Важнейшая задача современной школы: “Научить учиться самостоятельно”. Воплотить элементы самообразования в школе может с успехом методика индивидуально-группового обучения (ИГО).
Она развивает интерес к процессу учебы, делает получение знаний активным, что способствует усвоению информации без механического заучивания.
Методика ИГО позволяет учителю наладить обратную связь с каждым ребенком, что дает возможность оказывать своевременную помощь каждому нуждающемуся. Надо построить уроки таким образом, чтобы ученик сначала был вынужден, а потом и привык для получения знаний задействовать свои мыслительные способности.
Можно много добиться, заменив старую схему получения знаний в школе: “Учитель – Ученик – Учебник” на новую: “Учитель – Учебник – Ученик”.
Роль учителя при этом нисколько не умаляется, а лишь видоизменяется.
Основное отличие новой схемы обучения заключается в том, что разговорная форма на первом этапе изучения темы заменяется письменным аналитическим творчеством. Новая схема получения знаний приучает школьников к ежедневному труду, самостоятельности, учит отвечать за себя, то есть делает ребенка личностью.
Суть метода индивидуально-группового обучения:
1) Учащиеся до изучения темы получают индивидуальные листы обучения (ИЛО), в которых напечатаны вопросы по теме и оставлены места для ответов.
2) Учащиеся дома самостоятельно изучают материал параграфа, заполняют ИЛО, становясь активно обучающимися. Задания в ИЛО содержат вопросы, предполагающие прояснение смысла слов, выявления причинно – следственных связей, выделение признаков усваиваемых понятий и их связь с другими понятиями, развитие мыслительных операций (сравнение, обобщение, конкретизация и т.д.).
Дети в силу различных причин усваивают материал с разной скоростью, некоторые отвлекаются во время объяснения учителя. Психологи говорят, что учащиеся воспринимают лишь от 25% до 85% сказанного преподавателем, а через 30 минут в памяти остается 60% первоначальной информации. Поэтому индивидуальная работа необходима именно на первоначальном этапе изучения темы.
3) На уроке задание обсуждается, ликвидируются пробелы в знаниях. Учитель расширяет и углубляет знания учащихся по теме, с его помощью приобретается навык и умения пользоваться полученными знаниями.
На уроках географии большую часть времени работаем с географическими картами (настенными и атласами), ищем объекты, сравниваем, описываем их географическое положение.
Работаем группами сменного состава, парами и индивидуально.
Преимущества методики индивидуально-группового обучения.
Методика ИГО позволяет:
- научить детей работать с текстом;
- выделять главное;
- осмысливать географические понятия;
- определять уровень и качество изучения материала каждым из учащихся
- оказывать своевременную помощь каждому учащемуся при изучении текущей темы.
Конечно, на учителя ложится дополнительная нагрузка. Ведь нужно составить ИЛО, распечатать их на каждого ученика, а затем проверить ответы.
“Но цель оправдывает средства!”
Функции учителя как наставника и консультанта:
- осуществляет общее руководство образовательным процессом ученика, его построением и ходом реализации;
- заботится о создании необходимых условий для осуществления образования и самообразования в школе и дома;
- прививает ученику интерес к самообразованию и навыки самостоятельной учебной работы;
- поощряет ростки творческого подхода к учебе;
- рекомендует дополнительную литературу по своему предмету.
Результаты работы по методике ИГО:
- все учащиеся класса изучают параграф учебника от первой и до последней строчки;
- метод ИГО более справедлив к детям. Если учащиеся познакомились с новым материалом дома, они могут хорошо проявить себя во время обсуждения на уроке, где закрепляется, расширяется и углубляется полученная информация, упрочить в себе чувство успеха, что особенно важно для слабых детей.
- у учащихся больше времени для того, чтобы осмыслить некоторые понятия, прояснить непонятные слова, чем на обычном уроке. Дома можно поразмыслить над вопросом подольше.
- обратная связь существует на каждом уроке. Она дает возможность вовремя оказывать помощь ученику.
- появляется дополнительное время для изучения нового материала, т.к. в 6-м классе на изучение географии отводится 1 час в неделю.
“Самое главное в жизни – уметь учиться” (П. Шеперд)
Добывание знаний самостоятельно есть первый настоящий труд ребенка, труд творческий, который может помочь ребенку управлять собой.
Урок географии в 6-а классеТема: Воды суши. Реки.
Цели:
Развитие и становление познавательных сил
Ребенка через наблюдательность, внимательность,
умение слушать, самостоятельность и
сотрудничество.
Оборудование: физическая карта мира, атласы, таблицы: “Речная долина”, “Равнинная река”, “Горная река”, “Водопад”.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент.
2. Проверка ИЛО №23 (индивидуальные листы обучения).
Какие вопросы вам непонятны или вы не нашли ответа?
3. Взаимопроверка.
4. Терминологический тест.
1. Поток воды, текущий в выработанном им русле называется:
а) река;
б) канал;
в) ручей.
2. Широкое понижение в рельефе, образованное рекой, называется:
а) руслом реки;
б) речной долиной;
в) ущельем.
3. Углубление в котором постоянно течет река называют:
а) долиной;
б) ущельем;
в) руслом.
4. Место откуда река берет свое начало:
а) устье;
б) приток;
в) исток.
5. Место, где река впадает в другой водный объект, называют:
а) приток;
б) устье;
в) исток.
6. Главная река со всеми притоками называется:
а) речная система;
б) бассейн реки;
в) водораздел.
7. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку, называют:
а) бассейн реки;
б) речная система;
в) водораздел.
8. Граница, разделяющая речные бассейны, называется:
а) бассейн;
б) водораздел;
в) речная система.
9. Выходы твердых пород и нагромождения камней, пересекающие русло реки, называют:
а) водопад;
б) валуны;
в) пороги.
10. Падение реки с уступа называют:
а) исток;
б) порог;
в) водопад.
11. Часть речной долины, по которой река течет только в половодье, называют:
а) русло;
б) пойма;
в) долина.
12. Кратковременный подъем уровня воды в реке называют:
а) паводок;
б) разлив;
в) половодье.
Самопроверка (исправления считаются ошибкой).
5. Работа в группах.
Задания:
1. На физической карте России найдите любую реку:
1) впадающую в:
а) озеро, б) море, в) другую реку.
2. Вытекающую из:
а) озера, б) болота, в) с горных снегов.
Физминутка.
Я и дети
Как определить левые и правые притоки у реки? (Показать)
Как определить направление течения реки по карте? (Показать)
Как определить у реки верхнее, среднее и нижнее течения.
По рисунку 58 учебника на стр 102 определите:
а) где находится исток реки Лены_______________________
б) где устье реки Лены_________________________________
в) левые притоки р. Лены______________________________
г) правые притоки р. Лены______________________________
д) водораздел между бассейнами рек Лены и Яны___________
е) водораздел между бассейнами рек Лены и Амура__________
ж) какая река в нижнем течении будет шире и глубже: Лена или Яна?___________
4. Используя таблицы и рисунки в тексте учебника, найдите отличия горных рек от равнинных (кто больше?) ____________________________________________
5. Опишите географическое положение реки: Енисей, Обь, Нил, Амазонка, Лена.
Название реки | |
На каком материке и в какой его части находится река | |
Между какими параллелями и меридианами | |
Исток реки | |
В каком направлении течет | |
Устье реки | |
К басейну какой реки (моря, озера) относится |
6. Назовите и покажите.
а) Самую длинную реку Мира ________________________________________
б) Самую полноводную реку Мира ____________________________________
в) Реку с самым большим в Мире бассейном ____________________________
г) Самый высокий в Мире водопад ____________________________________
7. Оценить работу групп и каждого члена внутри группы.
8. Сдать ответы на задания и ИЛО № 23. Приложение 1
9. Домашнее задание: по теме "Озера" заполнить ИЛО № 24.