер гуляла по саду и любовалась пышными гроздьями белой сирени.

У. Прочитайте получившееся предложение.

VI. Итог урока.

У. Ребята, чем словосочетание отличается от предложения?

Д. Словосочетание не употребляется в речи вне предложения.

У. А что точнее конкретнее называет предмет, признак, действие слово или словосочетание?

Д. Словосочетание.

VII. Домашнее задание: Используя словосочетания, составленные в начале урока, напишите дома мини сочинение о весне.