Цели:
Обобщить знания учащихся о японской
поэзии.
Оборудование: магнитофон, записи мелодии японской музыки, презентация.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
(Негромко звучит музыка, учитель читает наизусть стихи)
Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.
2. Объявление темы и постановка целей урока.
Учитель: Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Ученик: О Японии, о японской поэзии.
Учитель: А что натолкнуло вас на эти мысли?
Ученик: Японская музыка - её мы слушали на уроке музыки.
Ученик: А ещё Вы прочитали стихи – хокку, мы ведь на прошлом уроке знакомились с поэзией японского поэта Кобаяси Иссы.
3. Работа над темой урока.
Учитель: На уроках литературы мы не раз обращались к японской поэзии. Что вы знаете о Японии? (Приложение. Презентация Microsoft PowerPoint)
Ученик: Японию называют страной восходящего солнца. (Демонстрируется слайд)
Учитель: Япония представляет длинную цепь островов, из которых четыре больших и более четырёхсот мелких. На них проживает около 127 млн. человек. (Демонстрируется слайд)
Учитель: О каких достопримечательностях Японии вы могли бы рассказать? (Ученики рассказывают, что узнали об этой стране)
(Демонстрируется слайд)
Учитель: Каких японских поэтов вы знаете?
Ученик: Кобаяси Исса, Тикараи Кикаку, Ёса Бусон.
Ученик: Тиё, Басё.
4. Чтение хокку
Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.
Учитель: Вдумайтесь в строчки этого хокку, как вы понимаете его смысл?
Ученик: Лирический герой бережно относится к каждой травинке, к каждому живому существу на земле.
Красная луна!
Кто владеет ею, дети,
Дайте мне ответ!
Учитель: Какую картину нарисовало ваше воображение?
Ученик: Это хокку очень поэтично. Взошедшая луна похожа на волшебницу, она льёт свой таинственный свет на все предметы окружающего мира.
Учитель: Какие другие хокку Кобаяси Иссы вы нашли и прочитали самостоятельно?
Ученик:
Верно, в прежней жизни
Ты сестрой моей была,
Грустная кукушка.
Ученик:
Наша жизнь – росинка,
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь – и всё же.
Ученик:
Тсс… Хоть на миг
Замолчите, сверчки луговые,
Начинается дождь.
Учитель: Молодцы, ребята! Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного и услышанного. (Ребята высказывают свои впечатления)
Учитель: А теперь давайте вспомним хокку других японских поэтов. (Демонстрируется слайд)
5. Заключительная беседа.
(Демонстрируется слайд) Вот мы и вспомнили с вами стихи японских поэтов. В чём особенность хокку?
Ученик: Хокку – это маленькое, короткое стихотворение из трёх строчек.
Ученик: Хокку - это поэтическая картина, написанная одним - двумя штрихами.
Ученик: Поэт старается разбудить воображение читателя. Он рисует картину увиденного.
Ученик: А я хочу уточнить, что в хокку не обязательно поэт рисует все детали, читатель должен ещё и сам домыслить, что хотел сказать поэт.
6. Сочиняем хокку сами. (Демонстрируются 3 слайда)
Учитель: Сейчас вы внимательно посмотрите 3 следующих слайда. Включите воображение и попробуйте сочинить своё хокку. Это задание вы закончите дома.
7. Самостоятельная работа. (Негромко звучит японская музыка). Дети самостоятельно сочиняет хокку. Обычно, уже к концу урока есть первые стихи, но читать мы будем их только на следующем уроке.