Конспект урока по русской народной сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Разделы: Начальная школа


1. Урок литературного чтения (2 класс)

Цель урока:

  • Обнаружить некоторые закономерности сказочного жанра на примере русской народной сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" и выявить вместе с детьми поэтический, лирический характер этой сказки.

Задачи урока:

  • показать наличие двух миров: обычного и волшебного как одну из важных закономерностей сказочного жанра;
  • научить детей вычленять повтор как обязательный композиционный элемент сказочного жанра;
  • обнаружить в сказке древнюю числовую магию;
  • во время сравнительного анализа сказки и картины В.Васнецова "Алёнушка" подвести учеников к мысли, что сказку и картину роднит грустное настроение, лирическая тональность.

Оборудование:

  • Учебник "Литературное чтение" (I часть), 2 класс, авт. В.Ю.Свиридова, Н.А.Чуракова;
  • репродукция картины В.Васнецова "Алёнушка",
  • карточки со словами: устное, народное, творчество.

2. Ход урока

2.1. Проверка домашнего задания. Подготовка к восприятию

Урок начнём с проверки домашнего задания.

Поднимите руку те, кто готов сегодня прочитать наизусть стихотворение.

Наизусть домашнее стихотворение прочитает :

(ученик у доски читает стихотворение Константин Бальмонта)

У чудищ

Я был в избушке на курьих ножках.
Там всё как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.

Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у Старой две нитки бус.
Разгневал Ведьму и скрылся в дымке.
И вот со смехом кручу свой ус.

Пойду, пожалуй, теперь к Кащею.
Найду для песен там жемчугов.
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны - и был таков.

А теперь послушайте музыкальное произведение. (Музыка М.Мусоргского "Прогулка"; "Избушка на курьих ножках" (Баба-Яга).)

Представьте себе картину, которую нарисует вам ваше воображение.

Что вы представили себе, когда слушали музыку? (Высказывание детей).

Что же общего у этих двух произведений?

(волшебство, сказочный сюжет, сказочные герои, лес, Баба Яга)

Сказочные приёмы в авторском стихотворении и в музыке.

В чём различие этих произведений?

1 - музыкальное произведение мы слышим;

2 - литературное произведение, мы видим, читаем, слышим.

Различными средствами можно изобразить сказку.

2.2. Подготовка к восприятию и сообщение темы урока

Подумайте, почему сказки, колыбельные песни, прибаутки, пословицы, скороговорки называются устным народным творчеством?

(на доске выставлены карточки)

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Что означает каждое слово?

(ответы учитель записывает на доске)

Уста, губы Придумывал народ При пересказе каждый придумывалсвоё -" из уст в уста " творил

Народную сказку не записывали, а пересказывали по памяти. Её "сказывали", передавали из уст в уста.

- Как называется первая часть любой истории? (Завязка)

- Начало развития действия?

В русской народной сказке завязка называется ЗАЧИН.

2.3. Работа по новой теме. Знакомство со сказкой

А теперь прочитаем поэтическую, хотя и без рифм сказку. Сказка сказывается, словно печальная песня поётся.

Определите, какая это сказка: волшебная, бытовая или о животных?

Дети читают сказку вслух по частям.

1 - УЧИТЕЛЬ,

2 - УЧЕНИК,

3 - УЧЕНИК,

4 - УЧЕНИК.

Прочитайте, как заканчивается сказка самостоятельно, про себя.

Сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" - ВОЛШЕБНАЯ.

(Превращение человека в животное, принятие ведьмой облика Алёнушки, оживление с помощью живой воды.)

Чтобы убедиться в этом нам, надо со сказкой поработать.

2.4. Физкультминутка

Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Вверх на солнце посмотрели -
И всех лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Дружно топаем.
Хватит детки отдыхать.
А теперь начнём читать.

2.5.Работа над содержанием сказки

а) Словарная работа

Проведём работу по уточнению предложений, словосочетаний.

Шли- шли:стоит коровье копытце;

:::::::.лошадиное копытце;

:::::::козье копытце полно водицы.

Как вы себе это представляете?

(следы копыт животных, наполненные водой)

Есть такое предложение: "ШЛИ-ШЛИ - солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает".

Как вы понимаете эти слова?

А кто такой купец?

Богатый торговец, тот, кто торговал.

Найдите в тексте абзац, где купец встретил Алёнушку.

Дети читают отрывок вслух.

- Одному козлёночку было ведомо:

Как вы понимаете эти слова? (известно)

б) Почему никто "ведьму не распознал", только Иванушке "всё было ведомо"?

(Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть только тот, кто сам находится в волшебном мире. Если бы Иванушка оставался мальчиком, он бы тоже ведьму не распознал. Но как только он обернулся козлёночком, произошло его превращение из земного существа в представителя волшебного мира. Теперь он обладает как бы двойным зрением: видит и то, что делается в земном мире, но и видит и другую, волшебную сторону событий).

Давайте найдём отрывок, где Козлёночек бежит на бережок и зовёт Алёнушку.

Как нужно читать эти слова?

(ученик читает выразительно, вслух)

Что значит котлы чугунные:( КОТЁЛ - большой сосуд для варки, обычно с круглым дном. Чугун - первая выплавка из железной руды)

Ножи булатные? (Булать - узорочная сталь, витое железо, нож из стали с узорчатой ручкой.)

Сколько раз Иванушка просил сестрицу разрешить ему напиться? А выплыть на бережок? (3 раза. В волшебной сказке действует магия числа 3, поскольку это число волшебного мира.)

Сколько раз понадобилось козлёночку перевернуться через голову, чтобы обернуться мальчиком Иванушкой? (Прочитайте. В сказке сказано, что козлёночек "три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой". (с.126 ))

А в других сказках, какие волшебные числа тебе встречались?

"Кот в сапогах", Вступление к "Руслану и Людмиле", "Сказка о рыбаке и рыбке". (три сына у мельника, три месяца подряд кот приносил королю подарки, "тридцать витязей прекрасных", "тридцать лет и три года")

Число "3" соотносилось с кругом и выражало замкнутость чужого мира: круг неба, например. Поэтому, волшебное число героев - всегда "3": 3 богатыря, 3 сестры, 3 брата; все события повторяются в сказке 3 раза.

2.6. Беседа по репродукции картины В.М.Васнецова "Алёнушка"

Рассмотрите внимательно репродукцию картину Виктора Васнецова "Алёнушка". [Рисунок1]

Какай же момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет: найдите его.

"Залилась Алёнушка слезами, села под стожок - плачет".

Как именно художник изобразил Алёнушку: почему мы решили все вместе, что она плачет? (рассмотрите её позу)

Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени.

Волосы у неё распущены, смотрит на тёмную воду речки или пруда.

А почему всё-таки Виктор Васнецов изобразил Алёнушку у воды: кто самый догадливый?

(именно с водой связаны все грустные события сказки)

Какие грустные моменты в сказке связаны с водой?

(найдите эти строчки и прочитайте)

Иванушка обернулся козлёночком как раз потому, что очень хотел воды испить и не мог дождаться, пока они с Алёнушкой дойдут до колодца.

Именно в воду бросила ведьма Алёнушку.

Именно с водой связан поэтический диалог козлёночка-Иванушки и лежащей на дне реки Алёнушки (эти поэтические тексты должен ещё раз вслух прочитать учитель. С.123. -Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца: .Напился и стал козлёночком. СТР.123. Привела ведьма Алёнушку на реку : и бросила её в воду. Стр. 124 .Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнонёхонько закричал: : .).

Таким образом, - вода главный источник несчастий в этой сказке: с ней связаны основные опасности.

Вода - волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет (вода из копытца определённого животного способна превратить человека именно в это животное;

Ключевая вода оживляет Алёнушку).

Так что же роднит сказку и картину?

Грустное настроение, лирическая тональность.

( Пояснение: "лирический", "поэтический" могут обозначать сферу чувств и переживаний человека. Когда говорят, что человек "лирически" настроен, имеют ввиду, что его душа открыта самым тонким восприятия и чувствам, что он поэтически смотрит на мир).

Какими же средствами переданы эти два произведения?

Литературное произведение - словом.

Картина - красками.

2.7. Закрепление новых знаний

Вернёмся к вопросу с которого мы начали работать со сказкой.

Почему же сказка "Сестрица Алёнушка и братец Ивашушка" - волшебная?

(превращение человека в животное, принятие ведьмой облика Алёнушки, оживление с помощью живой воды) (карточки)

2.8. Закрепление (возвращаюсь к карточкам)

Можно ли сказку "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" отнести к устному народному творчеству?

(Так почему же сказку "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" относится к устному народному творчеству?)

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

Уста, губы Придумывал народ При пересказе каждый придумывал своё - "из уст в уста" творил

Народную сказку не записывали, а пересказывали по памяти. Её "сказывали", передавали из уст в уста.

2.9. Итог урока

Спасибо. Молодцы, мне было очень приятно с вами работать.