Цели:
- развивать речь учащихся, умение работать с текстом;
- знакомить с содержанием рассказа Л. Чарская “Живая перчатка” и провести работу по содержанию;
- совершенствовать навык чтения; воспитывать нравственные качества.
Оборудование: рисунок замка средних веков, рисунок рыцаря в доспехах.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Начинаем наш урок литературы. Сегодня мы отправляемся в далекие средние века, где люди жили в старинных замках (на доске появляется рисунок замка).
Приглашаю своих помощников – глашатаев (входят двое помощников в костюмах глашатаев).
В старину глашатаем был человек, а по-другому лицо, объявляющее народу официальные известия. Послушаем, какое известие нам они принесли.
1 глашатай: О, достойные рыцари, юные повелители души! Знатоки вежливости и любезности.
2 глашатай: Явитесь на зов турнирных труб! Турнир рыцарей ждет вас.
- О чем же известили глашатаи? (Они сообщили о рыцарском турнире.
2. Сообщение темы и постановка учебной задачи.
Когда-то в средние века
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой.
Мечами и доспехами.
Играли рыцари судьбой
И на турниры ехали.
На доске появляется рисунок рыцаря в доспехах.
- Кто же такие рыцари? Кого в прошлом называли рыцарями? (Ответы детей)
- В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи, были вооружены копьем и мечом. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. В 7 лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их скакать верхом, стрелять из лука, метать копье, владеть мечом. Кроме военных наук мальчиков приучали держать данное слово, быть вежливым, выручать друга из беды, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщине, девочке.
Давайте мы тоже пройдем специальную подготовку, чтобы продолжить нашу работу. (Физорг проводит минуту отдыха)
- Как вы думаете, кому же сегодня посвящен наш урок? (Ответы учащихся)
- Итак, сегодня мы прочитаем и познакомимся с содержанием рассказа Л. Чарская “Живая перчатка”.
-? О чем может идти речь в рассказе с таким названием? (Предположения учащихся)
Учебная задача: знакомство с произведением Л. Чарская “Живая перчатка”.
3. Работа по теме урока.
1. Подготовка к чтению.
- Читай внимательно (с. 88)
- Читай слитно, быстро (с. 88)
- Чтение слов – сносок (с. 88–91)
2. Чтение сказки учащимися по абзацам.
3. Работа по содержанию.
- Кто является главным героем сказки? Каков он?
- Что заставило рыцаря измениться?
- Какие события сказки могли произойти в реальной жизни, а какие только в сказке?
- Что в этой сказке необычно?
4. Работа с иллюстрациями учебника.
- Рассмотрите иллюстрации на с. 89, 86. Найдите и прочитайте отрывки, где описано то, что изображено на них. Дайте название эпизоду и рисунку к нему.
4. Подведение итогов урока.
1. Вопросы учителя:
- Какой вывод можете сделать после прочтения сказки “Живая перчатка”? (Ответы учащихся)
- Какого человека мы называем рыцарем в наши дни?
- В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за младшего, слабого. Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в груди его бьется благородное сердце.
2. Оценивание работы учащихся на уроке.
3. Домашнее задание: прочитать и подготовить пересказ сказки “Живая перчатка”.