Цели:
Познакомить с симметрией как преобразованием фигур на плоскости; изучить закономерности расположения симметричных точек и фигур; учить строить симметричные фигуры.
Развитие математической речи, мышления, внимания, воображения, памяти, умения работать в группе и самостоятельно.
Воспитание взаимовыручки.
Оборудование:
1) мультимедийное оборудование;
2) экран;
3) компьютер;
4) диск с презентацией урока;
5) чистые листы для практической работы;
6) циркули для практической работы;
7) рисунки к задаче № 3;
8) рисунки к задаче № 4;
9) опоры для нахождения площади и периметра
прямоугольника;
10) квадратики для творческого задания, листы
бумаги, клей;
11) электронная игра
Ход урока
I. Организационный момент
Настрой учащихся на работу. Дети разделены на 4 группы.
II. Устный счёт
Работа проводится с использованием компьютера, мультимедийного проектора и электронной игры.
– Разложи карточки с верными ответами:
4500:9=500 |
1500:50=30 |
72000:8=9000 |
8000:2=4000 |
3600:9=400 |
9000:30=300 |
1800:9=200 |
4200:600=7 |
6400:800=8 |
14000:200=70 |
5400:9=600 |
42000:7=6000 |
Ответы: 7, 8, 30, 70, 200, 300, 400, 500, 600, 4000, 6000, 9000.
III. Постановка проблемы:
– Назовите цифры, из которых составлены числа ответов.
Запись на доске: 0,2,3,4,5,6,7,8,9.
– Есть ли среди этих цифр симметричные? Какие? (0,8)
– Можно ли сказать, что фигура бабочки симметрична? А фигура собачки? (Работа по 1 слайду презентации)
<Рисунок 1>
IV. Постановка темы и цели урока:
– Что такое симметрия? Дома вы должны были прочитать и выписать из толкового словаря, что означает это слово.
(Соразмерность, одинаковость в расположении частей чего-нибудь по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости). (Работа по 2 слайду презентации)
– Тема нашего урока Симметрия.
– А какова цель урока? (Научиться определять симметричные фигуры и строить их на плоскости).
<Рисунок 2>
V. Работа по теме:
1. Практическая работа: (Работа по 3 слайду презентации):
<Рисунок 3>
– Нам надо на чистом листе бумаги обозначить 2 симметричные точки А и В. Как это сделать?
а) – Сложите пополам лист бумаги и проколите его ножкой циркуля. Разверните лист.
У вас получились 2 точки. Обозначим их А и В, а линию сгиба прямой L. В математике прямую L называют осью симметрии.
– Что интересного заметили в расположении точек А и В?
б) – Соедините точки А и В отрезком. Точку пересечения этого отрезка с прямой L обозначьте буквой О.
– Измерьте отрезки АО и ВО. Что можете о них сказать? (АО=ВО)
– Значит, точка О делит отрезок АВ на равные части. Отсюда следует, что АО=ВО.
Выводится 1 свойство.
в) – Теперь возьмём угольник и приложим к углу, который образуется отрезком АВ и осью симметрии.
– Какой угол получили? (Прямой)
– Прямые, образующие прямой угол называются перпендикулярными.
Выводится 2 свойство.
г) – А теперь, опираясь на доску, сформулируйте свойство симметричных точек.
(Симметричные точки расположены на прямой, перпендикулярной оси симметрии, на равном расстоянии от неё).
2. Работа по учебнику (с. 40):
– Откройте учебники на с. 40 и прочитаем текст во второй рамке.
VI. Первичное закрепление:
- № 2 (с. 40)
а) 1 гр.
б) 2 гр.
в) 3 гр.
г) 4 гр.
Проверка: объясняют с места, опираясь на опору на доске (3 слайд).
№ 3. (с. 41). Коллективно у доски и в учебниках.
VII. Работа над пройденным.
(Работа по 4 слайду презентации)
1. Игра “Роботы”: (в тетрадях самостоятельно)
– По данной программе нарисуйте фигуру.
– Дорисуйте вторую половину фигуры так, чтобы она была симметрична первой.
– Проверьте, такая ли фигура у вас получилась? (на слайде появляется фигура)
<Рисунок 4>
2. Нахождение периметра и площади данной фигуры:
– Как найти периметр и площадь данной фигуры, если её стороны имеют такую длину. (Работа по 5 слайду презентации)
<Рисунок 5>
– Как найти периметр фигуры? Как рациональней это сделать? (Работа по 6 слайду презентации)
Решение:
P=(6+3)*2=18 (см)
S=6*1+2*2=10 (см2)
<Рисунок 6>
3. Составление симметричного узора (Работа в группах):
– Составьте из данных фигур симметричный узор.
– Как определить ось симметрии? (Согнуть лист)
Проверка.
VIII. Итог
(Работа по 7 слайду презентации)
<Рисунок 7>
– Какова была цель нашего урока?
– Достигли мы её?
– Назовите признаки симметрии.
– Какие новые слова узнали?
Отметки учащимся.
IX. Д/з:
№ 5 (с. 41)
№ 10 (с.42)