Использование новых информационных технологий (интерактивная доска) на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


В последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися. Больших результатов можно достичь, применяя данные технологии в преподавании иностранных языков в школе или гимназии. Использование проекционной техники в сочетании с аудиосредствами даёт возможность привлекать на занятиях при объяснении нового материала тезисы, таблицы, видео- и справочные материалы, при анализе текстов - схемы и данные электронных словарей. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала.

С появлением в гимназии новой техники, у нас появились новые возможности сделать уроки английского языка интереснее и современнее. В нашей гимназии применение компьютеров на уроках английского языка освоено уже достаточно давно и вполне успешно. Функции компьютера в качестве инструмента деятельности обучающего позволяют применять его для оптимизации управления обучением, повышения эффективности и объективности учебного процесса при значительной экономии времени преподавателя по следующим направлениям:

  • получение информационной поддержки;
  • диагностика, регистрация и систематизация параметров обучения;
  • работа с учебными материалами (поиск, анализ, отбор, оформление, создание);
  • организация коллективной работы;
  • осуществление дистанционного обучения

Как можно использовать компьютер вы знаете, а вот что позволяет добавить к этому интерактивная доска – я постараюсь вам сейчас показать.

Итак, одно из технических новшеств – интерактивная доска. Используя такую доску, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.

Электронная доска SMART позволяет осуществлять:

  1. активное комментирование материала: выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии;
  2. полноценную работу по переводу текста и отдельных предложений с указанием связей и взаимоотношений между словами;
  3. набор посредством виртуальной клавиатуры любого текста задания в любом приложении и его демонстрацию в режиме реального времени;
  4. не только знакомство с тестовыми заданиями в режиме просмотра, но и показательное тестирование отдельного ученика или группы учеников для всей аудитории;
  5. сохранение результатов в отдельном файле в виде картинок или в HTML и PDF- формате.

Итак, интерактивную доску можно использовать как обычную доску, но при этом, все, что на ней записано и нарисовано, можно сохранить и даже распечатать. То есть, вызывая ученика к такой интерактивной доске, мы можем здесь же исправить, оценить его работу, можем сохранить её для дальнейшего использования или сравнения, а также выдать работу ученику, чтобы он мог показать её родителям.

«Умное перо» – инструмент SMART-доски, который особенно эффективно используется на уроках английского языка. В нашей школе уроки английского языка, как и информатики, ведутся со 2 класса. Поэтому интегрированные уроки информатика - английский язык начинают проводиться уже на этапе знакомства младших школьников с клавишами клавиатуры и изучением алфавита. Учитель пишет маркером на доске письменную букву английского алфавита и прямо на глазах у детей быстро переводит её в печатную с помощью функции «Распознавание рукописного текста». Надо ли говорить, что такие «чудесные» превращения не оставляют малышей равнодушными и, конечно же, являются побуждением к тому, чтобы поработать у доски самому, а значит запомнить материал.

Творческие учителя нашей школы освоили программу PowerPoint и часто используют свои презентации на разных этапах урока. Электронная доска позволяет учителю и обучающимся во время объяснения вносить маркером дополнения, пояснения и сохранять или не сохранять записи прямо в слайде.

Таким образом, используя интерактивную доску, мы можем организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе. Кроме того, программное обеспечение SMART позволяет не только сохранять слайды экранов, но и выстраивать их в нужной последовательности, в том числе и в виде альбомов. Можно просматривать слайды таких альбомов и повторно их комментировать. Это при сохранении заданий, выполненных учеником на доске, позволяет проследить динамику усвоения материала каждым учащимся, выделить типичные и повторяющиеся ошибки.

Необходимо учесть и важный психологический момент: современные школьники, у которых дома обычно есть компьютеры с многочисленными играми и телевизоры с агрессивным видеорядом, привыкают подобным образом воспринимать окружающую действительность. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками аудирования и говорения, что обеспечивает в конечном счете эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка.

Результаты, которые мы получили, начав использовать интерактивную доску, свидетельствуют о том, что мы идем в правильном направлении. Во-первых, значительно повысился интерес к выполнению упражнения, активность и заинтересованность учеников показать свои знания. Интерактивная доска позволила нам ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Наглядность электронной интерактивной доски – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она целиком увлекает их. Во-вторых, такая деятельность способствует формированию у учеников адекватной самооценки. В-третьих, позволяет фиксировать ответ каждого ученика, то есть исключается возможность списывания, да им и неинтересно списывать при такой постановке задачи и ее выполнении. То есть, формируется навык самостоятельной работы, растет самоуважение и уверенность в своих возможностях. И, как следствие, повышается эффективность тренировки и усвоения правил. Кроме того, это очень наглядно, и работать ученикам становится интересней, а значит, мы достигаем своей цели – заинтересовать каждого ученика, настроить его на осознанное и самостоятельное освоение материала.

И это приведёт нас в будущем, как мне представляется, к целостной системе автономного развития и образования ученика.

Конечно, объяснение материала с использованием SMART-технологий позволяет сделать выступление учителя ярче, информативнее и увлекательнее. Однако следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.