Дидактические задачи:
- Уточнять, расширять и активизировать словарь детей по теме “Весна”.
- Учить подбирать имена существительные к качественным прилагательным мужского, среднего и женского рода единственного числа.
- Учить ориентировке в пространстве и развивать логическое мышление.
- Учить составлять творческий рассказ с опорой на схему и последующим анализом.
- Закреплять умение детей обобщать и классифицировать предметы по теме “Весна”.
Коррекционные задачи:
- Развивать выразительность движений, раскованность, воображение, произвольность, групповую сплоченность.
- Развивать слуховое и зрительное восприятие, анализ и синтез мыслительных процессов.
- Формировать диафрагмальное дыхание в сочетании с речитативом.
- Формировать творческий потенциал ребенка, учить раскрепощать тело и дух.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать мотивацию у детей к бережному отношению к природе.
- Воспитывать мотивацию к учению, то есть к потребности и желанию приобретать знания, зарабатывать похвалу.
Структура занятия
- Организационный момент.
- Подготовка детей к пересказу сказки и творческому рассказыванию с опорой
на схему.
а) Закрепление изученного материала по приметам весны. Подбор качественных прилагательных к существительным мужского, среднего и женского рода единственного числа.
б) Психологическая гимнастика.
в) Элементы обучения грамоте.
г) Дыхательная гимнастика. - Ритмопластика “Цветок”.
- Пересказ сказки с элементами творчества (с опорой на схему).
- Итог занятия. Сюрпризный момент.
Материал и оборудование:
костюм Весны, часы времени года, подснежник, весенний ковер с аппликацией цветов, светящийся лучик, карточки с первоцветами и насекомыми, 2 наборных полотна из ковролина с цветами, аромолампа с маслами из серии “Весенняя свежесть”, блюдца, муляж яблока, солнышко, спускающееся вниз по леске, угощение.
Ход занятия
I. Организационный момент
Звучит музыка П.И.Чайковского “Апрель” из цикла “Времена года”.
В группу входит воспитатель, одетый в костюм Весны.
– Здравствуйте, дорогие дети. Это я – Весна. Приехала к вам из леса. У меня
упряжка из 12 самых быстрых ручьев. Распушили они пышные гривы, мчатся с
пригорков, пробивают дорогу в грязных снегах, ничто их не остановит. Ребята, как
вы думаете, почему у меня в упряжке именно 12 быстрых ручьев? (ответы детей)
– Правильно, потому что в году 12 месяцев.
II. Работа с часами времени года.
- – Дети, подойдите к часам времени года.
– Какое сейчас время года? (Весна)
Предложить ребенку стрелочкой отметить время года.
– Какое время года было до весны? (Зима)
– Назовите время года, которое наступит после весны? (Лето) - – Пришла я к вам не одна, со мной верный друг – вот этот цветок.
Воспитатель достает из корзинки подснежник.
– Как он называется?
– Почему его так назвали люди? (Ответы детей)
– А давайте с этим цветочком поиграем.
– Я тебе (имя ребенка) дам в руки подснежник и спрошу о весне. Если ты ответишь правильно, передашь цветок другому.
– Скажи, какая бывает весна?
Дети образуют круг и передают подснежник, придумывая прилагательные к слову “весна” (нежная, ранняя, дождливая, цветущая, ласковая и т.д.).
– Назовите приметы весны (солнышко греет теплее, тает снег, образуются проталинки, на реке трогается лед, просыпаются насекомые, возвращаются с юга перелетные птицы, появляются первоцветы и т.д.).
– Молодцы, ребята! Нам с подснежником очень понравилось, что вы много знаете о весне. - – Ребята, посмотрите, какая нежная весенняя полянка.
Воспитатель приглашает детей на сшитый из плюша зеленый коврик с аппликацией объемных первоцветов.
– Сколько здесь картинок?
Конкретно каждой группе детей дать задание:
подобрать картинки к слову “весенний” (луг, дождь, лес, день);
придумать сочетание к слову “весенняя” (гроза, проталинка, лужа);
“весеннее” (солнце, небо, утро);
Ответы детей.
– Вот сколько красивых слов и предложений вы знаете. - Психогимнастика “Солнышко и тучка” [ 1]
.
– Ребята, представьте: ласковое весеннее солнышко заглядывает к нам в окно, но вдруг тучка закрыла солнышко, стало свежо, неуютно (сжаться в комок, чтобы согреться, задержать дыхание).
– Весеннее солнышко вышло из-за тучки, светит, пригревает. Оно целует наше лицо, руки, ноги, все тело. Нам приятно греться на солнышке (расслабиться, выдохнуть). Мы нежимся под его теплыми нежными лучами. - – Ребята, солнышку вы очень понравились и оно прислало вам волшебный
лучик.
Воспитатель достает из корзинки светящийся лучик.
Сарымова Е.А. “Путешествие в весеннюю сказку”
– Он поиграет с вами в игру “Угадай-ка”. Следите глазами за лучиком и читайте слово. (“Воздушное письмо”). Внимание!
Воспитатель печатными буквами, стоя спиной к детям, пишет слово “Луч”.
– Какое слово прочитали? (Спросить 2–3 детей)
– Лучик пишет другое слово. Внимание! (“Жук”)
– Какое слово написал лучик? (Спросить 2–3 детей)
– Солнечный лучик доволен вами. Молодцы! - Разбивка на команды с использованием игры “Найди свою группу”
[ 2] .
– Подснежник и лучик приглашают вас подойти к столу и поиграть в игру “Найди свою группу”.
Воспитатель предлагает детям выбрать одну из разложенных на столе лицевой стороной вниз карточек. На картинках изображены цветы: ландыш, колокольчик, подснежник; насекомые: пчела, муха, комар. Детям предлагается внимательно посмотреть на свои картинки и разбиться на 2 группы. Принцип разбивки не оговаривается, детям предоставляется самостоятельность. После того как команды созданы, воспитатель просит детей каждой из них объяснить, почему они объединились (“Первоцветы”, “Насекомые”). - – Подснежник и лучик приглашают вас на цветочные полянки.
На двух столах расположены наборные полотна, на цветах наклеены буквы.
– “Первоцветы”, встаньте справа от меня, “Насекомые” – слева. Послушайте внимательно задание. В цветах затерялись слова, прочитайте их (слова “лучик”, “дождик”). - – Ребята, вы чувствуете, какой аромат исходит от весенних цветов?
Дыхательное упражнение “Цветок” [ 3] с использованием аромотерапии с маслами из серии “Весенняя свежесть”.
Цветы весенние прекрасны
Вдохни их нежный аромат.
Ты сделай вдох – спокойный, плавный,
На выдохе скажи ты: “Ах!”.
Дети, зажмурившись, делают носом спокойный продолжительный вдох – задержка дыхания – на продолжительном выдохе тихо произносят “А – а – ах”.
– Молодцы, ребята! Моим друзьям – подснежнику и лучику – понравилось, как вы дышали. - – А сейчас, ребята, подойдите ко мне, встаньте в кружок и представьте, что мы – подснежники.
III. Ритмопластика “Волшебный цветок” [ 4] (музыка Ю.Чичкова) А.И.Буренина.
IV. – Мои друзья – подснежник и лучик – приглашаю вас на цветущий весенний луг (ковер с аппликацией из цветов).
Воспитатель берет в руки блюдо с муляжом яблока и говорит:
“Ой, Весна ты моя, Весняночка,
Из-за темных лесов, из-за синих морей
Выходи, солнцем, светом озари.
Ты, яблочко волшебное, катись,
Наша сказка расскажись”.
– Дети, я вам расскажу начало весенней сказки, а вы внимательно послушайте, потому что конец сказки вы придумаете сами.
Наступила долгожданная весна,
Пригревает ласковое весеннее солнышко,
Появился первый подснежник.
Но хмурая серая туча закрыла солнце,
Подснежнику стало холодно.
Кто ему поможет?
– Дети, я вам каждому раздам волшебные блюдца со схемами. Они помогут вам придумать конец к сказке. Посмотрите внимательно, подумайте.
Дети составляют индивидуальные творческие рассказы при помощи мнемотехники.
Примерные рассказы детей:
– Мимо подснежника пролетела красивая бабочка.
– Она увидела грустный цветок и подлетела к нему.
– Бабочка села на цветок и почувствовала как ему холодно.
– Она обняла подснежник своими крылышками и согрела его.
Рис. 1
– Весной проснулся быстрый ручеек. Он пробегал мимо подснежника.
– “О чем ты грустишь?” – спросил ручеек у цветка.
– “Мне очень холодно”, – ответил подснежник.
– Ручеек напоил его талой водой. А тут и солнышко вышло из-за тучки и согрело нежный подснежник.
Рис. 2
– Рядом с подснежником была берлога медведя.
– Медведь увидел поникший цветок и решил ему помочь.
– Он громко заревел и разбудил от весеннего сна весенний лес.
– От лесного шума солнышко выглянуло из-за тучки и согрело подснежник.
Рис. 3
Дети оценивают рассказы товарища, опираясь на схему.
? нет событий
Рис. 4
? в голове события
Рис. 5
Слова в предложении не дружат
Рис. 6
Слова в предложении дружат между собой
Рис. 7
События не следуют
Рис. 8
События следуют друг за другом
Рис. 9
– Мне у (имя ребенка) сказка понравилась. У него в голову все предложения дружат.
V. Сюрпризный момент. Солнышко спускается к детям.
– Ребята, солнышку очень понравились ваши сказки и оно спускается к нам.
Посмотрите, как оно вам улыбается, радуется встрече с вами.
– Ребята, возьмите солнышко в руки, назовите его ласково (весеннее, доброе,
ласковое, золотое, щедрое, лучистое, теплое). Молодцы, ребята!
– Дети, а солнышко – волшебное. Оно дарит вам маленькие солнышки (круглые
шоколадки).
– Моим друзьям – подснежнику и лучику – вы тоже очень понравились. Молодцы!
Давайте прощаться. До встречи!
Список литературы
- Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1995. – 158 с.
- Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. – М.: Скрипторий, 2007. – 120 с.
- Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 256 с.
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей. – СПб.: Ленинградский областной институт развития образования, 2000. 220 с.