Цели:
– сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем
явлении в природе;
– увязать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в
другое)
– развивать память, мышление, воображение.
Оборудование:
- Презентация в слайдах “Превращения и круговорот воды в природе” (см. Приложение)
- Для опыта: спиртовка; стакан с водой; треножник с сеткой; блюдце со льдом.
- Карточки с индивидуальным заданием, учебник “Мир вокруг нас” А.А. Плешаков
Ход урока
1. Организационный момент
– Сообщение темы и целей урока.
2. Проверка домашнего задания
– Какова роль воды в жизни человека?
– Какие свойства воды вы знаете?
– Как можно очистить загрязненную воду?
– Расскажите о составе воды.
Пока учитель работает с классом, трое учеников выполняют индивидуальные задания.
Задание 1.
Прочтите предложения. Вместо точек впишите пропущенные слова
Вода………………при нагревании и……………….при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, поэтому вода хороший………………. . Воду можно очистить с помощью……………….
Задание 2.
Вода – растворитель. Как проявляется это свойство в природе?
Приведите примеры. Ответ напишите.
Задание 3.
Какие свойства имеют воздух и вода?
Выберите из таблицы эти свойства и запишите ответы соответствующими цифрами:
Свойства | Ответы | |
|
воздух | |
вода |
3. Сообщение темы и целей урока
– Назовите свойства воды.
– Сегодня на уроке продолжим изучать свойства воды. Тема нашего урока “Превращения и круговорот воды в природе”. (Слайд 1)
4. Три состояния воды – беседа
– Отгадайте загадку (слайд 2). Приложение
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
– Как вы это понимаете?
Вода в природе существует в трех состояниях – жидком, твердом, газообразном.
– От чего зависит различное состояние воды? (Слайд
3)
– Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии?
(Один заранее подготовленный ученик делает сообщение об айсбергах)
– При какой температуре переходит вода из жидкого состояния в твердое?
– Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?
Работа по учебнику стр. 53–54
На экране появляется схема: (слайд 4)
– А что такое туман?
(Заранее подготовленный ученик делает сообщение)
5. Круговорот воды в природе – практическая работа
– Давайте проведем следующий опыт:
будем нагревать воду, над которой закреплен холодный предмет, например, тарелка со льдом. Вскоре нижняя сторона тарелки станет влажной, мы увидим на ней капли, которые начнут падать вниз.
– Как же объяснить то, что мы наблюдаем? (круговорот)
(слайд 5–10 “Круговорот воды в природе”) Приложение
Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхностей морей и т.д. Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки – они образуют облака. Воздушные течения несут облака над землей. Накопившаяся в них влага выпадает в осадок в виде дождя или снега. Судьба капель различна. Одни попадают в реки. Это явление называется круговорот воды в природе.
– Я предлагаю с помощью Капитошки узнать, как вода из одного состояния переходит в другое. Капитошка расскажет нам о своих путешествиях. Учитель от имени Капитошки читает и демонстрирует слайды.
“Жил я когда-то в большом-большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои сестра и братья, нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры. Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх. Летел я, летел вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одному, а ветер относил меня все дальше и дальше, и на своем пути я все чаще стал встречать своих братьев и сестер. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как – то согреться. Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я еще побываю и что нового увижу. И приземлился я в речку, и снова встретился там со своими братьями и сестрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждал, когда же такой момент наступит снова”.
6. Итог урока
– Какой процесс описывает Капитоша?
– Воспроизведите путешествие Капли-Капитошки.
– О каких свойствах воды вы узнали?
7. Домашнее задание. № 1 учебник стр. 56 прочитать.