Цели и задачи:
1. Обучающие:
1.1. Обобщить и систематизировать знания учащихся.
1.2. Ликвидировать пробелы.
1.3. Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.2. Развивающие:
2.1. Развивать умения: применять правила, анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное.
2.2. Повысить интерес учащихся к нестандартным задачам.3. Воспитывающие:
3.1. Воспитывать культуру речи и сотрудничества, чувство коллективизма, товарищества.
3.2. Формировать положительный мотив учения.
Методы: стимулирующие, поисковые, наглядные, практические, словесные, игровые, дифференцированная работа.
Формы проведения: индивидуальные, коллективные, групповые, турнир (нестандартные).
Оценка знаний ведется по 5-бальной системе.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний с дидактическими играми.
Оборудование:
- задания для конкурсов,
- мини-плакаты,
- карточки для индивидуальных заданий.
Итоги подводятся по таблицам 1 и 2, в которые вписываются фамилии учащихся членами жюри и учителем. Возможно применение интерактивной доски.
Таблица 1. “Учет и продвижение по теме”
“О деле суди по исходу”
(Овидий)
Фамилии учеников | Хорошо знают правила действий с многочленами | Умеют применять правила | Допускают ошибки при: | Улучшили результат | ||||
+ | х | + | х | Приведении подобных слагаемых | Раскрытии скобок | Умножении степеней | ||
(Таблица может быть оформлена в виде плаката и прикреплена для обозрения)
Оформление:
Эпиграф урока
“Мало знать – надо уметь, мало уметь – надо делать”.
(Народная мудрость)
Класс условно разделен на 4 группы по итогам предыдущего контроля:
А) творческая
B) повышенная
С) базовая
D) выравнивания
В турнире участвуют две команды по 6 человек.
Назначено жюри три человека (из учащихся группы А), два консультанта из учащихся группы B. Остальные являются болельщиками.
Структура и содержания урока
1. Организационный момент. Сообщаются цели и задачи, представляются члены жюри и команды. Назначаются капитаны. Сообщаются правила турнира.
2. Входной контроль проводится в виде устной разминки команд (актуализация опорных знаний).
Задания командам – ответить на вопросы устно.
- Что такое многочлен?
- Какие действия можно выполнить с многочленами?
- Что такое стандартный вид многочлена?
- Установите какие многочлены имеют стандартный вид?
а) 5х² – 3хy – 2xy =
б) 3n² + 13n – 10 =
- Приведите многочлены к стандартному виду
а) 4x² – 3x³
– 5x² + х³
=
б) 2xy · 5y – 3y · 3x² =
в) 2x² + 7xy – 5x² – 11xy =
- Найдите разность многочленов:
3x +1 и – 3x² – 3x + 1
Заменить М многочленом, чтобы получилось тождество
М + (6x² – 3xy) = x² – xy + y²
- Упростите:
3x(x – 2) – 5x(x + 3) =
3a² + 7a – 5 – (3a² + 1) =
Задания болельщикам:
По рисунку учитель выбирает одночлены и просит найти сумму, разность и произведение указанных одночленов.
Итоги подводит жюри по таблице 2.
Участники турнира и болельщики ведут записи в рабочих тетрадях.
Таблица 2. “Подведение итогов”
Разминка |
||||||
№ п/п | 1 команда | Болельщики | Баллы | 2 команда | Болельщики | Баллы |
Испытание капитанов |
||||||
Проверь себя | ||||||
Веселая переменка | ||||||
Кто быстрее? (Фламинго) | ||||||
Лабиринт | ||||||
Эрудит |
3. Игровые действия
А) Испытания капитанов. Выполняются одновременно.
Задание “Магический квадрат”.
Заполнить пустые клетки, установив результат суммы по столбцам, диагоналям и строчкам.
-2a + 2 n + c | -a +2c | n |
? | -a + n + c | -3a + 2n + 2c |
-2a + n + 2c | -a + 2n | ? |
Ответы: a, c.
Б) Диагностика усвоения системы знаний и умений участников команды
Задания для команды: “Проверь себя”.
Учащиеся по просьбе учителя (из группы B, C, D) поочередно выходят к доске, выбирают пример, решая следующий проверяют предыдущий ответ.
Задания записаны на обратной части крыльев доски, если отсутствует интерактивная доска.
1 команда (7a + 3)(2a – 1) = |
2 команда (3b – 1)(2b + 5) = |
Задания проверяются и исправляются болельщиками, если в этом появляется необходимость.
Жюри ставит 1 балл за каждый правильный ответ и вносит фамилии в таблицу 2 и 1.
В) Снятие нервно-психического напряжения (для болельщиков)
“Веселая переменка”
Решить задачки:
- За три месяца Валя потеряла 12 варежек, а ее подруга Люба в 2 раза меньше. Сколько варежек потеряли подруги вместе?
- Маша в контрольной допустила 12 ошибок, а Петя, который все списал у Маши 30, Сколько своих ошибок допустил Петя?
- Мальчик учит стих из 40 строк 20 минут. Сколько минут ему понадобиться для запоминания стиха в 60 строк? (Ответ 30 минут).
Г) Коррекция знаний по выполнению практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
Для болельщиков проводится практикум по умножению многочленов и одночлена на многочлен – письменно.
Задания на карточках по два примера из предложенных выбирают сами ученики:
- (a + 3)(a + 2) =
- 2a(a + 2) =
- a² – 10(a + 3) =
- c + 2a(a – 3) =
- -(5 + a³) + a³ =
- -(n² – 7n) + 7n =
По мере выполнения карточки сдаются жюри.
Конкурс “Кто быстрее?” одновременно предлагается провести учащимся, условно относящимся к группе D, C и А, В для улучшения результата и самопроверки.
1 задание “Фламинго”.
Приведите подобные слагаемые и ответ запишите в виде слова. Коэффициент ответа соответствует букве. При правильном решении получается название птицы, предсказывающей прогноз погоды.
Предлагается двум учащимся из каждой команды, затрудняющихся в приведении подобных слагаемых (Группа D, C) с консультантом.
Задание | Ответ | Буква |
-10m + 7m = | ||
25a – 37a = | ||
-20n + 26n = | ||
-15t + 8t = | ||
-2ab + ab = | ||
7p –13p = | ||
5,2a² – 5,3a² = | ||
-2/3t + 1/3t = |
-1/3 | 3 | 6 | -12 | -7 | -1 | -0,1 | -6 |
О | Ф | А | Л | М | И | Г | Н |
(Ответ: фламинго)
2 задание “Лабиринт”.
Выполнив первый пример, найдите его ответ в 1 столбце, решите пример этой строчки и продолжайте решать примеры по этой же схеме. Результат лабиринта запишите снизу таблицы.
Капитаны назначают по одному участнику (учащиеся группы А, В) для выполнения задания, с целью самопроверки.
1 | 2 | Ответ | ||
-3a | + | 7a | ||
+10a | + | -10a | ||
-10a | х | a-1 | ||
4a | – | 14a | ||
-10a² + 10a | + | -10a² |
Ответ (0).
Д) Креативная минутка “Эрудит” с целью обогащения знаний.
Творческая группа класса ( учащиеся группы А и Б) подготовила задания по сложению и умножению многочленов столбиком.
1. Столбиком найти сумму многочленов
(a²b – 5b² + 2) + (–5a²b + 4b²) + 8a²b
Учащийся записывает слагаемые столбиком
a²b – 5b² +
2
5a²b + 4b²
8a²b
Отвечающий объясняет форму записи, формулирует алгоритм сложения и записывает ответ, привлекая учащихся,
2. Умножение многочленов столбиком
(4a³ – 3a²)x(a – 2) =
4a³ –3a²
a – 2
8a³ + 6a²
4a4 – 3a³
4a4 – 11a³ + 6a²
Учащийся объясняет классу алгоритм умножения, если возникли затруднения и просит записать этот пример в рабочую тетрадь.
Учитель показывает пример умножения многочленов из арифметики Пафнутия Магницкого, изданной в 1703 году [1]:
2R + 1
3R ÷ 2
6q + 3R
÷4R ÷ 2
6q ÷ 1R
÷ 2
Учащиеся вспоминают с помощью учителя обозначения знака ÷ - вычитания, R – неизвестного, q – квадрата неизвестного и переводят запись на современную символику:
(2R + 1) x (3R – 2) = этот пример нужно решить дома столбиком, по образцу примера № 2.
Попробовать оба способа применить в любом примере из номеров 729, 645 [3].
4. Подведение итогов (учитель и члены жюри).
Заполненная таблица анализируется учителем, выставляются оценки. Выявляются знатоки этой темы, называются фамилии тех, кто повысил свою оценку и дается возможность улучшит оценку учащимися, которые еще затрудняются (после выполнения домашнего задания).
5. Рефлексия. (Беседа, оценки, что нового узнали).
Использованная литература:
- Глейзер Г.И. История математики в школе / Под. Ред. Молодшего В. Н. – М. : Просвещение, 1964. – 376 с.
- Знакомимся с алгеброй. – Томск: Изд-во Томского университета, 1994. – С. 246.
- Макарычев Ю.Н. Алгебра. 7-й кл. / Под ред. С. А. Теляковского . – М. : Просвещение, 2006. – С. 240.
- Миндюк Н.Г. Дидактические материалы по алгебре / Под ред. Жохова В. И . – 7-й класс. – М. : Просвещение, 2002.
- Ершова А.Н. Самостоятельные контрольные работы по алгебре и геометрии для 7-го кл. – М. : Илекса, 2007. – 176 с.