Цель:
- Обобщение знаний и умений учащихся о падежах имен существительных
- Развитие умения распознавать падежи (по вопросу, предлогу, роли в предложении)
- Расширение и обогащение словарного запаса учащихся
- Развитие речи учащихся
- Воспитание бережного отношения к природе
Оборудование:
- Видеофильм
- Компьютер
- Раздаточный материал
- Учебник
- Перфокарты
- Таблица
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступление.
У нас будет необычный урок. Мы будем собирать ромашку по лепесткам, а каждый лепесток на ней, это правильно выполненное задание. Чем больше будет лепестков, тем краше будет ромашка. А в помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Успехов вам.
III. Повторение.
1. К нам в класс пришло видеописьмо. Давайте посмотрим его.
Показ видеосюжета.
Видеописьмо.
Здравствуйте ребята и уважаемые взрослые!
Я вам сейчас расскажу грамматическую сказку «Как Морфология порядок навела», а вы определите, о какой части речи говорится. Успехов и удачи вам!
Было это давным-давно. В словах стояла настоящая неразбериха – никакого порядка!
Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, все плохо получается. «Без командира нам не обойтись, – решили слова. – Призовемка мы на помощь Морфологию!»
– Кто из вас обозначает предмет? – спросила Морфология у слов.
– Мы обозначаем предмет, – ответили одни.
– А какие формы у вас есть?
– Род, число, падеж.
– А что вы умеете делать?
– Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.
– Становитесь под знамя…– приказала Морфология.
– О какой части речи говорится в сказке?
– Что называется существительным?
– Назовите грамматические признаки имени существительного.
2. Посмотрите на доску, прочитайте слова.
На доске:
1. Снежок |
|
|
4. он |
|
|
7. поляна |
2. Сверкает |
|
|
5. Прекрасный |
|
|
8.зимняя |
3. Пушистый |
|
|
6. Тобой |
|
|
|
Среди всех этих частей речи найдем существительные.
Определите род имен существительных.
А сейчас выполним такое задание.
IV. Словарная работа.
Записать в три столбика имена существительные по родам (обратная информация).
Береза, алмаз, колено, корзина, костер, облако, пальто, падеж, серебро, палатка.( а, е, о)
Какие слова записали? (словарные слова).
Какой частью речи являются слова?
Среди этих словарных слов назовите слово, которое является грамматическим признаком существительного (падеж).
V. Сообщение темы и цели урока.
Какие падежи вы знаете?
Дети называют падежи. Читают стихотворение О.Соболева «Падежи».
VI. Закрепление.
1. Запишите словосочетание глагол + существительное с предлогом. Укажите падеж существительных, обозначьте в словосочетании главные и зависимые слова.
1 вариант
гулял |
|
|
деревня |
подошли |
|
|
восток |
отъехали |
|
|
дача |
показалось |
|
|
собака |
2 вариант
кружились |
|
|
иней |
жил |
|
|
река |
покрылись |
|
|
воздух |
подбежал |
|
|
бабушка |
Взаимопроверка. Оценка. Прочитаем.
2. Игра « Во всех падежах»
Послушайте стихотворение « Приключения зеленого листа» и с помощью обратной информации покажите, в каких падежах стоит существительное ЛИСТ.
Как-то раз с большого клена
Оторвался ЛИСТ зеленый И.п.
И спустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилось голова
У зеленого ЛИСТА Р.п.
Ветер нес и нес,
Бросил только на мосту.
В тот же миг веселый пес
Шмыг к зеленому ЛИСТУ Д.п.
Лапой – хвать зеленый ЛИСТ В.п.
Дескать, поиграем.
«Не хочу»,- парашютист
Головой качает…
Ветер в миг с ЛИСТОМ зеленым Т.п.
Над землей взметнулся снова,
Но шалун ЛИСТОК упал И.п.
Я пишу в саду под кленом
Стих о том ЛИСТЕ зеленом П.п.
Ю.Карасева.
VII. Физминутка.
VIII. Творческая работа. Текст выдается на листочках.
а) Хорошо в зимнем _________. Деревья стояли в серебристом ___________. Все засыпало белым __________ и освещено ярким и ослепительным __________. Хорошо ели в снежном _________. В морозном ____________ слышен каждый звук. Вот с дерева упал ком пушистого ___________. Пронеслась над головой шустрая __________ клестов.
б) Определите падеж вставленных существительных. (обратная информация)
в) Разбор предложения.
(Воспитание бережного отношения к птицам) (повест; невоскл; прост; распр.)
г) Разобрать по составу:
1 В. |
|
|
2 В. |
серебристом |
|
|
морозном |
д) Морфологический разбор:
(Над) головой - ( над чем?), н.ф. ( что?) голова – сущ., неодуш., ж.р., ед.ч., Т.п.
Показать разбор существительного в 5 классе (таблица на доске).
I. (Над) головой - сущ.( что?)
II. Н.ф. – голова ; нариц, неодуш. , ж.р., I скл., в творит.падеже., ед.ч.
III. Пронеслась (над чем?) над головой.
Устный разбор.
Во-первых, оно обозначает предмет и отвечает на вопрос – что?
Во-вторых начальная форма – голова, имеет морфологические признаки; нариц., неодуш., ж.р., Iскл., здесь употреблено в творительном падеже, ед. числа.
В-третьих, в предложении является дополнением – Пронеслась (над чем?)
IХ. Работа на перфокарте, компьютере.
а) Определите падеж существительных и заполните перфокарту. Задание написано на листочке.
б) ученик работает за компьютером, определяя падеж имен сущ., а остальные - перфокарте.
|
1 |
2 |
3 |
И.п. |
x |
x |
x |
Р.п. |
x |
|
|
Д.п. |
x |
x |
x |
В.п. |
|
|
x |
Т.п. |
|
|
x |
П.п. |
x |
x |
x |
Под цифрой 1
Снег идет |
|
|
И.п. |
Думаю о маме |
|
|
П.п. |
Вышел из школы |
|
|
Р.п. |
Помогаю бабушке |
|
|
Д.п. |
Под цифрой 2
подарил другу |
|
|
Д.п. |
заботился о сестренке |
|
|
П.п. |
дедушка читает |
|
|
И.п. |
Под цифрой 3
доволен ответом |
|
|
Т.п |
вижу подругу |
|
|
В.п. |
ученики работают |
|
|
И.п. |
вспоминаем о поездке |
|
|
П.п. |
X. Работа с учебником.
Упражнение 148.
XI. Домашнее задание.
Упр.4 (Д.М.)
XI. Итог урока.
Дети смотрят на ромашку, которая у них получилась.
Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
Литература.
- Русский язык 4 класс. Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина.
- Дидактический материал по русскому языку 4 класс. Ш.В.Журбина, Н.В. Костина.
- Веселая грамматика Имя существительное. В.В. Волина.
- Занимательные материалы по русскому языку А.П. Арсирий.