Экологические проблемы в наше время становятся все более глобальными и важными для человечества. Новая картина современного мира с неизбежностью приводит к необходимости нового типа образования, которое по праву можно назвать экологическим. Экологическое образование предполагает обучение бережному взаимодействию человека с окружающим его миром и вместе с тем — совершенствованию внутреннего мира самого человека. Только осознание себя частью макромира, соединенной с ним бесчисленными неразрывными связями, позволяет строить гармоничные отношения с окружающей средой.
Экологическое образование — это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды.
По своей природе экологическое образование нацелено на будущее, оно становится важным фактором социальной стабильности. Отсюда следует, что экологическое образование — это не часть образования, а новый смысл современного образовательного процесса, уникального средства сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации.
Содержание экологического образования можно выразить в виде трех взаимосвязанных компонентов:
- знание экологических законов, правил, теорий, понятий, научных фактов;
- практическая деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанная с решением экологических проблем;
- эмоционально-эстетическое восприятие природы, художественных образов ее выражения и отношения человека к ней.
Экологический подход в образовании акцентирует внимание в большей степени на процессе познания, формирует мотивацию изучения естественных наук, пробуждает у школьников чувство любознательности и удивления, развивает интерес к науке до такой степени, чтобы он остался на всю жизнь.
Характерно, что природа в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей, так, она оказывается объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают её закономерности на уроках и дома; реальным пространством, где протекает деятельность; окружающей средой – в занятиях спортом, путешествиях; объектом и предметом художественного изображения – в процессе творческого воссоздания её образов в самодеятельном искусстве. Чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений учащихся к действительности, школа организует трудовую, познавательную, опытническую, конструкторскую, художественную, игровую, туристко-краеведческую и спортивно-оздоровительную деятельность детей среди природы. На формирование сознания в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение. В условиях влияния различных окружающих условий на сознание учащегося его формирование во многом зависит от целенаправленных действий педагога. В настоящее время каждый человек должен быть экологически образован и экологически культурен. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Экологическое образование и воспитание начинается с воспитания экологии души, пребывающей в гармонии с собой и миром. Человек, понимающий красоту окружающей его природы, не сломает ветку дерева, не разорит гнезда птицы, не обидит собаку, защитит слабого. Разбудить в ребёнке доброту и красоту – вот что должен суметь учитель.
Ученик среднего звена не может проконтролировать процесс размещения радиоактивных отходов или прекратить “вредное” производство. Все мы знаем о глобальных экологических проблемах, но должны ли школьники искать пути их решения?
На мой взгляд, экологическое воспитание следует начинать не в космических масштабах, а прямо здесь, возле нашего дома, на нашей улице, держа на поводке свою собственную собаку! Только осознав свои личные возможности, научившись решать ближайшие экологические проблемы, человек сумеет задуматься о судьбе мироздания в целом. На решение мелких, но насущных экологических задач направлен проект по экологическому воспитанию учащихся.
Основная идея проекта:
Воспитание и развитие личности, формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды.
Сроки реализации проекта:
Начало-сентябрь 2008г.
Окончание-апрель 2009г.
Цель: Становление экологической культуры и экологически целесообразного поведения учащихся среднего школьного звена.
Задачи проекта:
- Популяризация природоохранной деятельности школьников и привлечение учащихся к исследованию природы;
- Приобщение учащихся к информационно-просветительской деятельности в области экологии среди учащихся школы и жителей региона;
- Формирование бережного отношения к богатствам природы.
Результат реализации проекта:
- Организация группы детей для проведения мероприятий по экологическому воспитанию в начальной школе.
- Разработка памятки личного природоохранного поведения во время турпохода по своей местности.
- Содействие распространению знаний об окружающей среде и её состоянии (выпуск газет, плакатов)
- Участие в городском проекте “Озеленение города”
- Участие в экологическом десанте “Чистый двор”, “Мусор в лесу”.
- Применение экологических знаний в повседневной деятельности, включая правила поведения в окружающей среде, адаптацию к условиям территории проживания, оценку хозяйственной и экологической обстановки в своей местности.
Участники проекта:
Учащиеся 6-го класса.
Партнёры проекта:
Городской музей
Библиотека
Учителя биологии, географии, ИЗО, литературы, технологии.
Газета “27-я и Я”.
Имеющиеся ресурсы:
- Книжный библиотечный фонд.
- Видеофильмы по теме проекта.
- Педагоги (оказание помощи учащимся в реализации проекта)
- Родители учащихся (распечатка памяток, изготовление значков, поощрение лучших учащихся).
Механизм реализации проекта:
I этап – организационный.
Сентябрь
Выбор темы проекта, постановка целей и задач, подбор материала, составление плана работы, определение участников и партнёров проекта.
II этап – практический.(реализация проекта)
Октябрь-апрель
Направления деятельности:
- Учебно-исследовательская работа учащихся.
- Сбор и анализ информации об экологической обстановке в нашей местности.
- Просветительская деятельность.
- Охрана природы и практическая деятельность в решении экологических проблем.
III– обобщающий.
Апрель
Подведение итогов, оценка результативности проекта. Внеклассное мероприятие по теме проекта.
Поощрение лучших участников проекта:
– за инициативность и самостоятельность;
– за организованность и ответственность;
– за творчество и мастерство.
Организация выполнения проекта
Сроки | Мероприятие | Содержание | Участники |
Сентябрь | 1.Классный час 2.Разработка памятки туриста 3.Поход на Красные камни. Экологическое расследование “Мусор в лесу” | Выбор темы проекта, разработка плана работы, разработка памятки. Знакомство с растениями нашей местности, очистка территории от мусора | Учащиеся 6 б класса, родители |
Октябрь | 1.Психологическое исследование (проведение методики) 2.Пресс-конференция “Охрана природы родного края” | Цель: выявить отношение школьников к природе, показать глобальный характер экологических проблем, необходимость коллективных усилий для предотвращения экологической катастрофы и ответственности каждого гражданина по отношению к природе. | Учащиеся 6 класса, комитет “Гринпис” Газета “27-я и Я” Учителя географии, биологии. |
Ноябрь | 1.Экскурсия в городской музей 2.Разработка эмблемы “Юный эколог” | Знакомство с флорой и фауной родного края, с добычей полезных ископаемых Разработка эмблемы | Учащиеся, родители |
Декабрь | 1.Сбор и анализ информации об экологической обстановке в НПР. 2. Кл. час “Как сделать наш город чистым” | Цель: выявление источников негативного влияния на природу. Сообщения и доклады, материалы периодической печати | Библиотека, встреча со специалистами природоохранных организаций. |
Январь | 1.Конкурс рисунков, плакатов, пиктограмм. “Планета Земля XXI век” 2.Викторина “Знаю ли я природу?” | Рисунки, плакаты, пиктограммы. | Учащиеся 6-х классов, учитель ИЗО |
Февраль | 1.Классный час “Как и почему охраняют воздух в нашей местности” 2.Выставка “Вещи вторая жизнь” | Сообщения и доклады учащихся, статьи периодической печати, в/ф. Изготовление поделок из бытового мусора | Учащиеся 6класса, учителя технологии |
Март | 1.Конкурс сочинений “ Нужны ВСЕ на свете” 2. Экскурсия в заповедник | Сочинения на природоохранную тематику Знакомство с жителями зооуголка | Учащиеся, учителя литературы Учащиеся, родители |
Апрель | Историко-географический проект “Талнах – моя малая родина” | Цель: познакомить с историей города, флорой, фауной, гидрографией, населением, жилищным фондом района. | Учащиеся, педагоги |
Май | Экологическая игра “Берегите Землю”. | Конкурсы, викторина, пословицы и поговорки, стихи, решение проблемных ситуаций | Учащиеся, педагоги, родители |