Вид урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: урок-игра.
Место урока в учебном плане: Урок проводится в завершении изучения темы “Феодальная раздробленность на Руси”.
Цели урока:
1. Образовательная – Проверка и коррекция знаний. Закрепление и систематизация изученного материала.
2. Развивающая – Развитие познавательных способностей, внимания и умения работать в группе. Способствовать развитию речи, мышления, интеллекта.
3. Воспитательная – Дальнейшее формирование у обучающихся коммуникативных умений, воспитание интереса к истории своей страны.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Объявление темы урока, объяснение правил проведения игры.
Для проведения игры класс необходимо разделить на 2-3 команды. Игра проводится аналогично телевизионной, но по группам. Игра состоит из 3-х раундов, в каждом раунде по 4 темы, каждая из которых содержит по 6 вопросов.
Команда сообща выбирает тему и вопрос по стоимости. Представитель одной из команд – это может быть капитан – называет тему и цену вопроса. Кто будет отвечать на вопрос, решает команда. После правильного ответа команда забирает себе карточку с номером вопроса, номер вопроса – это стоимость, т.е. очки. Если ответ неправильный, карточка остаётся у ведущего.
Группы отвечают по очереди, выбирая тему вопроса и уровень сложности. Вопросы по сложности составлены по возрастающей, т.е. вопрос под №1 менее сложный чем вопрос под №2 и т.д. Побеждает та команда, которая набрала больше очков. На табло фиксируется результат игры.
2. I РАУНД
На доске вывешиваются карточки с названием тем и номерами вопросов:
Ратное дело | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Слова, слова… | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Города | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Слава зодчим | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ратное дело.
- колько человек объединяет “тьма”? (10 тысяч)
- Какое название получила битва русских со шведами в 1240 году? (Невская)
- Где и в каком году произошла первая битва между монгольскими и русскими воинами? (На реке Калке, в 1223 г.)
- Ему было всего 18 лет, когда он возглавил войско Новгородской земли. (Александр Ярославич Невский)
- Новгородский князь верно рассчитал: здесь его пехоте было воевать легче, чем тяжеловооружённой рыцарской коннице. Назовите место сражения. (Чудское озеро)
- Так назывались войны, охватившие Русь в XII веке. (Междоусобные)
Слова, слова…
- “Откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве нача княжить, и откуда русская земля стала есть”… Назовите произведение, которое начинается с этих слов и автора. (“Повесть временных лет”, монах Нестор)
- “Иду на Вы!” Кто говорил эти слова и связи с чем? ( Князь Святослав, когда объявлял войну противникам Руси)
- “Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет” (Александр Ярославич Невский)
- “Когда повадится волк к овцам, то перетаскает всё стадо, если не убить его, так и князь Игорь, если не убьём его, то он погубит всех нас!” Кто и когда говорил эти слова? (Древляне, в 945 году)
- “И гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 верст по льду”. О каком событии сообщает летопись? (Ледовое побоище, 1242 г.)
- “Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь!” Кто говорил эти слова, о ком идёт речь? (Киевляне, о князе Святославе)
Города.
- Этот город называли “Матерью городов русских”. (Киев)
- У этого русского города “злой характер” (Козельск)
- Этот русский город первым подвергся разграблению и разрушению монголо – татарами. (Рязань)
- Этот город славяне называли “Царьград” (Константинополь)
- Назовите город, который был столицей Галицко-Волынского княжества. (Галич)
- Этот славянский город можно назвать “портом трёх морей” (Новгород)
Слава зодчим.
- Как называется искусство строить и украшать здания? (Архитектура)
- У мастеров какой страны учились русские зодчие? (Византия)
- После какого события в нашей стране стали строить храмы? (Принятие христианства, в 988 г.)
- Как назывался забор, который окружал славянские посёлки? (Частокол)
- Назовите главное отличие христианских храмов от древнегреческих. (Христианские храмы больше, богаче украшались внутри)
- Назовите самый красивый собор в Киеве в XII веке. (Софийский собор)
3. II РАУНД
Архаизмы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Москва | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Русь | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Простые вопросы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Архаизмы (устаревшие слова) Зная устаревшее, вышедшее из употребления слово необходимо назвать современное, которое обозначает то же самое явление или предмет.
- Топталище (Тротуар).
- Краснослов (Оратор).
- Шарокат (Биллиард).
- Прутник (Кустарник).
- Живот (Человеческая жизнь).
- Мокроступы (Калоши).
Москва.
- Назовите дату первого упоминания о Москве. (1147 г.)
- Какой князь считается основателем Москвы? (Юрий Долгорукий)
- Почему главную площадь Москвы называют “Красной”? (Т.к. красивая, в древности слово “красная” было синонимом “красивая”, например, красна девица)
- В каком княжестве возник город Москва? (Владимиро-Суздальском)
- Как звали боярина, которому принадлежала земля, на которой возник пограничный пункт Москва? (Боярин Кучка)
- Именно это славянское племя населяло территорию нынешней Москвы в X веке. (Вятичи)
Русь.
- Объезд князем зависимых земель для сбора дани называется… (Полюдье)
- Как звали монаха Печёрского монастыря, который писал историю Руси? (Нестор)
- Самое большое государство Восточной Европы в начале XIII века. (Киевская Русь)
- На Руси их называли гостями. (Купцы)
- Так назывался воин в Древней Руси. (Ратник)
- Этот славянский бог по совместительству управлял ещё и огнём небесным. (Дажьбог)
Простые вопросы.
- Наука, которая изучает прошлое по вещественным источникам. (Археология)
- Правитель этого государства жил в Сарае. (Золотая Орда)
- Какие меры длины использовались на Руси? (Пядь, Локоть, Сажень)
- Почему участники крестовых походов называли крестоносцами? (Они распространяли христианскую веру на Восток)
- Их называли “черными людьми”, хотя в Африке они никогда не бывали. (Так в Новгороде называли крестьян и ремесленников)
- Географическое название какой-либо местности. (Топоним)
4. III РАУНД
Сложные вопросы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Князья | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Культура | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Даты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Сложные вопросы.
- Так называли славяне “лесного царя”. (Леший)
- Взгляды людей на устройство мира; верования, обряды, существовавшие на Руси до принятия христианства. (Язычество)
- Главное богатство монголо-татарской знати? (Пастбища и скот)
- Так звали внука Чингисхана, который в 1237 году во главе 140 тысячного войска вторгся на Русь. (Хан Батый)
- На Руси его звали Тимуром, а в Золотой Орде его называли… (Тамерланом)
- Как называется последний период первобытного общества? (Военная демократия)
Князья.
- Этот князь в 988 году крестил Русь. (Владимир Красное Солнышко)
- Он был первым князем на Руси. (Рюрик)
- Назови имя князя, который получил прозвище Боголюбский. (Андрей)
- Легендарный князь, основатель столицы Киевской Руси. (Кий)
- Этот князь хотел дважды взять дань с древлян. (Князь Игорь)
- Кто из князей любил читать, получил прозвище “Мудрый”? (Ярослав)
Культура.
- Назовите автора “Слова о полку Игореве”. (Автор неизвестен)
- Это хари. (Маски скоморохов)
- Так на Руси назывались слитки серебра весом 170-200 грамм. (Гривны)
- Создатели славянской азбуки. (Кирилл и Мефодий)
- Назовите произведение, написанное в конце XII веке, в котором автор призывает князей к объединению. (“Слово о полку Игореве”.)
- Так назывался у славян праздник возрождения природы, встречи салнца; праздновался 25 марта. (Масленица)
Даты.
(Назвать событие, которое произошло в этом году)
- 1240 г. (Невская битва)
- 1147 г. (Первое упоминание о Москве)
- 1242 г. (Ледовое побоище)
- 1223 г. (Битва на реке Калке)
- 1237 г. (Нашествие Батыя на Русь)
- 1185 г. (“Слово о полку Игореве”)