Урок географии в 6-м классе. Тема: "Воды суши. Реки"

Разделы: География


Важнейшая задача современной школы: “Научить учиться самостоятельно”. Воплотить элементы самообразования в школе может с успехом методика индивидуально-группового обучения (ИГО).

Она развивает интерес к процессу учебы, делает получение знаний активным, что способствует усвоению информации без механического заучивания.

Методика ИГО позволяет учителю наладить обратную связь с каждым ребенком, что дает возможность оказывать своевременную помощь каждому нуждающемуся. Надо построить уроки таким образом, чтобы ученик сначала был вынужден, а потом и привык для получения знаний задействовать свои мыслительные способности.

Можно много добиться, заменив старую схему получения знаний в школе: “Учитель – Ученик – Учебник” на новую: “Учитель – Учебник – Ученик”.

Роль учителя при этом нисколько не умаляется, а лишь видоизменяется.

Основное отличие новой схемы обучения заключается в том, что разговорная форма на первом этапе изучения темы заменяется письменным аналитическим творчеством. Новая схема получения знаний приучает школьников к ежедневному труду, самостоятельности, учит отвечать за себя, то есть делает ребенка личностью.

Суть метода индивидуально-группового обучения:

1) Учащиеся до изучения темы получают индивидуальные листы обучения (ИЛО), в которых напечатаны вопросы по теме и оставлены места для ответов.

2) Учащиеся дома самостоятельно изучают материал параграфа, заполняют ИЛО, становясь активно обучающимися. Задания в ИЛО содержат вопросы, предполагающие прояснение смысла слов, выявления причинно – следственных связей, выделение признаков усваиваемых понятий и их связь с другими понятиями, развитие мыслительных операций (сравнение, обобщение, конкретизация и т.д.).

Дети в силу различных причин усваивают материал с разной скоростью, некоторые отвлекаются во время объяснения учителя. Психологи говорят, что учащиеся воспринимают лишь от 25% до 85% сказанного преподавателем, а через 30 минут в памяти остается 60% первоначальной информации. Поэтому индивидуальная работа необходима именно на первоначальном этапе изучения темы.

3) На уроке задание обсуждается, ликвидируются пробелы в знаниях. Учитель расширяет и углубляет знания учащихся по теме, с его помощью приобретается навык и умения пользоваться полученными знаниями.

На уроках географии большую часть времени работаем с географическими картами (настенными и атласами), ищем объекты, сравниваем, описываем их географическое положение.

Работаем группами сменного состава, парами и индивидуально.

Преимущества методики индивидуально-группового обучения.

Методика ИГО позволяет:

  • научить детей работать с текстом;
  • выделять главное;
  • осмысливать географические понятия;
  • определять уровень и качество изучения материала каждым из учащихся
  • оказывать своевременную помощь каждому учащемуся при изучении текущей темы.

Конечно, на учителя ложится дополнительная нагрузка. Ведь нужно составить ИЛО, распечатать их на каждого ученика, а затем проверить ответы.

“Но цель оправдывает средства!”

Функции учителя как наставника и консультанта:

  • осуществляет общее руководство образовательным процессом ученика, его построением и ходом реализации;
  • заботится о создании необходимых условий для осуществления образования и самообразования в школе и дома;
  • прививает ученику интерес к самообразованию и навыки самостоятельной учебной работы;
  • поощряет ростки творческого подхода к учебе;
  • рекомендует дополнительную литературу по своему предмету.

Результаты работы по методике ИГО:

  • все учащиеся класса изучают параграф учебника от первой и до последней строчки;
  • метод ИГО более справедлив к детям. Если учащиеся познакомились с новым материалом дома, они могут хорошо проявить себя во время обсуждения на уроке, где закрепляется, расширяется и углубляется полученная информация, упрочить в себе чувство успеха, что особенно важно для слабых детей.
  • у учащихся больше времени для того, чтобы осмыслить некоторые понятия, прояснить непонятные слова, чем на обычном уроке. Дома можно поразмыслить над вопросом подольше.
  • обратная связь существует на каждом уроке. Она дает возможность вовремя оказывать помощь ученику.
  • появляется дополнительное время для изучения нового материала, т.к. в 6-м классе на изучение географии отводится 1 час в неделю.

“Самое главное в жизни – уметь учиться” (П. Шеперд)

Добывание знаний самостоятельно есть первый настоящий труд ребенка, труд творческий, который может помочь ребенку управлять собой.

Урок географии в 6-а классе

Тема: Воды суши. Реки.

Цели:

  1. Развитие и становление познавательных сил Ребенка через наблюдательность, внимательность, умение слушать, самостоятельность и сотрудничество.
  2. Обеспечение творческого развития Ребенка через расширение и углубление знаний и умений при работе с географическими картами.
  3. Облагораживание души и сердца Ребенка через ответственность за свои поступки, сопереживание и радость коллективного труда.

Оборудование: физическая карта мира, атласы, таблицы: “Речная долина”, “Равнинная река”, “Горная река”, “Водопад”.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

2. Проверка ИЛО №23 (индивидуальные листы обучения).

Какие вопросы вам непонятны или вы не нашли ответа?

3. Взаимопроверка.

4. Терминологический тест.

1. Поток воды, текущий в выработанном им русле называется:

а) река;

б) канал;

в) ручей.

2. Широкое понижение в рельефе, образованное рекой, называется:

а) руслом реки;

б) речной долиной;

в) ущельем.

3. Углубление в котором постоянно течет река называют:

а) долиной;

б) ущельем;

в) руслом.

4. Место откуда река берет свое начало:

а) устье;

б) приток;

в) исток.

5. Место, где река впадает в другой водный объект, называют:

а) приток;

б) устье;

в) исток.

6. Главная река со всеми притоками называется:

а) речная система;

б) бассейн реки;

в) водораздел.

7. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку, называют:

а) бассейн реки;

б) речная система;

в) водораздел.

8. Граница, разделяющая речные бассейны, называется:

а) бассейн;

б) водораздел;

в) речная система.

9. Выходы твердых пород и нагромождения камней, пересекающие русло реки, называют:

а) водопад;

б) валуны;

в) пороги.

10. Падение реки с уступа называют:

а) исток;

б) порог;

в) водопад.

11. Часть речной долины, по которой река течет только в половодье, называют:

а) русло;

б) пойма;

в) долина.

12. Кратковременный подъем уровня воды в реке называют:

а) паводок;

б) разлив;

в) половодье.

Самопроверка (исправления считаются ошибкой).

5. Работа в группах.

Задания:

1. На физической карте России найдите любую реку:

1) впадающую в:

а) озеро, б) море, в) другую реку.

2. Вытекающую из:

а) озера, б) болота, в) с горных снегов.

Физминутка.

Я и дети

Как определить левые и правые притоки у реки? (Показать)

Как определить направление течения реки по карте? (Показать)

Как определить у реки верхнее, среднее и нижнее течения.

По рисунку 58 учебника на стр 102 определите:

а) где находится исток реки Лены_______________________

б) где устье реки Лены_________________________________

в) левые притоки р. Лены______________________________

г) правые притоки р. Лены______________________________

д) водораздел между бассейнами рек Лены и Яны___________

е) водораздел между бассейнами рек Лены и Амура__________

ж) какая река в нижнем течении будет шире и глубже: Лена или Яна?___________

4. Используя таблицы и рисунки в тексте учебника, найдите отличия горных рек от равнинных (кто больше?) ____________________________________________

5. Опишите географическое положение реки: Енисей, Обь, Нил, Амазонка, Лена.

Название реки  
На каком материке и в какой его части находится река  
Между какими параллелями и меридианами  
Исток реки  
В каком направлении течет  
Устье реки  
К басейну какой реки (моря, озера) относится  

6. Назовите и покажите.

а) Самую длинную реку Мира ________________________________________

б) Самую полноводную реку Мира ____________________________________

в) Реку с самым большим в Мире бассейном ____________________________

г) Самый высокий в Мире водопад ____________________________________

7. Оценить работу групп и каждого члена внутри группы.

8. Сдать ответы на задания и ИЛО № 23. Приложение 1

9. Домашнее задание: по теме "Озера" заполнить ИЛО № 24.