Цель урока: показать методические приемы развития учебной мотивации через систему заданий разной ступени обучения и факторы, побуждающие к учебной деятельности, разного содержания и характера в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика.
Ход занятий
Личность – звено между мотивацией и ее реализацией.
Зигмунд Фрейд
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том , что ребенок получает “удовольствие” от самой деятельности. И успешность процесса изучения математики зависит от желания ученика.
Проблема:
1. Как сформировать интерес у ребенка?
2. Как пробудить желание учиться?
3. Как сберечь интерес + желание?
Идея:
идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания на подлинном интересе.
В своей педагогической деятельности использую теорию: А.К.Марковой “Теорию формирование мотивации ученья”, Г.И.Щукиной: “Теорию развития познавательного интереса”. Мотивация – динамический процесс формирования и функционирования мотива. Мотив учения – направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. Мотивы: социальные и познавательные.
Особое внимание уделяю на познавательные мотивы, которые побуждают ученика развивать свои склонности и возможности, оказывает определяющие влияние на формирование личности и раскрытие ее творческого потенциала.
Большую роль играет организация начала урока, где создаются условия для осознания учеником того, что полезного и нового он узнает на уроке, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему дает усвоение материала на уроке.
Имматационная игра:
I. Мотивация темы урока:
1. 6класс: /после изучения темы рациональные числа/
Вопросы: /самоконструкция/
2.10-й класс:Всем известно, как много интересных, порою поразительных научных открытий сделали ученые на древней египетской земле. Но самым большим чудом Египта, поражающим людей еще в древности, были удивительные искусственные горы– гробницы древних египетских царей. Путешественникам, плывшим по желтым водам Нила, всегда бросалась в глаза резкая грань там, где Нильскую долину с ее зелеными полями и финиковыми рощами сменяют горячие пески мертвой Ливийской пустыни. Еще дальше на западе видны удивительные горы. Они правильной формы и тянутся на десятки километров– от современного города Каира до Фаюмского оазиса.
Они словно вырастают из песков пустыни– колоссальные, величественные , подавляющие человека необычайными размерами и строгостью очертаний. Стоя у их подножия трудно себе представить, что эти огромные каменные горы созданы руками людей. Самые высокие их называют “Великими” возведены в эпоху Древнего царства неподалеку от города Мемфис, тогдашней столицы Египта, фараонами Хуфу и Хафра. Аналогичные формы были использованы при строительстве знаменитой Вавилонской башни, о строительстве которой говорится в библии.
Самоконструкция:
Выводы: /мотив учебно– познавательный/
Чтобы достичь положительных результатов в образовательном процессе, необходимо вызвать у учащихся эмоционально– положительную внутреннюю мотивацию учения, для чего нужно организовать познавательную деятельность школьников. Эффективность познавательной деятельности зависит от степени ее мотивации.
II.
Обучение математике – это, в первую очередь, решение задач. Они выступают как главное средство мотиваций учащихся. Умение решать задачи – критерий успешности обучения математике. Существует много факторов , способствующий развитию учебной мотивации учащихся средствами задач. Одним из них является, фактор связанный с самой задачей и ее содержанием, это может быть: новизна, отражение связи с практикой, отражение исторического аспекта, занимательность, нестандартные вопросы.
1.Занимательность:5класс / урок по теме: “ сложение десятичных дробей”
Дикобраз в подарок сыну
Сделал счетную машину,
К сожалению, она
Недостаточно точна
Результаты перед вами,
Быстро все исправьте сами:
39,4 + 10,1 = 495 97,3 + 9,04 = 10,634
47,03 + 4,8 = 5183 31,26 + 0 = 312,6
3,067 + 2,033 = 51 729,004 + 10 = 729,014
Занимательность, заложенная в содержании задачи, особым образом окрашивает учебный материал, делает процесс решения более привлекательным, на которой создается положительное отношение к предмету.
2.Отражение связи с практикой: 9класс. Комбинаторика.
Вы пришли в школьную столовую. В меню на обед предложили вторые блюда и напитки:
Блюда:
1. Пюре с котлетами
2. Рис отварной со шницелем
3. Рожки с сардельками
4. Гречка с окорочками
Напитки:
1. Чай с сахаром
2. Компот с сухофруктами
3. Сок яблочный
4. Клюквенный кисель
Сколькими способами можно получить обед?
Если учащийся видят в решаемой задаче возможность применить полученные знания в практике, то появляется и интерес к ее решению.
Вывод: Осознание учащимся своих мотивов в учебной деятельности позволяет им лучше понимать, оценивать и принимать учебную задачу, определять цели работы на уроке и во внеурочное время. Наличие устойчивого интереса к изучению математики способствует осознанному усвоению математических знаний, умений, навыков. С целью выявления степени выраженности познавательных и социальных мотивов проведено анкетирование: “Зачем я изучаю математику?”. Я изучаю математику потому, что:
1 |
Математика учит меня мыслить; |
2 |
Учиться хорошо моя обязанность; |
3 |
Математика всегда нужна в жизни, в практической деятельности человека; |
4 |
Мне хочется получать хорошие оценки; |
5 |
Это интересный для меня предмет; |
6 |
Мне математика пригодится после школы для продолжения образования; |
7 |
Уроки математики проходят интересно; |
8 |
Заставляют учителя и родители; |
9 |
Желаю больше узнать по математике, чтобы в дальнейшем преуспеть в жизни; |
10 |
Хочу лучше подготовиться к экзаменам ; |
11 |
Другое(что?) |
“Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи– это способствует развитию мотиваций и центров саморегуляции”.
Л.С. Выготский