Планирование воспитательной работы классного рукводителя

Разделы: Классное руководство


В идеале – в работе классного руководителя в деле воспитания, как и в учебной деятельности должна быть определенная система. Признаки системы воспитания вам всем знакомы, но можно вкратце напомнить о них.

  • Целенаправленность. Целевая установка воспитательной системы должна соответствовать особенностям ребенка, коллектива, конкретным условиям воспитания.
  • Целостность. Единство компонентов (содержание воспитания, доминирующие виды деятельности, методы и приемы, организационные формы, управленческие процессы и т.д.) внутри которого существуют четкая взаимосвязь и взаимодействие.
  • Динамизм. Воспитательная система – явление развивающееся. Очень важно, чтобы своевременное обновление системы как в содержательном, так и организационном аспектах было следствием потребности личности и коллектива.
  • Управляемость. Воспитательная система предполагает постоянное изучение ее состояния и организацию соответствующих ему педагогических воздействий. Это зависит от того насколько классные руководители овладели методами анализа своей работы и от опоры на детское самоуправлние.
  • Взаимодействие со средой. Воспитательная системавписана в определенную социальную и природную среду, государственную, региональную систему, с которой неизбежно связана и взаимодействует.
  • Говоря о признаках системы воспитания, нельзя не сказать о комплексном подходе в ней. Системный подход – это стратегия воспитания, комплексный – его тактика. Комплексный подход позврляет не увеличивая объема работы, а лишь интегрируя средства педагогического воздействия, добиваться большой эффективности труда классного руководителя.

1 этап. Как вы думаете, прежде чем написать воспитательную цель в вашем плане, что необходимо сделать? (Отвечают. Выявить уровень воспитанности) (Приложение 1)
Главный критерий воспитанности школьника – это их дела, поступки , мотивы, которыми они руководствуются. Наглядное состояние воспитанности можно представить в виде “Карты воспитанности” (Раздать по одному образцу каждому классному руководителю)
Какие методики целесообразно использовать для изучения учащихся? (Отвечают):

  1. Предварительное знакомство с учащимся и его документацией, наблюдение, проверка конфликтных ситуаций, анализ результатов деятельности школьника, обследование условий жизни и воспитания в семье. Беседы и интервью с учащимися, родителями, активом класса, с учителями, определение доминирующих причин отставания в учебе или недостаточной воспитанности и мер по их предупреждению и преодолению.
  2. Анкетирование, “недописанный тезис”, “недописанный рассказ” , “ альтернативный тезис” и др.
  3. Создание ситуаций, в которых проявляется то или иное качество личности (деловые и ролевые игры, КТД и т.д.)

2 этап. Методика постановки целей и задач воспитания.(Приложение 2)

Следующим аспектом построения воспитательной системы классного руководителя является постановка целей и задач по формированию индивидуальных качеств личности. Для этого сначала важно определить направление развития личности и коллектива на учебный год, придерживаясь следующих правил и требований:

– учитывать данные карты воспитанности об уровне сформированности качеств личности каждого школьника и коллектива класса;

– учитывать развитие индивидуальных особенностей личности каждого ребенка;

– определять направленность его личности (экстраверт или интраверт);

– определять темперамент (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик);

– воспитательные задачи должны быть конкретными, рассчитанными на определенный срок и достижения; они должны выражать то, что мы хотим сформировать (какие качества личности).

Главными ориентирами в постановке целей и задач воспитания учащихся являются цели государственной политики в области образования. Они определены в основных документах: “Закон Российской Федерации “Об образовании”, “Федеральная программа развития образования в России на 2005-2010 гг.”, проект “Национальная доктрина образования Российской Федерации”:

  1. Система школьного воспитания должна быть направлена на разностороннее развитие учащихся. Разностороннее развитие учащихся возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка. Самореализации учащихся способствует развитие у них познавательной мотивации и познавательного интереса, общеучебных умений, навыков и творческих способностей, умения находить необходимую информацию, желание заниматься самообразованием.
  2. Разностороннее развитие учащихся предполагает формирование научного мировоззрения, которое позволит ученику войти в открытое информационное пространство, проявляя качества гражданина.
  3. Воспитание учащихся физически и нравственно здоровыми, способными быть патриотами своей Родины не на словах, а на деле, защищающими традиции своей страны и своего народа и уважающими традиции, обычаи, культуру других народов.
  4. Формируя гражданина и человека, необходимо помнить о том, что система воспитательной работы должна способствовать воспитанию в учащихся уважения к правам и свободам других людей, ответственности перед собой и своей семьей, обществом за свои действия и поступки.

Помимо целей, обозначенных в основных государственных документах, огромное значение в воспитании имеют цели, определяемые региональной программой образования. Они отражают стремление регионов к сохранению самобытности национальной культуры, традиций, обычаев, способствующих духовному и нравственному развитию ребенка. В воспитании духовности ребенка огромное значение имеет семья.
Региональные цели воспитания тесно переплетаются с целями воспитания учащихся в конкретной школе.
Создавая комплексную воспитательную программу воспитания учащихся, необходимо учитывать такие важные целевые ориентации, как:

  • Включение учащихся, независимо от возраста , в активную творческую деятельность, при этом использовать такие формы работы с детьми, которые дадут им возможность проявить активность, самостоятельность и помогут им качественно измениться;
  • Создание условий и использование таких форм работы с детьми, которые будут направлены на саморазвитие учащихся и самосовершенствование при косвенном воздействии педагога, формирование культуры самообразования;
  • Формирование нравственной культуры учащихся и их родителей, этики взаимоотношений детей и родителей, пожилых и молодых, взрослых и юных, волевых качеств личности;
  • Приобщение учащихся к сохранению природы и истории своей страны, самобытности, неповторимости и индивидуальности природы и человека, взаимодействия людей друг с другом;
  • Развитие понимания значения труда в жизни человека и его результатов на благо себя и других людей, культуры трудовой деятельности и трудового участия, культуры разумного хозяйствования.

Исходя из перечисленных выше целей воспитания классный руководитель должен определить основные задачи воспитания, которые помогут создать эффективную систему воспитания в классе:

  • активное формирование самоуправления и создание условий для проявления неформального лидерства учащихся в классе и школе;
  • создание критериев воспитанности учащихся и возможностей для их проявления;
  • обеспечение новых подходов к организации воспитательного процесса и внедрение современных технологий воспитательной работы в воспитательный процесс;
  • создание условий для активного участия семьи в воспитательной системе школы;
  • вовлечение учащихся класса в активную жизнь в социуме и общественных организациях;
  • проведение всех классных мероприятий на высоком эстетическом, этическом и культурном уровне;
  • создание традиций и обычаев в классном коллективе;
  • формирование коллектива единомышленников из числа родителей, учащихся для создания воспитательной системы класса;
  • повышение методической и профессиональной культуры;
  • использование элементов прогнозирования и экспертной оценки результативности воспитательной системы класса.

Нужно стремиться, чтобы выпускник современной школы обладал следующими качествами:

  • самостоятельностью в выборе и принятии решений;
  • ответственностью за свои решения, действия и поступки;
  • способностью терпимо относиться к своему ближайшему окружению, родным людям;
  • готовностью действовать в самых непредвиденных и нестандартных ситуациях;
  • мотивированностью на получение прочных знаний;
  • способностью к совершению нравственных поступков и сохранению чувства собственного достоинства в самых трудных ситуациях;
  • компетентностью в учебной и будущей профессиональной деятельности;
  • способностью ощущать себя одновременно как гражданином своей страны, так и мира, быть национальным патриотом;
  • умением жить в ладу с другими народами, культурами;
  • уважительным отношением к мнению других людей, терпимостью в общении. (Приложение 4)

3 этап. Отбор и применение средств достижения поставленных задач.

(Приложение 5)

4 этап.– планирование системы воспитательной работы. (Приложение 3)

Здесь тоже есть несколько основных правил –

  1. План не должен представлять собой бессистемный перечень дел – важно, чтобы в нем был стержень.
  2. Следует планировать взаимодействие учителя и детей, работу самих учащихся, педагогически направленную и организуемую.
  3. Конкретность, осязаемость включенных в план дел.
  4. Разумное сочетание словесных, наглядных, практических форм воспитательной работы.
  5. Максимальная индивидуализация плана с учетом особенностей класса, отдельных учащихся, возможностей классного руководителя.
  6. Учет плана работы школы, возможностей микрорайона, юбилейных дат, общественных организаций и движений.
  7. Соблюдение преемственности в работе с классом, выявление особенностей стиля взаимоотношений с учащимися своего предшественника, сложившаяся система организации коллектива.

Принцип деятельностного подхода в планировании воспитательной работы (организация различных видов деятельности школьников).

5 этап. Самоанализ работы классного руководителя.
План может дополняться самоанализом работы, который позволяет выяснить причины и трудности, снижавшие уровень качества знаний и воспитанности школьников.
Классному руководителю надо знать себя, работать над собой, над повышением своей педагогической культуры и педагогического мастерства.
Классному руководителю необходимо самому научиться анализировать свою работу и помочь детям анализировать их деятельность, внеклассные мероприятия, проведенные КТД и т.д.