"О чем говорят гербы". Значение эмблематики в определении места человека или группы людей в обществе (5-й класс, урок 1, урок 2)

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Цели урока:

  • расширить понятие об использовании декоративного искусства в жизни общества;
  • раскрыть значение эмблематики в определении места человека или группы людей в обществе.

Задачи урока:

  • воспитывающая – осмысление места декоративного искусства в жизни общества, дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся, понимания особенностей декоративного прикладного искусства;
  • обучающая – закрепление знаний детей о месте и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена, формирование умения учащихся отражать в рисунках и проектах единство формы и декора на доступном уровне;
  • развивающая – развитие образного мышления, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, развитие умения сравнивать и обобщать, развитие способностей эстетического восприятия.

Зрительный ряд:

Музыкальный ряд:

  • фрагменты опер М. И. Глинки и Н. А. Римского-Корсакова.

Оборудование:

  • медиапроектор;
  • интерактивная доска;
  • эскизы гербов и эмблем;
  • заготовки эмблем в стиле барельефа;
  • гуашь, кисти, цветной картон.

ХОД УРОКА – 1

Учитель изобразительного искусства.

Продолжая тему 3 четверти “Декор, человек, общество, время”, сообщаю тему урока: “О чем говорят гербы. Значение эмблематики в определении места человека или группы людей в обществе”. (Приложение 1, слайд 1)

Учащиеся записывают название темы в альбомы по изобразительному искусству. В них же ведется словарная работа, делаются зарисовки. На первом уроке по этой теме на классной доске записываются новые слова “эмблема”, “герб”, “герольд”, “геральдика”. Их первыми заносят в альбомы, так как они часто будут встречаться на последующих уроках. (Приложение 1, слайд 2)

Эмблема – условное изображение какого-либо понятия (например, голубь – эмблема мира, раскрытая книга – эмблема знаний и другие).

Герб – эмблема государства, города, рода, сословия, изображаемая на флагах, монетах, печатях и официальных документах.

Герольд – всадник, глашатай при дворах феодальных правителей, а также распорядитель на рыцарских турнирах.

Геральдика – раздел исторической науки, изучающий гербы и их историю, а также описание гербов.

Самые первые гербы появились в Европе в средние века. (Приложение 1, слайд 3). Это были личные знаки рыцарей, которые ставились на боевых щитах, а также на шлемах, флагах и попонах лошадей. Они помогали закованным в латы с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии. Каждый знак, цвет в гербе имел определенное значение и символически рассказывал о том, кто этот человек, которому дозволено его носить. Герб был знаком чести рода. В это время уже имелись люди, специально составляющие гербы, - герольды. Они разрабатывали прежде всего государственные и личные феодальные гербы.

Слово “герб” означает по-немецки “erbe” и переводится как “наследство”.

Изначально гербы помещались на боевом щите (Приложение 1, слайд 4), имевшем различную форму:

  • итальянский – овальную;
  • норманнский – треугольную;
  • французский – прямоугольную с закруглением или выступом вниз.

В Европе и на Руси рыцари и князья помещали на своих щитах различные символы в ознаменование заслуг прадедов (Приложение 1, слайды 5, 6, 7).

На гербах запечатлевались орлы, львы, леопарды (Приложение 1, слайды 8, 9). Это внушало мысль о могуществе рода. Изображение мостов и башен говорило о том, что родоначальник фамилии отличился при захвате моста или башни, или, напротив, героически отстоял их от атак противника. Дельфин означал заслуги мореплавателя, единорог – непобедимость, расчетливость, гриф – свирепость, лилия – расцвет, дуб, медведь, лев – силу, факел и раскрытая книга – знания, пчела – трудолюбие, дракон – могущество, крылатый змей – зло и смуту, рука – храбрость, лавр – славу, ключ – открытость, поднятый меч – оборону, опущенный меч – мир.

Самую важную часть герба – щит – по сторонам обычно поддерживают фигуры – щитодержатели: люди, птицы, звери (Приложение 1, слайд 10).

Герб украшает лента с девизом. Венчает герб корона. Свои гербы имеют государства и отдельные города (Приложение 1, слайды 11-14).

Далее следуют сообщения учащихся, подготовленные в процессе внеклассной работы (Приложения 23, 4).

Выступление 1. “Символика Российской Федерации” (флаг, герб).

Выступление сопровождается показом герба Российской Федерации (Приложение 1, слайд 15).

Выступление 2. “Чтение герба города Москвы”.

Выступление сопровождается показом герба города Москвы (Приложение 1, слайд 16).

Выступление 3. “Чтение герба города Воронежа”.

Выступление сопровождается показом герба города Воронежа (Приложение 1, слайд 17).

Теперь мы приступаем к практическому заданию: работе над эскизами эмблемы или герба своей семьи, класса, школы. Эскиз выполняется в графике. По нему внеурочно из соленого теста выполняется эмблема-барельеф. Подготовленная эмблема-барельеф будет расписана на втором уроке, посвященном нашей теме.

ХОД УРОКА – 2

В течение недели заготовки-барельефы подсыхали. Учащиеся подготовили цветной картон для фона будущей работы. На партах имеются гуашевые краски для росписи, кисти.

Учитель изобразительного искусства.

На интерактивную доску спроецирован кроссворд “Геральдика” (Приложение 1, слайд 18). С него и начинаем нашу работу.

Учитель зачитывает вопросы к кроссворду. Дети заполняют кроссворд, вспоминая изученный по теме материал.

По ходу беседы учитель рассказывает о влиянии символики цвета на геральдические изображения и показывает слайды (Приложение 1, слайды 19-20).

Цвет имел символическое значение. Желтые и белые цвета соответствовали цветам золота и серебра. Золото считалось символом богатства и справедливости, серебро – символом невинности и чистоты. Использовалось еще пять цветов:

  • темно-красный – любовь и смелость;
  • голубой или синий – символ красоты, величия, чести, возвышенности;
  • зеленый означал изобилие и свободу;
  • пурпурный – могущество, власть;
  • черный – мудрость.

До сих пор эти обозначения цветов используются в гербах и флагах многих государств.

Учитель показывает слайд с гербом города Парижа и предлагает его прочесть. (Приложение 1, слайд 21)

Затем дети переходят к практической части урока. Учащиеся расписывают свои эмблемы-барельефы, используя символику цвета. В период самостоятельной работы учащихся демонстрируется слайд 22. (Приложение 1, слайд 22)

Учитель напоминает детям о недопустимости применения большого количества цветов, рекомендует приглушать цвет белилами, начинать работу с фона, затем переходить к крупным деталям, после чего уже прорабатывать мелкие детали.

Во время работы звучит негромкая музыка.

Дети завершают роспись эмблем, приклеивают эмблемы на картонную основу.

Учитель выбирает наиболее удачные работы и с двумя учениками формирует выставку эмблем.

По окончании формирования выставки учитель проводит обсуждение достоинств эмблем, их соответствия теме и задачам уроков.

Домашнее задание.

Подготовить поисковый материал по геральдике. Каждый ученик должен составить рассказ о своей находке. Собранный материал будет храниться в кабинете ИЗО и послужит хорошим подспорьем на последующих уроках.

Результат уроков по теме “О чем говорят гербы. Значение эмблематики в определении места человека или группы людей в обществе”.

Учащиеся выполнили эскизы, на основе которых были составлены герб и логотип школы. (Приложение 1, слайд 23)