В последние годы с развитием коммуникативных технологий проектная методика приобретает все большее значение в обучении иностранным языкам. Под проектом обычно понимается самостоятельная - индивидуальная или групповая - деятельность учащихся, включающая сбор, обсуждение, оформление и представление информации по определенной теме в виде творческой работы - доклада, стенда, стенной газеты, спектакля и т.д.
В нашей гимназии уже много лет уделяется большое внимание такому предмету, как Исследовательский проект. Выполнение данной работы подразумевает внеурочную самостоятельную деятельность учащихся. Написание исследовательского проекта на иностранном языке представляет для учащихся дополнительные трудности, но и открывает широкие возможности для расширения словарного запаса, развития навыков аудирования и чтения, помогает научиться формулировать свои мысли и доказывать свою точку зрения. Начиная работать над исследовательскими проектами в 8 классе, учащиеся сталкиваются с рядом проблем, естественных, поскольку этот вид учебной деятельности является для них новым. Однако ряда ошибок можно избежать, если систематически использовать на уроках иностранного языка элементы проектной методики, постепенно приучая учащихся к данному виду работы.
Применение проектной методики на уроке подразумевает работу группы учащихся на уроке под руководством учителя. Ценность этого метода заключается в следующем:
- предоставление учащимся возможности общения, обусловленного необходимостью совместного выполнения задания на иностранном языке в группе (мотивированность общения);
- развитие умения работать со справочной литературой и компьютерной сетью Интернет с целью поиска необходимой информации;
- развитие самостоятельности и инициативы учащихся;
- наглядность результата работы и ее публичная презентация (в классе);
- развитие творческих способностей учащихся.
Традиционно считается, что проектную методику следует использовать на старшем этапе обучения, но наш опыт убедительно доказывает, что элементы данной методики, а также несложные проекты могут быть выполнены даже 5-6-классниками. Целесообразно отвести для проекта 3-5 уроков в конце прохождения темы, на этапе применения знаний, умений и навыков, полученных учащимися в процессе прохождения темы. На данном этапе проектная методика дает возможность показать, применить, использовать полученные знания. Дополнительно необходимо ознакомить учащихся с разговорными формулами согласия - несогласия, предложения, аргументирования и т.д. В выполнения проекта на уроке участвуют все без исключения, удобнее всего если в каждой группе работают 3-4 человека.
Общая процедура выполнения проекта по любой теме следующая:
- обсуждение формы и содержания проекта - в классе и по группам;
- сбор и обсуждение необходимой информации;
- организация и оформление материала;
- презентация проекта;
- обсуждение результатов и подведение итогов.
Основная часть работы выполняется учащимися на уроке, хотя сбор информации и, частично, оформление материала может проводится учащимися самостоятельно в качестве домашнего задания для экономии урочного времени.
Учителю необходимо построить работу таким образом, чтобы для выполнения проекта учащимся потребовался дополнительный материал, который они подберут самостоятельно. Это приучает к самостоятельной работе по поиску информации, которая в дальнейшем пригодится им в работе над исследовательским проектом. На этапе презентации группы представляют, демонстрируют результаты своей работы и защищают свой проект, отвечая на вопросы другой группы, доказывая свою точку зрения, объясняя свой выбор и т.д., что также готовит учащихся к защите исследовательских проектов в будущем. При обсуждении результатов выявляются ошибки и недочеты, наиболее интересные и наиболее трудные этапы деятельности, что позволяет улучшить работу в дальнейшем.
Важным этапом работы над рядом проектов является проведение опросов общественного мнения. Учащиеся проводят такие опросы среди своих одноклассников и учащихся других классов, друзей, родителей и даже прохожих на улице для того, чтобы узнать мнение большего количества людей по проблеме, которой посвящена работа. Затем группа подсчитывает голоса и делает выводы по результатам опроса. В некоторых исследовательских проектах данный вид работы также используется, следовательно, и этот вид деятельности можно считать полезным для дальнейшей исследовательской работы учащихся.
Обычно результат работы над проектом - «конечный продукт» (end product) - это доклад или наглядное представление материала в виде стенда или газеты. Однако результат можно понимать шире. Работу можно представить в виде ролевой игры или инсценировки (роли распределяют и готовят для себя сами учащиеся, в отличие от традиционной ролевой игры, где это делает учитель; именно в этом состоит работа группы), в виде развернутого плана или сценария праздника, или в виде дискуссии, в которой группы защищают различные точки зрения.
В качестве примеров таких проектов можно привести проект по теме «Школа» в 8 классе, где защита проектов проходила в форме экскурсии по школе, или проект по теме «Карьера» в 10 классе, где в качестве презентации учащиеся проводили интервью-собеседование, как при приеме на работу. Примером защиты-дискуссии может служить проект «Лохнесское чудовище - миф или реальность?», выполненный в 7 классе. Одна группа учащихся подготовила материал, доказывающий существование Несси, другая придерживалась противоположной точки зрения. Группы выдвигали свои аргументы и опровергали аргументы друг друга.
Результатом систематического применения проектной методики является развитие у учащихся навыка спонтанной речи. Учащиеся свободно общаются в группе на иностранном языке, совместная деятельность по подготовке проекта создает мотив для коммуникации. Учащиеся учатся высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других, обсуждать и приходить к согласию. Кроме того, они учатся работать самостоятельно, собирать и анализировать материал, делать логические выводы. Работа в группах приучает их к сотрудничеству, распределению ролей и ответственности. Не менее важным следует признать тот факт, что данный вид работы вносит разнообразие в урок, делает его более интересным. Существенно также наличие практического, наглядного результата деятельности. Таким образом повышается мотивации в обучении иностранным языкам. Сами учащиеся отмечают, что эта работа очень необычна и интересна, дает возможность общаться и проявить себя на уроке. Даже такие творческие способность ребят, как умение рисовать, петь, артистизм могут пригодиться им в процессе выполнения проекта.
Однако, несмотря на явные достоинства проектной методики, как учащиеся так и учитель сталкиваются с рядом трудностей. Сами учащиеся отмечают следующие сложности: трудно договориться между собой в группе, не все выполняют свою часть задания добросовестно, трудно проводить опрос общественного мнения и подсчитывать результаты. Учителя обычно говорят о насыщенности учебного плана, не позволяющей выделить «лишние» уроки на выполнение проекта, а также о том, что не всегда можно проконтролировать ошибки в спонтанной речи учащихся в группе и трудно избежать перехода учащихся на родной язык в процессе обсуждения.
Наш опыт показывает, что все эти трудности вполне преодолимы, если использовать элементы методики систематически. Когда учитель и учащиеся приобретают некоторый опыт работы, все этапы требуют меньше времени. Когда учащиеся привыкают работать сообща, все начинают принимать более активное участие в деятельности группы и легче находят общий язык. Следует отметить, что большую роль в успешности работы играет состав группы. Если ребята объединяются в группы сами, по желанию, то им легче договориться между собой, легче избежать конфликтов. Но тогда группы могут оказаться неравные по уровню знаний учащихся. Учитель должен учитывать этот факт. Если же учитель сам распределяет учащихся по группам с тем, чтобы они были на одном уровне, ему следует помочь ребятам в распределении заданий между собой. (Более слабому ученику будет трудно сформулировать выводы, но он может прекрасно справиться с оформлением обложки доклада или подбором иллюстраций.) Со временем учащиеся привыкнуть и смогут успешно работать в группах любого состава.
Можно считать вполне естественным желание учащихся перейти на родной язык в процессе обсуждения. Часто им не хватает словарного запаса - тогда учителю следует дать учащимся список дополнительной лексики, которая понадобится в работе над данным проектом. Может пригодиться работа в группе так называемого ‘English Captain’ - члена команды, отвечающего за то, чтобы все говорили только по-английски (или на другом иностранном языке соответственно). Однако иногда учитель может разрешить учащимся обсудить какой-то вопрос по-русски, в данном случае успешность выполнения задания имеет большее значение. Что касается коррекции ошибок в процессе обсуждения, то здесь следует идти на некий компромисс. Наиболее существенные и грубые ошибки учитель записывает и затем, по окончании данного этапа работы, исправляет и объясняет. На другие ошибки целесообразно не обращать внимания, чтобы не вмешиваться в обсуждение групп и не нарушать общего хода работы. На данном этапе коммуникация играет чрезвычайно важную роль, а исправление учителем ошибок может помешать ребенку выразить свою мысль и вообще лишить его желания высказаться.
В целом, значение проектной методики в обучении иностранным языкам трудно переоценить как с точки зрения развития речевых умений и навыков, так и как важный этап подготовки учащихся к самостоятельной работе над исследовательскими проектами.
В качестве примера мы предлагаем разработку цепочки уроков с использованием проектной методики по теме «Школа» в 6-м классе. (Четвертый год обучения, учебник В.Н.Богородицкой, Л.В.Хрусталевой)
PROJECT "SCHOOL"
1. Suitability: 6th form, Unit 2
2. End product: The material displayed on the board or a wall- newspaper. The material contains completed questionnaires (statistics) and suggestions how to change the school for the better.
3. Stages:
Stage |
|
|
Main Activities |
|
|
Outcome |
|
|
Time (lessons) |
1. |
|
|
Class discussion |
|
|
Idea of scope of the project |
|
|
1/2 |
2. |
|
|
Group discussion |
|
|
Plans/aspects of the project |
|
|
1/2 |
3. |
|
|
Writing |
|
|
Suggestions made on cards |
|
|
1 |
4. |
|
|
Group work |
|
|
Questions for the interview |
|
|
1/2 |
5. |
|
|
Interviewing |
|
|
Collection of data |
|
|
1-2 |
6. |
|
|
Processing of information |
|
|
Summaries of data collected |
|
|
1/2 |
7. |
|
|
Group discussion |
|
|
Choosing the best suggestions |
|
|
1/2 |
8. |
|
|
Displaying the material |
|
|
Making the display |
|
|
1/2 |
9. |
|
|
Reporting/discussion |
|
|
Conclusions, survey |
|
|
1/2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5-6 |
4. Resources:
- Pens. paper, display boards, pins, markers
- People willing to be interviewed
5. Location:
- Stages 1,2,4,6,7,8,9 - classroom;
- stage 3 - home;
- stage 5 - school, school yard, etc.
6. Description:
Stage 1.
a) the teacher gives the students the idea of the work they are going to do: "We've spoken a lot about school already. Would you like to give your schoolmates and classmates a chance to know what you think about our school? You can make a display board with all your ideas and suggestions.
Do you think school plays an important role What does a good education mean? What subjects do you study and what do you What after-class activities do you have and |
We spend much time at school. I'd like to study chemistry. I think it is very interesting,etc. |
b) The teacher asks students to think what the aspects of their school life are and what they think are the most important. (i.e. subjects, quality of education, teachers, school building, uniform, after class activities - clubs, excursions, parties, etc.). The teacher can write the aspects on the blackboard;
c) Students discuss the question "Do you like everything in your school?" and decide whether they can give some suggestions to change the school for the better.
Stage 2.
The class is divided in two groups. In groups:
a) The students choose the captain responsible for the outcome of every stage of work and the "English captain" seeing that everybody speaks only English;
b) Students think of a title of their project and choose the aspects they'd like to work at (about 3); (one student will write the title at home);
с) Each member of the group chooses the aspect of school life he will write his suggestions about.
Stage 3. (at home)
Students write their suggestions on cards and find or draw illustrations to them. Students can draw a school building they'd like to have or a gym, or a classroom. They can draw a uniform they'd like to wear or how they imagine an ideal teacher of the future.
Stage 4.
The teacher explains to the students that in their projects they can give not only their points of view but the opinions of their class- and school mates as well. They can find out other people's points of view through the interviews.
In groups students make questionnaires (about 5 questions) concerning the aspects of school life they are working at in their projects.
Stage 5.
Each student interviews other students of the school making notes of the answers.
Stage 6.
a) Students work in groups making summary of the data they've collected;
b) Groups inform each other of the results of the interviews;
c) the captains decide who will be responsible for writing the summary for the project.
Stage 7.
In groups students choose the best suggestions and illustrations for the display.
Stage 8.
The groups display the material on the board or wall-newspaper (title, suggestions, illustrations, summaries of the interviews, the names of the students of the group).
Stage 9.
Group discussions of the work they've done: what they liked best, what was the most difficult, what mistakes they’ve made and how to correct them in their further work, whether they would like to work on projects again or not and why, etc.