Математика (3-й класс). Симметрия

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Познакомить с симметрией как преобразованием фигур на плоскости; изучить закономерности расположения симметричных точек и фигур; учить строить симметричные фигуры.

  2. Развитие математической речи, мышления, внимания, воображения, памяти, умения работать в группе и самостоятельно.

  3. Воспитание взаимовыручки.

Оборудование:

1) мультимедийное оборудование;
2) экран;
3) компьютер;
4) диск с презентацией урока;
5) чистые листы для практической работы;
6) циркули для практической работы;
7) рисунки к задаче № 3;
8) рисунки к задаче № 4;
9) опоры для нахождения площади и периметра прямоугольника;
10) квадратики для творческого задания, листы бумаги, клей;
11) электронная игра

Ход урока

I. Организационный момент

Настрой учащихся на работу. Дети разделены на 4 группы.

II. Устный счёт

Работа проводится с использованием компьютера, мультимедийного проектора и электронной игры.

– Разложи карточки с верными ответами:

4500:9=500

1500:50=30

72000:8=9000

8000:2=4000

3600:9=400

9000:30=300

1800:9=200

4200:600=7

6400:800=8

14000:200=70

5400:9=600

42000:7=6000

Ответы: 7, 8, 30, 70, 200, 300, 400, 500, 600, 4000, 6000, 9000.

III. Постановка проблемы:

Назовите цифры, из которых составлены числа ответов.

Запись на доске: 0,2,3,4,5,6,7,8,9.

– Есть ли среди этих цифр симметричные? Какие? (0,8)

– Можно ли сказать, что фигура бабочки симметрична? А фигура собачки? (Работа по 1 слайду презентации)

<Рисунок 1>

IV. Постановка темы и цели урока:

Что такое симметрия? Дома вы должны были прочитать и выписать из толкового словаря, что означает это слово.

(Соразмерность, одинаковость в расположении частей чего-нибудь по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости). (Работа по 2 слайду презентации)

– Тема нашего урока Симметрия.

– А какова цель урока? (Научиться определять симметричные фигуры и строить их на плоскости).

<Рисунок 2>

V. Работа по теме:

1. Практическая работа: (Работа по 3 слайду презентации):

<Рисунок 3>

– Нам надо на чистом листе бумаги обозначить 2 симметричные точки А и В. Как это сделать?

а) – Сложите пополам лист бумаги и проколите его ножкой циркуля. Разверните лист.

У вас получились 2 точки. Обозначим их А и В, а линию сгиба прямой L. В математике прямую L называют осью симметрии.

– Что интересного заметили в расположении точек А и В?

б) – Соедините точки А и В отрезком. Точку пересечения этого отрезка с прямой L обозначьте буквой О.

– Измерьте отрезки АО и ВО. Что можете о них сказать? (АО=ВО)

– Значит, точка О делит отрезок АВ на равные части. Отсюда следует, что АО=ВО.

Выводится 1 свойство.

в) – Теперь возьмём угольник и приложим к углу, который образуется отрезком АВ и осью симметрии.

– Какой угол получили? (Прямой)

– Прямые, образующие прямой угол называются перпендикулярными.

Выводится 2 свойство.

г) – А теперь, опираясь на доску, сформулируйте свойство симметричных точек.

(Симметричные точки расположены на прямой, перпендикулярной оси симметрии, на равном расстоянии от неё).

2. Работа по учебнику (с. 40):

– Откройте учебники на с. 40 и прочитаем текст во второй рамке.

VI. Первичное закрепление:

  1. № 2 (с. 40). Работа по группам:
    а) 1 гр.
    б) 2 гр.
    в) 3 гр.
    г) 4 гр.
  2. Проверка: объясняют с места, опираясь на опору на доске (3 слайд).

  3. – Определять симметричность точек научились, а как их построить? Мы же не будем всегда прокалывать циркулем бумагу.
  4. № 3. (с. 41). Коллективно у доски и в учебниках.

  5. № 4. (с. 41). Построение отрезков (коллективно).

VII. Работа над пройденным.

(Работа по 4 слайду презентации)

1. Игра “Роботы”: (в тетрадях самостоятельно)

– По данной программе нарисуйте фигуру.

– Дорисуйте вторую половину фигуры так, чтобы она была симметрична первой.

– Проверьте, такая ли фигура у вас получилась? (на слайде появляется фигура)

<Рисунок 4>

2. Нахождение периметра и площади данной фигуры:

– Как найти периметр и площадь данной фигуры, если её стороны имеют такую длину. (Работа по 5 слайду презентации)

<Рисунок 5>

– Как найти периметр фигуры? Как рациональней это сделать? (Работа по 6 слайду презентации)

Решение:

P=(6+3)*2=18 (см)

S=6*1+2*2=10 (см2)

<Рисунок 6>

3. Составление симметричного узора (Работа в группах):

– Составьте из данных фигур симметричный узор.

– Как определить ось симметрии? (Согнуть лист)

Проверка.

VIII. Итог

(Работа по 7 слайду презентации)

<Рисунок 7>

– Какова была цель нашего урока?

– Достигли мы её?

– Назовите признаки симметрии.

– Какие новые слова узнали?

Отметки учащимся.

IX. Д/з:

№ 5 (с. 41)
№ 10 (с.42)

Презентация