Основная идея обновления современной школы состоит в том, чтобы сделать образование более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из шагов для реализации данной задачи является введение предпрофильной подготовки учащихся. Работа над содержанием и методикой введения предпрофильной подготовки (ППП) в основной школе основывается на Концепциии профильного обучения на старшей ступени обучения в целях создания условий подготовки школьников к выбору профессии и осуществления непрерывного образования в школе.
Предпрофильная подготовка проводится в 8–9-х классах на основе создания групп по интересам (Приложение 1). Осуществление предпрофильной подготовки как модели внутришкольной профилизации (на собственных ресурсах) включает в себя следующие элементы:
- Учебную программу “Мир профессий”, рассчитанную на 17 часов в 9-х классах.
- Набор элективных курсов для 8–9-х классов.
- Психологическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей в процессе предпрофильной подготовки.
- Информационная работа по предпрофильной подготовке в рамках классных часов и родительских собраний.
- Реализация информационных проектов внутришкольного уровня (информационные стенды).
Важное место в управленческой деятельности учреждения занимает нормативно-правовое обеспечение ППП. Основополагающими при организации ППП в общеобразовательном учреждении являются документы различных уровней:
- концепция модернизации российского образования на период 2010 г.;
- концепция профильного обучения на старшей ступени образования;
- рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003-2004 учебный год.
На их основании в образовательном учреждении должны быть изданы документы, регламентирующие деятельность участников в рамках предпрофильной подготовки:
- приказы “Об организации предпрофильной подготовки в образовательном учреждении”;
- Положение о предпрофильной подготовке учащихся;
- Положение о творческой группе.
В рамках предпрофильной подготовки в школе создается временная творческая группа в составе:
- Классные руководители 8–9-х классов. Основные направления работы: изучение мнения учащихся и родителей, прием заявлений на курсы от учащихся, обеспечение посещения учащимися курсов по выбору.
- Преподаватели элективных курсов. Основные направления работы: проведение занятий по программам элективных курсов по выбору, разработка и апробация учебно-методических комплексов элективных курсов и их анализ.
В процессе коллективной работы творческой группы реально определяются и организованно обеспечивается стратегические, тактические и оперативные решения по развитию системы предпрофильной подготовки школьников.
Деятельность рабочей группы позволяет повысить активность и мотивацию работы всех звеньев и уровней инновационного процесса, стимулирует поиск и реализацию эффективных форм взаимодействия субъектов педагогической деятельности по формированию интегративного образовательного пространства, способствует организации повышения квалификации работников профильного образования.
К основным функциям творческой группы относятся:
- повышение творческого потенциала всех учителей;
- апробация и распределение новых педагогических технологий;
- разрешение в совместной работе профессиональных проблем, трудностей обучения и воспитания, помощь в овладении инновационными процессами в обучении;
- методическое обеспечение;
- обобщение опыта работы педагогов по предпрофильной подготовке учащихся.
План работы творческой группы:
Сроки |
Тема |
Август | Формирование учебных групп на основании заявлений учащихся |
Сентябрь | Функционал классных руководителей 8–9-х классов в системе предпрофильной подготовки обучающихся |
Декабрь | Организация элективных курсов и их посещаемость. Промежуточные результаты и анализ эффективности деятельности в контексте задач ППП. Посещение занятий |
Март | Организация и проведение социологического опроса по определению значимых установок учащихся 8–9-х классов. Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки |
Апрель | Организация элективных курсов и их посещаемость |
Май | Выполнение учебной программы “Мир профессий” и программ вариативной части учебного плана в 8–9-х классах |
Июнь | Методика преподавания элективных курсов. Требования к разработке программ элективных курсов |
Июнь | Экспертиза учебно-методических комплексов, используемых в предпрофильной подготовке |
План работы заместителя директора по
МР в рамках работы по направлению
“Предпрофильная подготовка учащихся 8–9-х
классов”
Сроки |
Тема |
Сентябрь | Организация взаимодействия всех участников педагогического процесса по предпрофильной подготовке учащихся. Составление графика проведения элективных курсов |
Сентябрь | Анализ тематического планирования элективных курсов |
Сентябрь | Проведение семинара творческой группы |
Октябрь | Организация информационных проектов внутришкольного уровня (стенд), формирование позитивного общественного мнения |
Ноябрь | Организация посещения учащимися курсов по выбору. Посещение занятий элективных курсов |
Декабрь | Реализация программы “Мир профессии”. Посещение занятий элективных курсов |
Январь | Состояние преподавания элективных курсов |
Февраль | Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки (совместно с психологом) |
Март | Эффективность деятельности служб сопровождения в контексте задач предпрофильной подготовки учащихся. Посещение занятий элективных курсов |
Май | Посещение занятий элективных курсов. Анализ работы творческой группы. Поведение итогов реализации программы предпрофильной подготовки учащихся 8–9-х классов. Сбор информации о запросах учащихся, родителей, педагогов о выборе курсов на следующий учебный год |
Кадровое обеспечение образовательного процесса также является важным моментом и условием профилизации. Введение предпрофильной подготовки является серьезным фактором, побуждающим педагогов к дальнейшему профессиональному совершенствованию. Для этого необходимо систематически осуществлять повышение квалификации педагогических работников во всех доступных формах:
- семинары;
- модули различной продолжительности по вопросам предпрофильной подготовки;
- обзор научно-методической литературы.
На педсоветах, семинарах, заседаниях творческой группы педагоги знакомятся с целями, задачами и содержанием предпрофильной подготовки учащихся, изучают основные требования к составлению программ и методике элективных курсов, ведению консультирования.
При организации системы методического сопровождения предпрофильной подготовки со стороны администрации осуществляется система контроля (педагоги представляют аналитические материалы: отчеты о реализации курса по выбору, вместе с календарно-тематическим планированием, итогами анкетирования учащихся об удовлетворенности освоения курса, журналами посещаемости, итоговыми ведомостями; на заседаниях творческой группы педагоги защищают свои программы, проводят открытые занятия для всех членов творческой группы, проводится обсуждение результатов работы на совещаниях при директоре, семинарах, педагогических советах).
Осуществление предпрофильной подготовки в школе включает в себя следующие компоненты:
1) Информационная работа. Предпрофильная подготовка начинается с представления информации учащимся и их родителям об образовательных возможностях школы.
В ОУ проводится большая подготовительная работа с педагогами, учениками и родителями.
В апреле и сентябре для ознакомления родителей с системой предпрофильного обучения, с мероприятиями на учебный год в рамках предпрофиля проходятся классные родительские собрания. Психолого-педагогическое тестирование, собеседования и параллельное анкетирование дают возможность изучить и проанализировать предпочтения учащихся по изучению предпрофильных курсов.
К удачным формам информирования можно отнести оформление стендов с регулярным обновлением.
2) Непосредственная организация и проведение курсов по выбору.
Учебный план на реализацию предпрофильных курсов по выбору содержит два часа. Все часы, отводимые на элективные курсы, находят свое отражение в рамках расписания образовательного учреждения.
Исходя из анализа представленных итогов анкетирования, учащимся предлагаются для выбора набор курсов. На этапе формирования предложений администрация образовательного учреждения проводит анализ ресурсов и материально-технической базы для реализации курсов. На основании опросных листов (анкет), в которых учащиеся формулируют свой выбор, в образовательном учреждении формируются группы для изучения предпрофильных курсов. В школе руководителями курсов по выбору разрабатываются или перерабатываются авторские программы, которые раскрывают и конкретизируют содержание предпрофильного курса. Работа по предпрофильной подготовке учащихся может осуществляется совместно с учреждениями дополнительного образования. Для этого между образовательным учреждением и учреждением дополнительного образования необходимо заключить договор. По каждому курсу преподаватели ведут страницу в отдельном журнале, куда записывают темы, даты и часы, а также выставляют отметки о выполнении зачетных работ.
Для организации предпрофильной подготовки необходимо использовать различные формы обучения учащихся в рамках курсов по выбору как на уроках, семинарах, лабораторно-практических занятиях. Наряду с традиционными, используются продуктивные методики: деловые и ролевые игры, проблемные лекции приглашением различных специалистов, тренинги. Все это способствует развитию у ребят умение планировать свою работу, осуществлять самоконтроль.
При подготовке и проведении занятий целесообразно использовать информационные технологии: возможности интерактивной доски, мультимедиа, компьютерные тесты, обучающие программы, сеть Интернет.
Важнейшим условием повышения эффективности управления образования, совершенствования процесса обучения является систематический анализ объективных данных о состоянии результатов обучения учащихся.
В рамках препрофильной подготовки осуществляется мониторинг образовательной деятельности:
- диагностика “на входе”: обеспеченность ОУ материальными и кадровыми ресурсами;
- методический потенциал: наличие программ курсов по выбору; наличие УМК к курсам; качество проведения курса по выбору; процент учащихся, посетивших элективные курсы;
- диагностика “на выходе”, проводится учителями-предметниками для отслеживания результативности проведенных курсов;
- анкетирование учащихся об удовлетворенности предлагаемыми элективными курсами;
- отчеты педагогов о проведении элективных курсов;
- оценка состояния здоровья учащихся;
- оценка учебной и внеучебной нагрузки.
Следует отметить, что для успешной работы администрацией школы должны рассматриваться вопросы финансирования элективных курсов в 8–9-х классах. С этой целью:
- осуществляется тарификация учителей;
- производится деление классов на две группы при проведении курсов по выбору (группа не менее 8 человек);
- допускается создание групп при комплектовании учащимися из различных 9-х классов;
В каждом классе участвующем в предпрофильной подготовке необходимо проводить ознакомление с формами самостоятельной работы в рамках данной программы, с требованиями к документам личных достижений – портфолио.
К результатам работы по предпрофильному обучению учащихся можно отнести:
- Создание внутришкольной модели предпрофильной подготовки в школе.
- Разработка авторских программ курсов.
- Адаптация и апробирование программ курсов по выбору.
- Организация совместной работы администрации школы и учреждений дополнительного образования.
- Публикации разработок программ курсов по выбору.
Вся работа, проделанная педагогическим коллективом школы в данном направлении, достигнутые результаты, намеченные перспективы – все это в конечном итоге, направлено на включение каждого ребенка в такой образовательный процесс, который позволит ему сделать выбор дальнейшего профиля обучения, сформировать умение объективно оценивать свои способности, осуществлять выбор, соответствующий склонностям и интересам.