Воспитательный проект "Я хочу дружить с природой"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Экологические проблемы в наше время становятся все более глобальными и важными для человечества. Новая картина современного мира с неизбежностью приводит к необходимости нового типа образования, которое по праву можно назвать экологическим. Экологическое образование предполагает обучение бережному взаимодействию человека с окружающим его миром и вместе с тем — совершенствованию внутреннего мира самого человека. Только осознание себя частью макромира, соединенной с ним бесчисленными неразрывными связями, позволяет строить гармоничные отношения с окружающей средой.

Экологическое образование — это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды.

По своей природе экологическое образование нацелено на будущее, оно становится важным фактором социальной стабильности. Отсюда следует, что экологическое образование — это не часть образования, а новый смысл современного образовательного процесса, уникального средства сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации.

Содержание экологического образования можно выразить в виде трех взаимосвязанных компонентов:

  • знание экологических законов, правил, теорий, понятий, научных фактов;
  • практическая деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанная с решением экологических проблем;
  • эмоционально-эстетическое восприятие природы, художественных образов ее выражения и отношения человека к ней.

Экологический подход в образовании акцентирует внимание в большей степени на процессе познания, формирует мотивацию изучения естественных наук, пробуждает у школьников чувство любознательности и удивления, развивает интерес к науке до такой степени, чтобы он остался на всю жизнь.

Характерно, что природа в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей, так, она оказывается объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают её закономерности на уроках и дома; реальным пространством, где протекает деятельность; окружающей средой – в занятиях спортом, путешествиях; объектом и предметом художественного изображения – в процессе творческого воссоздания её образов в самодеятельном искусстве. Чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений учащихся к действительности, школа организует трудовую, познавательную, опытническую, конструкторскую, художественную, игровую, туристко-краеведческую и спортивно-оздоровительную деятельность детей среди природы. На формирование сознания в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение. В условиях влияния различных окружающих условий на сознание учащегося его формирование во многом зависит от целенаправленных действий педагога. В настоящее время каждый человек должен быть экологически образован и экологически культурен. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

Экологическое образование и воспитание начинается с воспитания экологии души, пребывающей в гармонии с собой и миром. Человек, понимающий красоту окружающей его природы, не сломает ветку дерева, не разорит гнезда птицы, не обидит собаку, защитит слабого. Разбудить в ребёнке доброту и красоту – вот что должен суметь учитель.

Ученик среднего звена не может проконтролировать процесс размещения радиоактивных отходов или прекратить “вредное” производство. Все мы знаем о глобальных экологических проблемах, но должны ли школьники искать пути их решения?

На мой взгляд, экологическое воспитание следует начинать не в космических масштабах, а прямо здесь, возле нашего дома, на нашей улице, держа на поводке свою собственную собаку! Только осознав свои личные возможности, научившись решать ближайшие экологические проблемы, человек сумеет задуматься о судьбе мироздания в целом. На решение мелких, но насущных экологических задач направлен проект по экологическому воспитанию учащихся.

Основная идея проекта:

Воспитание и развитие личности, формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды.

Сроки реализации проекта:

Начало-сентябрь 2008г.
Окончание-апрель 2009г.

Цель: Становление экологической культуры и экологически целесообразного поведения учащихся среднего школьного звена.

Задачи проекта:

  • Популяризация природоохранной деятельности школьников и привлечение учащихся к исследованию природы;
  • Приобщение учащихся к информационно-просветительской деятельности в области экологии среди учащихся школы и жителей региона;
  • Формирование бережного отношения к богатствам природы.

Результат реализации проекта:

  1. Организация группы детей для проведения мероприятий по экологическому воспитанию в начальной школе.
  2. Разработка памятки личного природоохранного поведения во время турпохода по своей местности.
  3. Содействие распространению знаний об окружающей среде и её состоянии (выпуск газет, плакатов)
  4. Участие в городском проекте “Озеленение города”
  5. Участие в экологическом десанте “Чистый двор”, “Мусор в лесу”.
  6. Применение экологических знаний в повседневной деятельности, включая правила поведения в окружающей среде, адаптацию к условиям территории проживания, оценку хозяйственной и экологической обстановки в своей местности.

Участники проекта:

Учащиеся 6-го класса.
Партнёры проекта:
Городской музей
Библиотека
Учителя биологии, географии, ИЗО, литературы, технологии.
Газета “27-я и Я”.

Имеющиеся ресурсы:

  1. Книжный библиотечный фонд.
  2. Видеофильмы по теме проекта.
  3. Педагоги (оказание помощи учащимся в реализации проекта)
  4. Родители учащихся (распечатка памяток, изготовление значков, поощрение лучших учащихся).

Механизм реализации проекта:

I этап – организационный.

Сентябрь

Выбор темы проекта, постановка целей и задач, подбор материала, составление плана работы, определение участников и партнёров проекта.

II этап – практический.(реализация проекта)

Октябрь-апрель

Направления деятельности:

  1. Учебно-исследовательская работа учащихся.
  2. Сбор и анализ информации об экологической обстановке в нашей местности.
  3. Просветительская деятельность.
  4. Охрана природы и практическая деятельность в решении экологических проблем.

III– обобщающий.

Апрель

Подведение итогов, оценка результативности проекта. Внеклассное мероприятие по теме проекта.

Поощрение лучших участников проекта:

– за инициативность и самостоятельность;
– за организованность и ответственность;
– за творчество и мастерство.

Организация выполнения проекта

Сроки Мероприятие Содержание Участники
Сентябрь 1.Классный час 2.Разработка памятки туриста 3.Поход на Красные камни. Экологическое расследование “Мусор в лесу” Выбор темы проекта, разработка плана работы, разработка памятки. Знакомство с растениями нашей местности, очистка территории от мусора Учащиеся 6 б класса, родители
Октябрь 1.Психологическое исследование (проведение методики) 2.Пресс-конференция “Охрана природы родного края” Цель: выявить отношение школьников к природе, показать глобальный характер экологических проблем, необходимость коллективных усилий для предотвращения экологической катастрофы и ответственности каждого гражданина по отношению к природе. Учащиеся 6 класса, комитет “Гринпис” Газета “27-я и Я” Учителя географии, биологии.
Ноябрь 1.Экскурсия в городской музей 2.Разработка эмблемы “Юный эколог” Знакомство с флорой и фауной родного края, с добычей полезных ископаемых Разработка эмблемы Учащиеся, родители
Декабрь 1.Сбор и анализ информации об экологической обстановке в НПР. 2. Кл. час “Как сделать наш город чистым” Цель: выявление источников негативного влияния на природу. Сообщения и доклады, материалы периодической печати Библиотека, встреча со специалистами природоохранных организаций.
Январь 1.Конкурс рисунков, плакатов, пиктограмм. “Планета Земля XXI век” 2.Викторина “Знаю ли я природу?” Рисунки, плакаты, пиктограммы. Учащиеся 6-х классов, учитель ИЗО
Февраль 1.Классный час “Как и почему охраняют воздух в нашей местности” 2.Выставка “Вещи вторая жизнь” Сообщения и доклады учащихся, статьи периодической печати, в/ф. Изготовление поделок из бытового мусора Учащиеся 6класса, учителя технологии
Март 1.Конкурс сочинений “ Нужны ВСЕ на свете” 2. Экскурсия в заповедник Сочинения на природоохранную тематику Знакомство с жителями зооуголка Учащиеся, учителя литературы Учащиеся, родители
Апрель Историко-географический проект “Талнах – моя малая родина” Цель: познакомить с историей города, флорой, фауной, гидрографией, населением, жилищным фондом района. Учащиеся, педагоги
Май Экологическая игра “Берегите Землю”. Конкурсы, викторина, пословицы и поговорки, стихи, решение проблемных ситуаций Учащиеся, педагоги, родители

Приложение 1

Презентация