В идеале – в работе классного руководителя в деле воспитания, как и в учебной деятельности должна быть определенная система. Признаки системы воспитания вам всем знакомы, но можно вкратце напомнить о них.
- Целенаправленность. Целевая установка воспитательной системы должна соответствовать особенностям ребенка, коллектива, конкретным условиям воспитания.
- Целостность. Единство компонентов (содержание воспитания, доминирующие виды деятельности, методы и приемы, организационные формы, управленческие процессы и т.д.) внутри которого существуют четкая взаимосвязь и взаимодействие.
- Динамизм. Воспитательная система – явление развивающееся. Очень важно, чтобы своевременное обновление системы как в содержательном, так и организационном аспектах было следствием потребности личности и коллектива.
- Управляемость. Воспитательная система предполагает постоянное изучение ее состояния и организацию соответствующих ему педагогических воздействий. Это зависит от того насколько классные руководители овладели методами анализа своей работы и от опоры на детское самоуправлние.
- Взаимодействие со средой. Воспитательная системавписана в определенную социальную и природную среду, государственную, региональную систему, с которой неизбежно связана и взаимодействует.
- Говоря о признаках системы воспитания, нельзя не сказать о комплексном подходе в ней. Системный подход – это стратегия воспитания, комплексный – его тактика. Комплексный подход позврляет не увеличивая объема работы, а лишь интегрируя средства педагогического воздействия, добиваться большой эффективности труда классного руководителя.
1 этап. Как вы думаете, прежде чем написать
воспитательную цель в вашем плане, что
необходимо сделать? (Отвечают. Выявить уровень
воспитанности) (Приложение 1)
Главный критерий воспитанности школьника –
это их дела, поступки , мотивы, которыми они
руководствуются. Наглядное состояние
воспитанности можно представить в виде “Карты
воспитанности” (Раздать по одному образцу
каждому классному руководителю)
Какие методики целесообразно использовать для
изучения учащихся? (Отвечают):
2 этап. Методика постановки целей и задач воспитания.(Приложение 2)
Следующим аспектом построения воспитательной системы классного руководителя является постановка целей и задач по формированию индивидуальных качеств личности. Для этого сначала важно определить направление развития личности и коллектива на учебный год, придерживаясь следующих правил и требований:
– учитывать данные карты воспитанности об уровне сформированности качеств личности каждого школьника и коллектива класса;
– учитывать развитие индивидуальных особенностей личности каждого ребенка;
– определять направленность его личности (экстраверт или интраверт);
– определять темперамент (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик);
– воспитательные задачи должны быть конкретными, рассчитанными на определенный срок и достижения; они должны выражать то, что мы хотим сформировать (какие качества личности).
Главными ориентирами в постановке целей и задач воспитания учащихся являются цели государственной политики в области образования. Они определены в основных документах: “Закон Российской Федерации “Об образовании”, “Федеральная программа развития образования в России на 2005-2010 гг.”, проект “Национальная доктрина образования Российской Федерации”:
- Система школьного воспитания должна быть направлена на разностороннее развитие учащихся. Разностороннее развитие учащихся возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка. Самореализации учащихся способствует развитие у них познавательной мотивации и познавательного интереса, общеучебных умений, навыков и творческих способностей, умения находить необходимую информацию, желание заниматься самообразованием.
- Разностороннее развитие учащихся предполагает формирование научного мировоззрения, которое позволит ученику войти в открытое информационное пространство, проявляя качества гражданина.
- Воспитание учащихся физически и нравственно здоровыми, способными быть патриотами своей Родины не на словах, а на деле, защищающими традиции своей страны и своего народа и уважающими традиции, обычаи, культуру других народов.
- Формируя гражданина и человека, необходимо помнить о том, что система воспитательной работы должна способствовать воспитанию в учащихся уважения к правам и свободам других людей, ответственности перед собой и своей семьей, обществом за свои действия и поступки.
Помимо целей, обозначенных в основных
государственных документах, огромное значение в
воспитании имеют цели, определяемые
региональной программой образования. Они
отражают стремление регионов к сохранению
самобытности национальной культуры, традиций,
обычаев, способствующих духовному и
нравственному развитию ребенка. В воспитании
духовности ребенка огромное значение имеет
семья.
Региональные цели воспитания тесно
переплетаются с целями воспитания учащихся в
конкретной школе.
Создавая комплексную воспитательную программу
воспитания учащихся, необходимо учитывать такие
важные целевые ориентации, как:
- Включение учащихся, независимо от возраста , в активную творческую деятельность, при этом использовать такие формы работы с детьми, которые дадут им возможность проявить активность, самостоятельность и помогут им качественно измениться;
- Создание условий и использование таких форм работы с детьми, которые будут направлены на саморазвитие учащихся и самосовершенствование при косвенном воздействии педагога, формирование культуры самообразования;
- Формирование нравственной культуры учащихся и их родителей, этики взаимоотношений детей и родителей, пожилых и молодых, взрослых и юных, волевых качеств личности;
- Приобщение учащихся к сохранению природы и истории своей страны, самобытности, неповторимости и индивидуальности природы и человека, взаимодействия людей друг с другом;
- Развитие понимания значения труда в жизни человека и его результатов на благо себя и других людей, культуры трудовой деятельности и трудового участия, культуры разумного хозяйствования.
Исходя из перечисленных выше целей воспитания классный руководитель должен определить основные задачи воспитания, которые помогут создать эффективную систему воспитания в классе:
- активное формирование самоуправления и создание условий для проявления неформального лидерства учащихся в классе и школе;
- создание критериев воспитанности учащихся и возможностей для их проявления;
- обеспечение новых подходов к организации воспитательного процесса и внедрение современных технологий воспитательной работы в воспитательный процесс;
- создание условий для активного участия семьи в воспитательной системе школы;
- вовлечение учащихся класса в активную жизнь в социуме и общественных организациях;
- проведение всех классных мероприятий на высоком эстетическом, этическом и культурном уровне;
- создание традиций и обычаев в классном коллективе;
- формирование коллектива единомышленников из числа родителей, учащихся для создания воспитательной системы класса;
- повышение методической и профессиональной культуры;
- использование элементов прогнозирования и экспертной оценки результативности воспитательной системы класса.
Нужно стремиться, чтобы выпускник современной школы обладал следующими качествами:
- самостоятельностью в выборе и принятии решений;
- ответственностью за свои решения, действия и поступки;
- способностью терпимо относиться к своему ближайшему окружению, родным людям;
- готовностью действовать в самых непредвиденных и нестандартных ситуациях;
- мотивированностью на получение прочных знаний;
- способностью к совершению нравственных поступков и сохранению чувства собственного достоинства в самых трудных ситуациях;
- компетентностью в учебной и будущей профессиональной деятельности;
- способностью ощущать себя одновременно как гражданином своей страны, так и мира, быть национальным патриотом;
- умением жить в ладу с другими народами, культурами;
- уважительным отношением к мнению других людей, терпимостью в общении. (Приложение 4)
3 этап. Отбор и применение средств достижения поставленных задач.
4 этап.– планирование системы воспитательной работы. (Приложение 3)
Здесь тоже есть несколько основных правил –
- План не должен представлять собой бессистемный перечень дел – важно, чтобы в нем был стержень.
- Следует планировать взаимодействие учителя и детей, работу самих учащихся, педагогически направленную и организуемую.
- Конкретность, осязаемость включенных в план дел.
- Разумное сочетание словесных, наглядных, практических форм воспитательной работы.
- Максимальная индивидуализация плана с учетом особенностей класса, отдельных учащихся, возможностей классного руководителя.
- Учет плана работы школы, возможностей микрорайона, юбилейных дат, общественных организаций и движений.
- Соблюдение преемственности в работе с классом, выявление особенностей стиля взаимоотношений с учащимися своего предшественника, сложившаяся система организации коллектива.
Принцип деятельностного подхода в планировании воспитательной работы (организация различных видов деятельности школьников).
5 этап. Самоанализ работы классного
руководителя.
План может дополняться самоанализом работы,
который позволяет выяснить причины и трудности,
снижавшие уровень качества знаний и
воспитанности школьников.
Классному руководителю надо знать себя,
работать над собой, над повышением своей
педагогической культуры и педагогического
мастерства.
Классному руководителю необходимо самому
научиться анализировать свою работу и помочь
детям анализировать их деятельность,
внеклассные мероприятия, проведенные КТД и т.д.