Урок окружающего мира в 3-м классе по теме: “Наследие Древнего мира” (система Занкова Л.В.) расчитан на два часа. Материал очень обширный, но интересный. Чтобы активизировать умственную деятельность учащихся, охватить как можно больше материала по теме и создать условия для прочного усвоения данной темы, мы использовали метод проектов, так как считаем, что уже в начальных классах учитель должен помочь каждому ребенку стать умелым исследователем, способным к самостоятельной организации познавательного процесса.
Были разработаны этапы проектирования:
- мотивационный (целеполагание),
- планирующий (подготовительный),
- выбор методов проверки принятых гипотез,
- информационно-оценочный (выполнение),
- рефлексивно-оценочный (защита проекта).
По месту, времени и количеству участников проектно-исследовательская деятельность к данному уроку может быть организована по – разному: индивидуальное или микрогрупповое (2-5 участника). У нас весь класс был разделен на семь творческих групп: “Древний Египет”, “Древний Шумер”, “Древний Вавилон”, “Древняя Индия”, “Древний Китай”, “Древняя Греция”, “Семь чудес света”.
Каждой творческой группе был дан план, помогающий собрать необходимый и самый важный материал для проекта:
- Географическое положение государства и природные условия.
- Достижения в областях науки, культуры, спорта и др.
- Образование в государстве.
- Религия.
- “Великие” люди государства.
При подготовке к уроку, на втором (планирующем, подготовительном этапе) учитель следит за тем, чтобы в отчете каждой творческой группы были ответы на вопросы, вынесенные на рассмотрение в блок-схему урока.
Обязательной частью работы над проектом являлось наличие презентации, продуманность, научность, доступность, оригинальность защиты проекта. Важным условием было – уложиться во времени, т.к. на уроке работало семь групп, поэтому и материал отбирался очень тщательно. Во время защиты проектов работало жюри, состоящее из преподавателей и учеников старших классов.
Каждый ученик получает на уроке блок-схему, внимательно слушает отчет каждой творческой группы, отвечает на вопросы в блок-схеме и, самое главное, выставляет по разработанным критериям оценку каждой группе, т.е. наряду с выбранным жюри, работающем на уроке, учащийся может оценить работу своих одноклассников. Блок-схема – своеобразный путеводитель на уроке, позволяющий вести урок по плану, поэтапно переходя от одного этапа урока к другому, оценить работу одноклассников и проверить знания каждого ребенка на уроке.
В конце урока отметки с баллами отрезаются от блок-схемы и передаются жюри, которое выставляет средний балл каждой творческой группе. Учитель проверяет правильность работы в блок-схемах, что позволяет ему проверить усвоения материала каждым учеником и выставляет дополнительные баллы.
По нашим наблюдениям, по отзывам учащихся, по результатам тестирования стало ясно, что данная работа нашла значительный отклик в душах ребят, способствовала выработке хороших знаний по этой обширной теме, полученным с использованием метода проектов.
Цели урока:
- создать условия для расширения знаний учащихся о наследии Древнего мира (письменность, техника, искусство);
- развивать исследовательскую культуру, артистизм, речь, способствовать расширению кругозора учащихся, развивать интерес к истории;
- воспитывать потребность бережного отношения к историческому наследию, предметам прошлого, уважение к достижениям людей Древнего мира.
Оборудование: блок-схема урока для каждого ученика, мультимедийная презентация, наглядное пособие “Лента времени”, рисунки учащихся, “глиняные” таблички, палочка для “клинописи”, фрагменты фильмов: о пирамидах, о кализее, об обучении и развитии искусства в древнем Египте, отрывок из мультфильма о богине Иштар, видео викторина: “Семь чудес света”, электронный тест “Наследие Древнего мира”(из электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия)
Подготовка к уроку.
Перед уроком класс был разделен на 7 творческих групп: “Древний Египет”, “Древний Шумер”, “Древний Вавилон”, “Древняя Индия”, “Древний Китай”, “Древняя Греция”, “Семь чудес света”. Работали по методу проектов.
Над всеми проектами дети работали по технологии, приведенной в таблице 1.
Таблица 1
Технология работы над проектом
Этапы |
Задачи |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
I. Мотивационный (целеполагание) | Определение темы, выявление основной или нескольких проблем. | Обсуждают, уточняют, предлагают собственные идеи. | Заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой. |
II Планирующий (подготовительный) |
Формулирование задач, выработка плана действий, | Формулируют задачи, выдвигают гипотезы. | Помогает в анализе и синтезе, наблюдает. |
III Выбор методов проверки принятых гипотез. | Установка критериев оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности. | Обсуждают методы проверки, выбирают источники информации, способы совместной деятельности. | Сначала максимальная помощь, позднее – консультации, наблюдение. |
IV Информационно- оценочный (выполнение) | Поиск информации, работа над проектом. | Собирают материал, работают с литера-турой и другими источниками. Проводят исследование. | Наблюдает,координирует, сам является информаци-онным источником. |
V Рефлексивно – оценочный (защита проекта) | Представление результатов проектирования. | Представляют проекты, защищают, обсуждают. | Участник коллективно-оценочной деятельности. |
Пред началом работы были четко распределена доля участия учителя и учащихся на каждом этапе работы над проектом (таблица 2).
Таблица 2
Доля участия учителя и ученика в проекте
Доля учителя в совместной работе. Доля ученика в совместной работе. |
Каждой творческой группе был дан план, помогающий собрать необходимый и самый важный материал для проекта:
- Географическое положение государства и природные условия.
- Достижения в областях науки, культуры, спорта и др.
- Образование в государстве.
- Религия.
- “Великие” люди государства.
При подготовке к уроку, на втором (планирующем, подготовительном этапе) учитель следит за тем, чтобы в отчете каждой творческой группы были ответы на вопросы, вынесенные на рассмотрение в блок-схему урока.
Ход урока
Мобилизующий этап.
Учитель:
Истории славной великие даты
Мы будем по жизни нести.
Почувствуем сердцем, что было когда-то,
Представим себе вековые пути!
– Прочитайте высказывание Цицерона:
“История – учительница жизни, ведь не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда остаться младенцем”.
– Как вы понимаете его смысл? Подумайте, на какие вопросы отвечает история. Сформулируйте свое понятие истории. Зачем нужна история?
– Для расширения наших исторических знаний мы сегодня отправляемся в Древний мир. (Приложение1, слайд1)
I. Постановка цели урока.
– Какие Древние государства вы знаете?
– Сегодня с помощью “колеса истории” мы перенесемся в прошлое и отправимся в заочное путешествие в страны Древнего мира, которые оставили нам большое наследство. Мы посетим Шумер, Древний Египет, Вавилон, Китай, Индию, Древнюю Грецию, Древний Рим и узнаем о семи чудесах света. Жюри и вы будете внимательно слушать защиту проектов творческих групп и оценивать их по критериям, указанным в блок-схемах, которые есть у каждого из вас.
II. Путешествие в государства Древнего мира. (Защита проектов творческих групп)
Вращается “колесо истории”. Отчет творческой группы. (Приложение 1, слайд 2)
Путешествие I: “Древний Египет”
(Сообщения учеников, сопровождаются слайдами презентации и демонстрируются в классе)
– Что рисует ваше воображение, когда вы слышите слова “Древний Египет”? Конечно же, пирамиды. Как вы поняли из рассказа данной творческой группы, для чего строили пирамиды, как их строили?
– Чтобы у вас было более полное представление об этом, посмотрим фильм о строительстве пирамид. Обратите внимание на одежду, быт людей в Древнем Египте.
– Какие вопросы к данной творческой группе у вас возникли? Что интересного можете добавить?
– Как называлась письменность в Египте?
– Каким искусством занимались египтяне? Вы были внимательны, много знаете.
Посмотрим фильм о том, как учились в Древнем Египте, и о развитии искусства в данном государстве.
– Выполните I задание в блок – схеме.
Путешествие II: “Древний Шумер”
Вращается “колесо истории”. Отчет творческой группы. (Приложение 1, слайд 3)
(Защита проекта второй творческой группы учеников, сопровождается слайдами презентации, схемами и др.)
(Во время выступления творческой группы демонстрируется отрывок из мультфильма, рассказывающий о Богине Иштар – готовит учитель).
– Какие вопросы к данной творческой группе у вас возникли? Что интересного можете добавить?
– Выполните II задание в блок – схеме.
Путешествие III: “Древний Вавилон”. (Приложение 1, слайд 4)
Вращается “колесо истории”. Отчет творческой группы.
(Защита проекта третьей творческой группой, сопровождается слайдами презентации.)
– Какие вопросы к данной творческой группе возникли? Что интересного можете добавить?
– Выполните III задание в блок – схеме.
– Какой вид письменности существовал в Древнем Шумере и Вавилоне? Представьте, что вы в школе Древнего Вавилона. Возьмите “глиняные” таблички и “клинописью” напишите такое слово (рис. 1)
– Какое слово вы написали? (НОГА)
Вот так учились и писали в Древнем мире.
Путешествие IV: “Древняя Индия” (Приложение 1, слайд 5)
Вращается “колесо истории”. Отчет творческой группы.
(Сообщения учеников, сопровождаются слайдами в презентации.)
– Какие вопросы к данной творческой группе у вас возникли? Что интересного можете добавить?
– Выполните IV задание в блок – схеме
Путешествие V: “Древний Китай” (Приложение 1, слайд 6)
Вращается “колесо истории”. Отчет творческой группы.
(Сообщения учеников, сопровождаются слайдами презентации и демонстрируются в классе)
– Какие вопросы возникли? Что интересного можете добавить?
– Выполните V задание в блок – схеме
Путешествие VI: “Древняя Греция”
Учитель:
Древние греки, античные греки,
Многим прославились греки навеки.
Даже порой удивленье берет:
Ну, до чего знаменитый народ!
(А. Тарутин)
– Отправляемся в зал Древней Греции.
Физкультминутка: музыка и движения танца “Сиртаки” (Приложение 1, слайд 7)
Вращается “колесо истории”. Отчет творческой группы. (Приложение 1, слайд 8)
(Защита проекта, сопровождается слайдами презентации.)
– Какие вопросы возникли? Что интересного можете добавить?
– Выполните VI задание в блок – схеме
Путешествие VII: “Древний Рим” (Приложение 1, слайд 9)
Вращается “колесо истории”.
(Защита проекта, сопровождается слайдами презентации.)
– Какие вопросы возникли? Что интересного можете добавить?
– Что такое кализей? Кто там выступал? Посмотрим фильм о боях гладиаторов.
– Выполните VII задание в блок – схеме.
Путешествие VIII “Семь чудес света” (Приложение 1, слайд 10)
Вращается “колесо истории”. Отчет творческой группы.
– Какие 7 чудес света вы знаете?
– Далее учитель предлагает выполнить VII задание в блок-схеме и проводит видео викторину по семи чудесам света.
Сейчас на экране будет появляться одно из 7 чудес света. Вам нужно узнать его и выполнить задание в блок – схеме.
– А сейчас обменяйтесь блок-схемами, посмотрите на экран, проверьте правильность выполнения заданий, а ту часть блок-схемы, где вы выставляли отметки творческим группам, отрежьте и отдайте жюри для подсчета баллов.
III. Тест по теме: “Наследие Древнего мира” (Приложение 2)
IV. Рефлексия деятельности учащихся. Итог.
Дети обмениваются с соседом по парте блок-схемами. Проводится взаимопроверка ответов на вопросы, а часть блок-схемы с оценками каждой творческой группе отрезается и отдается жюри для подсчета баллов.
Выбирается лучшая группа, лучший проект, определяется самая интересная защита проекта, наиболее активный ученик (кто задавал интересные вопросы).
– Сегодня мы попытались совершить заочное увлекательное путешествие в античность. Вы, ребята, подобрали интересный материал к уроку, за что мы очень благодарны вам.
– Какие впечатления остались у вас от урока? Еще многое осталось недосказанным. О чем вам захотелось узнать подробнее?