Цель: Совершенствовать преподавание русского языка детям с неродным русским языком.
Задачи: Закрепить знания об отличии слова от словосочетания, развивать умение находить и выписывать словосочетания из предложения, прививать любовь к русскому языку, развитие речи и обогащение словарного запаса.
Оборудование: пособие "солнце", карточки с предложениями.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
У. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, лица и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
У. Ребята, какое сейчас время года?
Д. Весна.
У. Наконец мы дождались тёплых лучей солнца, ласково согревающих нас. На уроке у нас тоже будет весеннее солнышко (выставляю солнце с надписью весна), но мне нужна ваша помощь, чтобы у солнца появились лучики, для этого надо ответить на вопросы (лучики – ответы вывешиваются на доске).
У. Звонкое журчание чего мы слышим весной?
Д. Журчание ручейков.
У. Когда тают сосульки звон чего мы слышим?
Д. Звон капели.
У. А что набухают на ветках деревьев весной?
Д. Набухают почки.
У. А какой цветок первым появляется из-под снега весной?
Д. Белый подснежник.
У. Что ещё зеленеет на проталинках?
Д. Первая травка.
У. – Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!
Какая птичка пела эту песенку?
И песню раннюю запел
В лазури … звонкий.
Д. Жаворонок.
У. Молодцы! Теперь у нас получилось настоящее весеннее солнышко. Ребята, что написано на каждом лучике?
Д. На каждом лучике написаны слова.
У. А что можно составить с помощью слов?
Д. С помощью слов можно составить словосочетания и предложения.
II. Актуализация знаний.
У. Как вы думаете, какова нашего урока? Сегодня на уроке мы продолжим работу над словосочетанием и узнаем в чём отличие слова от словосочетания.
У. Ребята, что такое словосочетание?
Д. Словосочетанием называется такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью.
У. А какие сочетания не являются словосочетаниями?
Д. Словосочетанием не являются главные члены предложения, однородные члены предложения и фразеологизмы.
У. Давайте составим словосочетания с данными словами на доске.
(Запись словосочетаний на доске и в тетрадях)
журчание ручейков
почки вербы
белый подснежник
зелёная травка
первый жаворонок
звонкая капель
У. А что конкретнее, точнее называет предмет – слово или словосочетание?
Д. Словосочетание.
У. А теперь прочитаем правило на с. 84 учебника и проверим верно ли мы рассуждали.
Рубрика “Давай подумаем”
У. А теперь обратимся к рубрике “Давай подумаем”. Прочитайте предложение и словосочетания.
На доске:
Весна радует звонкими капелями и ярким
солнцем.
У. Выражает ли словосочетание законченную мысль?
Д. Словосочетание не выражает законченной мысли.
У. Можно ли произнести словосочетание с восклицательной и невосклицательной интонацией?
Д. Словосочетание не произносится с определённой интонацией.
У. Может ли словосочетание входить в состав предложения?
Д. Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его.
Прочитаете вывод на с. 85.
III. Физминутка.
IV. Работа в группах. Самостоятельная работа.
У. Ребята, вы наверняка часто видели спокойное море, когда на нём нет волн. Кто знает, как называется такое состояние моря?
Д. Штиль.
У. А теперь представьте себе, что во время штиля на море налетает лёгкий ветерок. Что появляется на море?
Д. Рябь. (Лёгкое волнение)
У. А вот как об этом пишет М. Горький прочтите на листочках, которые я вам раздам. Но сначала нам надо объединиться в группы, чтобы выполнить следующее задание. Обсудите, какие словосочетания можно выписать из данного предложения. Карандашом можно сделать пометки на листочках. (Раздаю листочки с предложением)
Под лёгким дуновением знойного ветра море вздрагивало и покрывалось мелкой рябью. (М. Горький)
У. Ребята, каждая группа называет одно словосочетание. А теперь один представитель от каждой группы по очереди словосочетание на доске, а остальные работают в тетрадях.
Вариант работы на доске и в тетрадях:
покрывалось (чем?) рябью
рябью (какой?) мелкой
вздрагивало (под чем?) под дуновеньем
под дуновеньем (каким?) лёгким
под дуновеньем (чего?) ветра
ветра (какого?) знойного
V. Работа в парах.
У. В команде вы работаете хорошо, а теперь поработаем в парах и выполним упр. 2 на с. 85 учебника. Задание усложняется. Из какого предложения выписаны данные словосочетания? Запишите его в тетрадях.
Моя бабушка в первый вечер гуляла по саду и любовалась пышными гроздьями белой сирени.
У. Прочитайте получившееся предложение.
VI. Итог урока.
У. Ребята, чем словосочетание отличается от предложения?
Д. Словосочетание не употребляется в речи вне предложения.
У. А что точнее конкретнее называет предмет, признак, действие слово или словосочетание?
Д. Словосочетание.
VII. Домашнее задание: Используя словосочетания, составленные в начале урока, напишите дома мини сочинение о весне.