Выбирая темы для наших проектов, мы всегда опираемся на интересы, потребности детей, возникающие на данный момент. Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, являются песок и вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей.
Результат проектной деятельности во многом определяется хорошо организованной, разнообразной и содержательной предварительной работой. Ежедневно во время прогулок, вместе с детьми наблюдали за природными явлениями (облаками, дождём, снегом, льдом, сосульками, капелью, лужами, ручейками), отмечали изменение состояний воды в зависимости от сезона.
Неоценимую помощь в оснащении центра воды и песка оказали родители воспитанников. Благодаря этому дети в группе могли проводить исследовательскую работу (опыты и игры - эксперименты) (приложения 1-6).
- Вода холодная и горячая;
- Разноцветная водица;
- Цветные льдинки;
- Таяние снега;
- Капельки сосульки;
- Игры- эксперименты с тонущими и плавающими предметами;
- С растворимыми и нерастворимыми веществами;
- Образование паровых капель.
Попробовать и испытать свойственно маленьким детям. А сказочная форма и рациональное наблюдение помогли взаимно дополнить и обогатить друг друга. Дети подружились с дидактической куклой «Капелькой», которая и помогла нам совершить удивительные открытия в мире простых вещей.
Большая роль в осуществлении поставленных задач была отведена специально организованным занятиям по познавательному и речевому развитию детей. В своей работе мы использовали разные виды занятий - обучающие, интегрированные, коррекционные: «Водичка - водичка», «Умываться нужно всем», «Дождик босиком по земле прошёл», «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой».
Очень интересно был организован и проведён цикл целевых экскурсий «Вода нужна всем». Дети побывали на пищеблоке, где познакомились с нашими замечательными поварами, а те в свою очередь рассказали о своём труде и первом помощнике - воде. Малыши посетили прачечную, где наблюдали за разными видами работ, сравнивая с трудом мамы в процессе стирки белья.
В зимнем саду вместе с педагогом - экологом ребятишки ухаживали за растениями, аквариумными рыбками, черепахами, кроликами, убеждаясь в том, что живые существа не могут обходиться без воды.
Создавая игровые проблемные ситуации, мы побуждали детей использовать приобретённые знания и применять их в разрешении проблемы, а затем и закреплять через сюжетные игры, игры - инсценировки, игры - драматизации.
Полученные впечатления дети отобразили в работах под общим названием «Превращения Капельки». В результате этого в группе была организована выставка творческих работ наших воспитанников.
Наивысшим пиком данной проектной деятельности стала презентация проекта «Капелька». Дети совершили увлекательное путешествие с Волшебницей Водой и помогли найти ей потерявшиеся капельки воды в снежинках, комочках снега, в сосульках. Игра - путешествие сопровождалась чтением стихов, пением, исполнением танца.
Кульминацией стало создание коллажа «Приключения Капитошки». Дети, используя различные художественные материалы, отобразили многообразие состояний воды, а затем презентовали свои работы. В подарок малыши получили от Волшебницы Воды карту «Путешествия Капельки», на которой на доступном для данного возраста уровне отображен круговорот воды в природе.
Деятельностный подход, лежащий в основе метода проектов, предполагает полноправное и активное сотрудничество педагогов и ребёнка. Мы считаем, что содержательная сторона совместной деятельности оказывает существенное влияние на познавательное развитие детей. Идёт углубление и обогащение знаний воспитанников, выявление закономерностей и взаимных связей между рассматриваемым объектом и сезонными явлением, происходит обогащение активного словарного запаса.
Паспорт проекта «Капелька», посвящённый Дню охраны воды
Руководитель проекта: воспитатели 2-ой младшей группы
Базисный компонент: Работа по проекту проводится в рамках разделов программы «Детство» (познавательное, социальное, физическое развитие).
Возраст участников проекта: дети от 3 до 4 лет.
Состав проектной группы: Воспитатели и воспитанники группы, ПДО по экологическому образованию, работники пищеблока и прачечной, родители воспитанников.
Тип проекта: Среднесрочный, групповой, исследовательско - творческий, межпредметный.
Проблема проекта: Осознание детьми значения воды в жизни людей, животных и растений.
Цель проекта: Ознакомление младших дошкольников со значением воды в жизни живых существ и для здоровья человека.
Задачи проекта:
- Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;
- Формирование у детей осознанных представлений о необходимости заботиться о своём здоровье;
- Поддерживание стремления детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение;
- Воспитание бережного отношения к воде.
Актуальность проекта: Необходимость расширения знаний и представлений у детей младшего дошкольного возраста о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья детей.
Необходимое оборудование:
Литературный ряд:
- малый народный фольклор, сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе»,
- сказки С.Прокофьева «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», стихотворение А.Барто «Девочка чумазая», словацкая народная сказка «У солнышка в гостях»;
Музыкальный ряд:
- аудиозаписи «Звуки воды в природе»,
- видеозапись - мультфильм «Капитошка»;
Демонстрационный ряд: Дидактическая кукла «Капелька», альбомы, открытки, иллюстрации на темы «Вода в природе», «Использование воды человеком»; оборудование Центра воды и песка; игрушки, атрибуты, предметы-заместители для дидактических и сюжетных игр, игр-инсценировок.
Продукты проекта:
- Экологический стенд «Путешествие Капельки» (круговорот воды в природе).
- Коллаж «Приключения Капитошки» (значение воды в жизни люде, животных, растений).
- Выставка рисунков «Превращение Капельки».
- Выпуск плакатов «Сбережём голубую планету».
Предварительная работа:
- Беседа «Для чего нужна вода?»;
- Занятие по познавательному развитию «Купаться любят все».
- Занятие по речевому развитию «Водичка, водичка…»
- Занятия по изобразительной деятельности «Дождик по земле босиком прошёл…» (рисование), «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой!» (аппликация), изо - сотворчество «Превращение Капельки».
- Ежедневные наблюдения за природными явлениями.
- Посильная помощь за обитателями Зимнего сада.
- Оснащение Центра воды и песка.
- Серия игр - экспериментов по ознакомлению со свойствами воды.
- Чтение художественной литературы (К.И.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», С. Прокофьев «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», А. Барто «Девочка –чумазая», Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»).
- Заучивание наизусть стихов, потешек, песенок о воде.
- Игра–инсценировка «Два часа мочалкой мыли», «Наблюдаем и играем».
- Сюжетные игры «Купание куклы», «Приготовим обед для куклы», «Постираем бельё для куклы».
- Составление системной «паутинки».
Распределение деятельности по этапам проекта.
Этапы работы над проектом | Деятельность детей | Деятельность педагогов |
1. Моделирование ситуации. Выявление проблемы. | 1. Вживаются в сюжетно-игровую ситуацию.
2. Осознают и личностно воспринимают проблему. |
Вводит в игровую ситуацию: помочь Волшебнице Воде найти потерявшиеся капельки. |
2. Выделение задач. | Принятие задачи - совершить путешествие и найти капельки. | 1. Подводит к решению задач.
2. Планирует деятельность (найти решение задачи путем экспериментирования) 3. Организует деятельность |
3. Продуктивная деятельность. | 1. Читают стихи.
2. Исполняют танец «капелек»; 3. Опыты со снегом; 4. Игра со снежками; 5. Опыты со льдом; 6. Рисуют «портрет» воды. |
1. Организует работу над проектом,
2. Направляет поиск решений; экспериментирование, речевую, изобразительную деятельность; 3. Во время танца детей рассказывает сказку о движении капель воды; 4. Активизирует инициативу детей в игровых действиях; 5. Обращает внимание детей на их рисунки, подчеркивая. Что на них изображена вода в разных ее состояниях. |
4. Презентация. | Рассказывают и показывают на коллаже состояния воды (капли, дождик, река, вода в аквариуме, снежинки, облака). | 1. Организует презентацию коллажа;
2. Волшебница Вода вручает подарок и благодарит за оказанную помощь. |