Урок литературного чтения в 4-м классе. "Мир природы глазами японских поэтов"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обобщить знания учащихся о японской поэзии.
  2. Увидеть чуткое, трепетное и бережное отношение японских поэтов к природе.
  3. Формировать у детей представление, что такое художественный образ.
  4. Развивать умения наблюдать и сравнивать.
  5. Развивать творческие способности учащихся.
  6. Учить видеть красоту в окружающем мире.

Оборудование: магнитофон, записи мелодии японской музыки, презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

(Негромко звучит музыка, учитель читает наизусть стихи)

Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.

2. Объявление темы и постановка целей урока.

Учитель: Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Ученик: О Японии, о японской поэзии.

Учитель: А что натолкнуло вас на эти мысли?

Ученик: Японская музыка - её мы слушали на уроке музыки.

Ученик: А ещё Вы прочитали стихи – хокку, мы ведь на прошлом уроке знакомились с поэзией японского поэта Кобаяси Иссы.

3. Работа над темой урока.

Учитель: На уроках литературы мы не раз обращались к японской поэзии. Что вы знаете о Японии? (Приложение. Презентация Microsoft PowerPoint)

Ученик: Японию называют страной восходящего солнца. (Демонстрируется слайд)

Учитель: Япония представляет длинную цепь островов, из которых четыре больших и более четырёхсот мелких. На них проживает около 127 млн. человек. (Демонстрируется слайд)

Учитель: О каких достопримечательностях Японии вы могли бы рассказать? (Ученики рассказывают, что узнали об этой стране)

(Демонстрируется слайд)

Учитель: Каких японских поэтов вы знаете?

Ученик: Кобаяси Исса, Тикараи Кикаку, Ёса Бусон.

Ученик: Тиё, Басё.

4. Чтение хокку

Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.

Учитель: Вдумайтесь в строчки этого хокку, как вы понимаете его смысл?

Ученик: Лирический герой бережно относится к каждой травинке, к каждому живому существу на земле.

Красная луна!
Кто владеет ею, дети,
Дайте мне ответ!

Учитель: Какую картину нарисовало ваше воображение?

Ученик: Это хокку очень поэтично. Взошедшая луна похожа на волшебницу, она льёт свой таинственный свет на все предметы окружающего мира.

Учитель: Какие другие хокку Кобаяси Иссы вы нашли и прочитали самостоятельно?

Ученик:

Верно, в прежней жизни
Ты сестрой моей была,
Грустная кукушка.

Ученик:

Наша жизнь – росинка,
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь – и всё же.

Ученик:

Тсс… Хоть на миг
Замолчите, сверчки луговые,
Начинается дождь.

Учитель: Молодцы, ребята! Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного и услышанного. (Ребята высказывают свои впечатления)

Учитель: А теперь давайте вспомним хокку других японских поэтов. (Демонстрируется слайд)

5. Заключительная беседа.

(Демонстрируется слайд) Вот мы и вспомнили с вами стихи японских поэтов. В чём особенность хокку?

Ученик: Хокку – это маленькое, короткое стихотворение из трёх строчек.

Ученик: Хокку - это поэтическая картина, написанная одним - двумя штрихами.

Ученик: Поэт старается разбудить воображение читателя. Он рисует картину увиденного.

Ученик: А я хочу уточнить, что в хокку не обязательно поэт рисует все детали, читатель должен ещё и сам домыслить, что хотел сказать поэт.

6. Сочиняем хокку сами. (Демонстрируются 3 слайда)

Учитель: Сейчас вы внимательно посмотрите 3 следующих слайда. Включите воображение и попробуйте сочинить своё хокку. Это задание вы закончите дома.

7. Самостоятельная работа. (Негромко звучит японская музыка). Дети самостоятельно сочиняет хокку. Обычно, уже к концу урока есть первые стихи, но читать мы будем их только на следующем уроке.