Урок по теме: "Наследие Древнего мира"

Разделы: Начальная школа


Урок окружающего мира в 3-м классе по теме: “Наследие Древнего мира” (система Занкова Л.В.) расчитан на два часа. Материал очень обширный, но интересный. Чтобы активизировать умственную деятельность учащихся, охватить как можно больше материала по теме и создать условия для прочного усвоения данной темы, мы использовали метод проектов, так как считаем, что уже в начальных классах учитель должен помочь каждому ребенку стать умелым исследователем, способным к самостоятельной организации познавательного процесса.

Были разработаны этапы проектирования:

  • мотивационный (целеполагание),
  • планирующий (подготовительный),
  • выбор методов проверки принятых гипотез,
  • информационно-оценочный (выполнение),
  • рефлексивно-оценочный (защита проекта).

По месту, времени и количеству участников проектно-исследовательская деятельность к данному уроку может быть организована по – разному: индивидуальное или микрогрупповое (2-5 участника). У нас весь класс был разделен на семь творческих групп: “Древний Египет”, “Древний Шумер”, “Древний Вавилон”, “Древняя Индия”, “Древний Китай”, “Древняя Греция”, “Семь чудес света”.

Каждой творческой группе был дан план, помогающий собрать необходимый и самый важный материал для проекта:

  1. Географическое положение государства и природные условия.
  2. Достижения в областях науки, культуры, спорта и др.
  3. Образование в государстве.
  4. Религия.
  5. “Великие” люди государства.

При подготовке к уроку, на втором (планирующем, подготовительном этапе) учитель следит за тем, чтобы в отчете каждой творческой группы были ответы на вопросы, вынесенные на рассмотрение в блок-схему урока.

Обязательной частью работы над проектом являлось наличие презентации, продуманность, научность, доступность, оригинальность защиты проекта. Важным условием было – уложиться во времени, т.к. на уроке работало семь групп, поэтому и материал отбирался очень тщательно. Во время защиты проектов работало жюри, состоящее из преподавателей и учеников старших классов.

Каждый ученик получает на уроке блок-схему, внимательно слушает отчет каждой творческой группы, отвечает на вопросы в блок-схеме и, самое главное, выставляет по разработанным критериям оценку каждой группе, т.е. наряду с выбранным жюри, работающем на уроке, учащийся может оценить работу своих одноклассников. Блок-схема – своеобразный путеводитель на уроке, позволяющий вести урок по плану, поэтапно переходя от одного этапа урока к другому, оценить работу одноклассников и проверить знания каждого ребенка на уроке.

В конце урока отметки с баллами отрезаются от блок-схемы и передаются жюри, которое выставляет средний балл каждой творческой группе. Учитель проверяет правильность работы в блок-схемах, что позволяет ему проверить усвоения материала каждым учеником и выставляет дополнительные баллы.

По нашим наблюдениям, по отзывам учащихся, по результатам тестирования стало ясно, что данная работа нашла значительный отклик в душах ребят, способствовала выработке хороших знаний по этой обширной теме, полученным с использованием метода проектов.

Цели урока:

  • создать условия для расширения знаний учащихся о наследии Древнего мира (письменность, техника, искусство);
  • развивать исследовательскую культуру, артистизм, речь, способствовать расширению кругозора учащихся, развивать интерес к истории;
  • воспитывать потребность бережного отношения к историческому наследию, предметам прошлого, уважение к достижениям людей Древнего мира.

Оборудование: блок-схема урока для каждого ученика, мультимедийная презентация, наглядное пособие “Лента времени”, рисунки учащихся, “глиняные” таблички, палочка для “клинописи”, фрагменты фильмов: о пирамидах, о кализее, об обучении и развитии искусства в древнем Египте, отрывок из мультфильма о богине Иштар, видео викторина: “Семь чудес света”, электронный тест “Наследие Древнего мира”(из электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия)

Подготовка к уроку.

Перед уроком класс был разделен на 7 творческих групп: “Древний Египет”, “Древний Шумер”, “Древний Вавилон”, “Древняя Индия”, “Древний Китай”, “Древняя Греция”, “Семь чудес света”. Работали по методу проектов.

Над всеми проектами дети работали по технологии, приведенной в таблице 1.

Таблица 1

Технология работы над проектом

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

I. Мотивационный (целеполагание) Определение темы, выявление основной или нескольких проблем. Обсуждают, уточняют, предлагают собственные идеи. Заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой.

II Планирующий (подготовительный)

Формулирование задач, выработка плана действий, Формулируют задачи, выдвигают гипотезы.

Помогает в анализе и синтезе, наблюдает.

III Выбор методов проверки принятых гипотез. Установка критериев оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности. Обсуждают методы проверки, выбирают источники информации, способы совместной деятельности. Сначала максимальная помощь, позднее – консультации, наблюдение.
IV Информационно- оценочный (выполнение) Поиск информации, работа над проектом. Собирают материал, работают с литера-турой и другими источниками. Проводят исследование. Наблюдает,координирует, сам является информаци-онным источником.
V Рефлексивно – оценочный (защита проекта) Представление результатов проектирования. Представляют проекты, защищают, обсуждают. Участник коллективно-оценочной деятельности.

Пред началом работы были четко распределена доля участия учителя и учащихся на каждом этапе работы над проектом (таблица 2).

Таблица 2

Доля участия учителя и ученика в проекте

  Доля учителя в совместной работе.

Доля ученика в совместной работе.

Каждой творческой группе был дан план, помогающий собрать необходимый и самый важный материал для проекта:

  1. Географическое положение государства и природные условия.
  2. Достижения в областях науки, культуры, спорта и др.
  3. Образование в государстве.
  4. Религия.
  5. “Великие” люди государства.

При подготовке к уроку, на втором (планирующем, подготовительном этапе) учитель следит за тем, чтобы в отчете каждой творческой группы были ответы на вопросы, вынесенные на рассмотрение в блок-схему урока.

Ход урока

Мобилизующий этап.

Учитель:

Истории славной великие даты
Мы будем по жизни нести.
Почувствуем сердцем, что было когда-то,
Представим себе вековые пути!

– Прочитайте высказывание Цицерона:

“История – учительница жизни, ведь не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда остаться младенцем”.

– Как вы понимаете его смысл? Подумайте, на какие вопросы отвечает история. Сформулируйте свое понятие истории. Зачем нужна история?

– Для расширения наших исторических знаний мы сегодня отправляемся в Древний мир. (Приложение1, слайд1)

I. Постановка цели урока.

– Какие Древние государства вы знаете?

– Сегодня с помощью “колеса истории” мы перенесемся в прошлое и отправимся в заочное путешествие в страны Древнего мира, которые оставили нам большое наследство. Мы посетим Шумер, Древний Египет, Вавилон, Китай, Индию, Древнюю Грецию, Древний Рим и узнаем о семи чудесах света. Жюри и вы будете внимательно слушать защиту проектов творческих групп и оценивать их по критериям, указанным в блок-схемах, которые есть у каждого из вас.

II. Путешествие в государства Древнего мира. (Защита проектов творческих групп)

Вращается “колесо истории”. Отчет творческой группы. (Приложение 1, слайд 2)

Путешествие I: “Древний Египет”

(Сообщения учеников, сопровождаются слайдами презентации и демонстрируются в классе)

– Что рисует ваше воображение, когда вы слышите слова “Древний Египет”? Конечно же, пирамиды. Как вы поняли из рассказа данной творческой группы, для чего строили пирамиды, как их строили?

– Чтобы у вас было более полное представление об этом, посмотрим фильм о строительстве пирамид. Обратите внимание на одежду, быт людей в Древнем Египте.

Какие вопросы к данной творческой группе у вас возникли? Что интересного можете добавить?

– Как называлась письменность в Египте?

– Каким искусством занимались египтяне? Вы были внимательны, много знаете.

Посмотрим фильм о том, как учились в Древнем Египте, и о развитии искусства в данном государстве.

– Выполните I задание в блок – схеме.

Путешествие II: “Древний Шумер”

Вращается “колесо истории”. Отчет творческой группы. (Приложение 1, слайд 3)

(Защита проекта второй творческой группы учеников, сопровождается слайдами презентации, схемами и др.)

(Во время выступления творческой группы демонстрируется отрывок из мультфильма, рассказывающий о Богине Иштар – готовит учитель).

Какие вопросы к данной творческой группе у вас возникли? Что интересного можете добавить?

– Выполните II задание в блок – схеме.

Путешествие III: “Древний Вавилон”. (Приложение 1, слайд 4)

Вращается “колесо истории”. Отчет творческой группы.

(Защита проекта третьей творческой группой, сопровождается слайдами презентации.)

Какие вопросы к данной творческой группе возникли? Что интересного можете добавить?

– Выполните III задание в блок – схеме.

– Какой вид письменности существовал в Древнем Шумере и Вавилоне? Представьте, что вы в школе Древнего Вавилона. Возьмите “глиняные” таблички и “клинописью” напишите такое слово (рис. 1)

– Какое слово вы написали? (НОГА)

Вот так учились и писали в Древнем мире.

Путешествие IV: “Древняя Индия” (Приложение 1, слайд 5)

Вращается “колесо истории”. Отчет творческой группы.

(Сообщения учеников, сопровождаются слайдами в презентации.)

Какие вопросы к данной творческой группе у вас возникли? Что интересного можете добавить?

– Выполните IV задание в блок – схеме

Путешествие V: “Древний Китай” (Приложение 1, слайд 6)

Вращается “колесо истории”. Отчет творческой группы.

(Сообщения учеников, сопровождаются слайдами презентации и демонстрируются в классе)

Какие вопросы возникли? Что интересного можете добавить?

– Выполните V задание в блок – схеме

Путешествие VI: “Древняя Греция”

Учитель:

Древние греки, античные греки,
Многим прославились греки навеки.
Даже порой удивленье берет:
Ну, до чего знаменитый народ!

(А. Тарутин)

– Отправляемся в зал Древней Греции.

Физкультминутка: музыка и движения танца “Сиртаки” (Приложение 1, слайд 7)

Вращается “колесо истории”. Отчет творческой группы. (Приложение 1, слайд 8)

(Защита проекта, сопровождается слайдами презентации.)

Какие вопросы возникли? Что интересного можете добавить?

– Выполните VI задание в блок – схеме

Путешествие VII: “Древний Рим” (Приложение 1, слайд 9)

Вращается “колесо истории”.

(Защита проекта, сопровождается слайдами презентации.)

Какие вопросы возникли? Что интересного можете добавить?

– Что такое кализей? Кто там выступал? Посмотрим фильм о боях гладиаторов.

Выполните VII задание в блок – схеме.

Путешествие VIII “Семь чудес света” (Приложение 1, слайд 10)

Вращается “колесо истории”. Отчет творческой группы.

– Какие 7 чудес света вы знаете?

Далее учитель предлагает выполнить VII задание в блок-схеме и проводит видео викторину по семи чудесам света.

Сейчас на экране будет появляться одно из 7 чудес света. Вам нужно узнать его и выполнить задание в блок – схеме.

– А сейчас обменяйтесь блок-схемами, посмотрите на экран, проверьте правильность выполнения заданий, а ту часть блок-схемы, где вы выставляли отметки творческим группам, отрежьте и отдайте жюри для подсчета баллов.

III. Тест по теме: “Наследие Древнего мира” (Приложение 2)

IV. Рефлексия деятельности учащихся. Итог.

Дети обмениваются с соседом по парте блок-схемами. Проводится взаимопроверка ответов на вопросы, а часть блок-схемы с оценками каждой творческой группе отрезается и отдается жюри для подсчета баллов.

Выбирается лучшая группа, лучший проект, определяется самая интересная защита проекта, наиболее активный ученик (кто задавал интересные вопросы).

– Сегодня мы попытались совершить заочное увлекательное путешествие в античность. Вы, ребята, подобрали интересный материал к уроку, за что мы очень благодарны вам.

– Какие впечатления остались у вас от урока? Еще многое осталось недосказанным. О чем вам захотелось узнать подробнее?

Блок-схема урока

Приложение 1 (презентация)

Приложение 2

Приложение 3