Цели:
- Повторить климатические особенности Африки;
- применить имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций;
- развивать географическое мышление, устную речь, познавательный интерес и кругозор учащихся.
Оборудование :
- Физическая карта Африки,
- климатическая карта мира,
- карточки с заданием,
- дополнительная литература, атласы, плакат “Сахара”, карточки с образными выражениями, финики, бутылочка воды.
Организационный момент
Учитель объявляет о начале урока. Ученики записывают число и тему в тетради.
Ход урока
Учитель: Сегодня, мы будем говорить на уроке о самой необычной пустыне мира. Представьте относительно прохладное утро и огромный огненный шар поднимающегося над пустыней солнца. Поднимается солнце – и раскаляется все вокруг : воздух такой, что кажется вырвавшимся из раскаленной печи, к тому же настолько сух, что обжигает губы, и они начинают трескаться ; песок становится так горяч, что лишь мозолистые ноги верблюдов выдерживают его жар ; до камней едва можно дотронуться.
Словом, Сахара не самое удобное на Земле место для жилья. Хотя, смотря для кого : кочевники-туареги вряд ли променяют контрастность своей пустыни, например, на умеренность нашего климата. Кочевников Сахары называют “синими призраками”. И, сегодня, у нас состоится встреча с туарегом.
(Входит кочевник, замотанный в синее покрывало. Класс приветствует гостя. Учащиеся задают первый вопрос о том, почему жителей пустыни называют “синими призраками” ? Роль кочевника выполняет старшеклассник).
Туарег: Несмотря на жару, кочевники закутываются плотной материей. Это спасает от обжигающих лучей солнца и от песка, поднимаемого в воздухе ветром. Синее покрывало, закрывающее лицо так, что остается лишь узкая полоска для глаз, юноша получает на семейном празднике, когда ему исполняется 18 лет. С этого момента он становится мужчиной. Внешне мы похожи на призраков в таком виде.(Гостю предлагают присесть за столик перед учениками.)
Учитель: Наш уважаемый гость поможет нам разобраться в климатических особенностях Сахары. Поскольку туарег “плохо” знает русский язык, часть рассказа будет представлена в виде карточек – образных выражений. Прежде, чем перейти к изложению новой темы, повторим пройденный материал по Африке, показав тем самым, что мы знаем о родном материке кочевника.
2. Повторение
а) “Третий лишний”
(Учитель поднимает карточки с 3 наименованиями географических объектов. Необходимо указать лишнее слово и объяснить свой выбор. Все географические объекты затем показать на карте.)
1. Гвинейский
Гибралтарский (лишнее – залив, остальные проливы)
Мозамбикский2. Калахари
Сахара (Сахара в северном полушарии, остальные в южном)
Намиб3. Килиманджаро
Атлас (вулкан, далее – горы )
Капские4. Сомали
Мадагаскар (остров у берегов Ю. Америки, остальные – Африканские территории)
Огненная Земля5. Игольный
Альмади (лишнее – нагорье, остальные – крайние точки )
Эфиопское
б) Устный вопрос.
- Докажите, что Африка – самый жаркий материк ?
- Где выпадает наибольшее количество осадков и почему ?
- Где выпадает минимальное количество осадков и почему ?
- Где и почему зафиксированы самые высокие и самые низкие температуры ?
- Почему пустыня Намиб расположена на побережье океана ?
- Почему в Южной Африке в январе теплее, чем в июле ?
- В каких климатических поясах расположена Африка ?
(Все ответы сопровождаются работой по климатической карте )
3. Новая тема.
Учитель: Климат Сахары будет изложен через образные выражения, которые нам поможет объяснить гость. Все карточки будут постепенно закреплены на доске. Выражения необходимо записывать в рабочие тетради. Предлагаю сделать первую запись.
“СИНИЕ ПРИЗРАКИ”.
(Далее туарег подает учителю следующую карточку.)
“СУХОЙ ДОЖДЬ”.
Учитель задает вопрос ученикам : “Почему в пустыне выпадает очень мало осадков?”
Ответы учащихся: Сахара расположена в тропическом поясе, в области высокого атмосферного давления.
Учитель: Во внутренних частях пустыни есть районы, где дождя не бывает годы, а то и десятилетия, при всем при этом дождь часто не достигает поверхности земли. Почему ?
Ответы учащихся: Раскаленный воздух от поверхности Сахары быстро поднимается, и то незначительное количество осадков, которое направлялось к пустыне, просто испаряется. Поэтому такой дождь образно называют “сухим”.
“В САХАРЕ ВЕТЕР ВСТАЕТ И ЛОЖИТСЯ ВМЕСТЕ С СОЛНЦЕМ”.
(Учитель закрепляет карточку на доске. Данное выражение объясняет туарег.)
Туарег: В Сахаре очень часто возникают пыльные и песчаные бури, которые похожи на быстро охватывающие все вокруг пожары. Бури в пустыне обладают необычайной силой. Образно говоря, ветер начинается с восходом и заканчивается с закатом Солнца.
Учитель: Несколько примеров о силе ветра:
- Однажды ветер отбросил верблюжьи седла на 200 метров, а камни величиной с куриное яйцо, катил по земле, как горох.
- Бывает, что ветер переносит сахарскую пыль через Средиземное море, в Европу.
- Большой урон бури наносят посевам в оазисах.
“ПЕСНЯ ПЕСКОВ – САМУМ”
(В тетрадях, кроме образного выражения, ученики записывают определение урагана. САМУМ – ураган пустыни.)
Учитель: Горе каравану, застигнутому самумом. Караванщики говорят, что вместе с ним в пустыню приходит смерть. (Предлагаю одному из учеников прочесть отрывок из книги “По материкам и странам”. Издательство “Просвещение”, 1981 г. )
Ученик: “… В раскаленном воздухе чувствовалось приближение чего-то ужасного. Огромная дюна перед нашими глазами была еще неподвижной, но вершина ее уже ожила. Закурились и другие дюны. Горизонт померкнул, исчезла прозрачность воздуха, небо как будто приблизилось к земле. Через несколько минут пыль закрыла солнце, и среди красноватой мглы оно казалось красно-огненным шаром. Стало нестерпимо душно. Нечем было дышать, люди и животные задыхались. В воздухе слышался какой-то глухой шум, а иногда даже рев. Со всех сторон, от земли до самого неба, неслось нечто колоссальное, готовое поглотить все живое. Приближался самум – страшнейший ураган пустыни. Он несся необычайно быстро, а через какие-нибудь полчаса, прошедшие с того момента, как послышался первый звук поющих песков, мы были уже в самом центре этого ужаснейшего явления природы. Ветер завывал на разные голоса, всхлипывал, гудел, громыхал. Порой чудилось, что находишься возле огромной топки, лицо облизывает пламя и ты вот-вот вспыхнешь и сгоришь. Рыжее мессиво песчаной пыли клубится, вьется, рассыпается. А когда закрученный в тугие извивающиеся жгуты горячий песок бьет по лицу и по рукам, то кажется, что с тебя сдирают кожу наждачной бумагой. ‹…› И мы сами, и верблюды лежали, распростертые на песке. Люди накрылись с головой плащами и заткнули уши. Сердце мучительно болело и громко стучало, дыхание ускорилось до предела, голова болела немилосердно. Рот и глотка высохли до того, что казались покрытыми какой-то коркой или струпьями, нечем было дышать, и мне казалось, что еще немного и страшная смерть неизбежна от удушья и от того, что рот, уши, нос, глаза – все забито песком…”
Дополнение туарега: Французский путешественник Тибо пережил страшный самум. Ветер свирепствовал 2 дня. Вода в бурдюках высохла. Несколько человек и половина верблюдов погибли. Тибо с оставшимися в живых все – таки пересек пустыню, но его черные как смоль волосы, за эти два страшных дня совершенно поседели.
“СУХОЙ ТУМАН”.
(По данному выражению проводится беседа с учениками.)
Ответы учащихся: После пыльных бурь, когда наступает штиль, видимость пропадает потому, что песок постепенно оседает, не сразу. Определенное время видимость плохая, как во время тумана.
Учитель: Животные перестают ориентироваться. Бывали случаи, когда газели во время “сухого” тумана спокойно шли вместе с караваном.
“МИРАЖ”.
Учитель: Мираж может ввести в заблуждение и опытных людей. Иногда даже очень бывалые путешественники оказывались их жертвами.
Однажды 60 человек и 90 верблюдов погибли в пустыне, следуя за миражом, который увлек их на 60 км. в сторону.
(Предлагаю ученикам в тетрадях записать логическую цепочку причины возникновения миражей.)
Причина:
Температура темной поверхности камней 70–100° С сильное нагревание приземного слоя разграничение воздушных масс преломление солнечных лучей отражение местности озеро, горы, оазис мираж
(Ученики задают вопрос гостю о том, как распознать мираж.)
Туарег: В давние времена разжигали костер. Если в пустыне было хотя бы небольшое движение воздуха, то стелющийся по земле дым, быстро разгонял мираж.
Учитель: Для многих караванных путей есть карты, на которых обозначены места часто встречающихся миражей.
“СОЛНЦЕ В НАШЕЙ СТРАНЕ ЗАСТАВЛЯЕТ КРИЧАТЬ ДАЖЕ КАМНИ”.
Учитель: На этой раскаленной земле человек страдает не столько от жары, сколько от холода. Да – да, нестерпимый зной сменяется пронизывающей ночной прохладой.
(Предлагаю ученикам рассчитать суточную амплитуду и объяснить данное выражение.)
День | ночь | амплитуда |
+ 50º | + 20º | 30º |
Вариант ответа: Суточные колебания достигают 30 градусов, таких резких перепадов не выдерживают даже камни. Они лопаются и разлетаются на куски. Резкие перепады температуры объясняются отсутствием облаков. Днем поверхность сильно беспрепятственно нагревается, ночью же быстро охлаждается.
Учитель: Таковы условия пустыни, поэтому Сахара практически не заселена.
“В ПУСТЫНЕ ПРИЯТНО ВСТРЕТИТЬ ДАЖЕ РАЗБОЙНИКА”.
(На эту тему туарег беседует с учениками, а учитель в это время раздает карточки для закрепления. )
4. Закрепление
Учитель: В качестве проверки и закрепления климатических особенностей не только Сахары, но и всей Африки, проведем цифровой диктант. (У каждого ученика карточка с названием климатических поясов.)
Пояс Экваториальный |
Ответы 1, 4 |
(Учащиеся подписывают карточки. Учитель задает вопрос, школьники находят ответ среди названий климатических поясов и напротив ставят цифру – номер вопроса. Ответы отделяют запятой.)
Вопросы:
- В каком климатическом поясе выпадает от 1000 до 2000 мм. Осадков ?
- В этом климатическом поясе поверхность камней нагревается от 70º до 100º.
- Для какого климатического пояса характерны сухая зима и влажное лето ?
- В каком климатическом поясе одно время года – жаркое И дождливое лето?
- Жаркое и сухое лето, умеренно – теплая зима. Определить климатический пояс.
- В этом климатическом поясе расположены пустыни.
- В каком климатическом поясе выпадает самое малое количество осадков ?
5. Заключение.
Учитель: Сегодня, у нас прошел очень интересный урок, урок-встреча с кочевником-туарегом. Наш уважаемый гость желает преподнести вам подарок.
Туарег: Ребята, я хочу угостить вас плодами самого необыкновенного дерева пустыни. Об этой красавице у нас говорят, что она “держит голову в огне, а ноги в воде”. На следующих уроках вы подробнее узнаете о “королеве пустыни” – финиковой пальме.
(Гость вручает в красивом пакете финики. Ребята в свою очередь, в качестве подарка, преподносят бутылочку минеральной воды, как самого дефицитного товара в пустыне.)
Урок заканчивается выставлением оценок, подведением итогов и получением домашнего задания.
Список литературы
- Бенькович Т. М., Бенькович Д. Л. Опорные конспекты в обучении географии. 7 класс. Москва “Просвещение”, 1995 г.
- География. Материки и океаны. 7 класс. Поурочные планы. ∕ Автор– составитель : С. А. Костина – Волгоград : Учитель, 2005 г.
- География. 7 класс. Поурочные планы. ∕ Автор – составитель : И. И. Нагорная. – Волгоград : Учитель, 2004 г.
- Кондратьев Б. А., Метревели П. М. Уроки географии. 6 класс. Москва “Просвещение”, 1985 г.
- Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. География материков и океанов. 7 класс. Москва “Дрофа”, 2004 г.
- Крылова О. В., Герасимова Т. П. География материков и океанов. 7 класс. Москва “Просвещение”, 1995 г.
- Крылова О. В. Уроки географии. 7 класс. Москва “Просвещение”, 1990 г.
- Морозова И. В. Урок на тему “Пустыня Африки” ⁄⁄ География в школе, № 2 – 2001 г, с. 53.
- Смирнова Н. П., Шибанова А. А. По материкам и странам. Москва “Просвещение, 1981 г.