«Ребенок растет и развивается в определенной музыкальной среде,
которая в настоящее время очень противоречива. С одной стороны существует
прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой - антихудожественное,
низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на
маленьких слушателей. Но если взрослый человек, с уже сформировавшейся системой
эстетических ценностей, способен ему противостоять, то ребенок оказывается
совершенно беззащитным. Поэтому так важно уже в дошкольном возрасте приобщить
детей к подлинному искусству. Способствовать становлению хорошего музыкального
вкуса.»
(Т.Г. Рубан)
Дошкольник предрасположен к восприятию произведений различных видов искусства. Вместе с тем восприятие музыки представляет для него большую трудность. Это связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, а с другой с возрастными особенностями.
Музыкальный образ достаточно абстрактен и предполагает множество композиторских, исполнительских и слушательских трактовок. В его основе лежит музыкальная интонация, многозначная по своей сути.
Еще одно отличие музыкального образа – его динамичный характер, что тоже делает его сложным для дошкольника, который оперирует главным образом о конкретных предметах и явлениях. Наша задача – помочь ребенку войти в мир музыки, понять ее содержание, овладеть сложным музыкальным языком.
Одним из путей решения этой проблемы является использование на занятиях по слушанию музыки произведений других, более доступных ребенку видов искусства, прежде всего изобразительного искусства и художественной литературы. Считается, что детям свойственно целостное восприятие искусства, что синтез музыки, живописи и литературы обогащает музыкальное восприятие, развивает эмоциональную сферу.
Д.Б. Кабалевский говорил, что мы должны учить детей «видеть музыку» и «слышать живопись». Поэтому наиболее плодотворным, по его мнению, является синтез музыки, живописи и литературы. И все это нашло отражение в программе «Синтез», авторами которой являются К.В.Тарасова, Т.Г. Рубан, М.Л. Петрова. Программа прошла апробацию и допущена Министерством образования РФ.
В музыкальный репертуар программы входят произведения разных эпох и стилей и отвечают двум ведущим принципам: художественности и доступности. Здесь и классическая, и современная музыка, и фольклор. А сочетание авторской и народной музыки я считаю очень удачным в этой программе. Учитывая возраст детей, музыкальные пьесы, фрагменты подобраны яркие, небольшие, интонационно выразительные. Все произведения объединены в тематические блоки, а авторы дают право музыкальному руководителю самому определять направление работы в зависимости от возраста, знаний, возможностей детей.
Имеется в программе и такой блок как «Сказка в музыке». А что детям ближе, понятнее, доступнее и интереснее может быть, чем сказка? Бытовые, о животных – в младшем, среднем возрасте, волшебные – в старшем. Прежде чем начать знакомить детей со сказкой в музыке, я решила начать с более простого и доступного. Со знакомства с русскими народными образами в музыке.
Пьесы посвящены народным музыкантам (гусляр, гармонист, скоморох).
«Гусляр Садко» муз. В. Кикты – играл – «бряцал» на гуслях звончатых, был искусным музыкантом. На помощь приходят слайды и слова былины:
...как пошел Садко к Ильмень – озеру,
Садился на бел-горюч камень
И начал играть в гусельки яровчаты.
Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Показался царь морской,
Вышел со Ильмени с озера,
Сам говорил таковы слова:
- Ай же ты, Садко Новгородский!
Не знаю, чем буде тебя пожаловать
За твои за утехи великие,
За твою – то игру нежную...
А что еще бывает народным? Дети перечисляют все что помнят и сказки, и песни, и поговорки, и загадки, и музыкальные инструменты. На нескольких занятиях идет знакомство с народными инструментами, их звучанием как отдельно, так и в оркестре. А сколько радости играть в оркестре народных инструментов самим! Сразу же делим инструменты на группы: духовые, ударные, струнные. Сравниваем, какая музыка красивее: в исполнении одного инструмента или в исполнении оркестра? Бывает, что мнения и расходятся. Ну, уж тут кому что нравится.
Русскому быту (катание на тройках, народные танцы).
«Сани с колокольчиком» муз. В. Агафонникова. Это произведение обычно использую в преддверии масленицы. На занятии дети вспоминают зимние забавы, праздники. Всегда кстати приходятся стихи, которые дети учат на занятиях и к зимним праздникам. Ребята интонационно передают радость зимних забав, а слайды с репродукциями картин М. Чижова «Праздник русской зимы», Б. Кустодиева «Масленица», В. Смирнова «Праздник. ХIХ век» помогают настроиться и почувствовать характер произведения.
Особое внимание уделяется колоколам, колокольным звонам. Разговор об этой странице древнерусской музыки о колоколах, звонарях и звонницах предваряет знакомство с пьесой Г. Свиридова «Звонили звоны». Показ слайдов с одновременным звучанием колокольной музыки затрагивает струнки душ не только детских, но и взрослых. Во время слушания и бесед о музыке у детей обогащаются знания, словарь, слуховые впечатления. Они знают, чем отличается колокольня от звонницы, как они устроены, кто такие звонари и чем они занимаются, отличают благовест (звон в колокола поочередно) от трезвона (бьют одновременно несколько колоколов). Дети знакомятся с историей колокола, его предназначением раньше и теперь.
Особый интерес у детей вызывают сказочные музыкальные образы – это фортепианные миниатюры «Василиса-краса» Е. Ботярова, «Колдун» Г. Свиридова, «Оранжевый скоморох» В.Кикты.
Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства осуществляется на занятиях двух типов. На занятиях первого типа восприятие музыки сопровождается просмотром слайдов (видеоматериалов). Сначала детям предлагается прослушать тот или иной музыкальный сюжет, после прослушивания и элементарного анализа демонстрируются видеоматериалы. Такая последовательность связана с приоритетным положением музыки на занятиях. На занятиях второго типа слушание музыки сочетается с рисованием. Сначала прослушивается тот или иной фрагмент, как правило, хорошо знакомый, а затем дети «рисуют музыку». Во время рисования фоном звучит сам фрагмент, создавая определенный настрой.
Лучше почувствовать и понять музыку детям помогают занятия, на которых после прослушивания и анализа им дается возможность передать свои впечатления в творческом движении.
Отдельно хочется сказать о знакомстве детей с музыкальной сказкой, а именно, с творчеством Н.А. Римского-Корсакова. Тесная связь с фольклором – характерная черта творчества Н.А. Римского-Корсакова. Композитор воплотил в своих произведениях многообразные жанры народно – поэтического наследия: русскую летопись, былину, сказку. Сказочные образы, как и в сказках А. С. Пушкина тесно переплетаются с картинами народной жизни, крестьянского быта. Природа и талант русского композитора влекли к старине, к особенностям и красоте русских обрядов, русской природы.
К сюжету «Сказки о царе Салтане» композитору посоветовал обратиться известный музыкальный и художественный критик Владимир Васильевич Стасов. Мысль написать сказочную оперу тут же увлекла Н.А. Римского-Корсакова. И вот уже замелькали знакомые мотивы, интонации некогда записанных и слышанных в народе песен…
Некоторые из них прямо – таки подсказал сам А.С. Пушкин: его волшебная белка поет «Во саду ли в огороде», а царевна Лебедь – «молвит русским языком» – ее музыкальная характеристика в опере соткана из интонаций русской народной песни «На море утушка купалася».
Хотелось написать музыку под стать пушкинской сказке – нечто совершенно русское, лубочное, ярморочное. Работа шла быстро и легко. Опера «Сказка о царе Салтане» была завершена композитором в 1899 году, когда в стране широко отмечалось столетие со дня рождения великого русского поэта А. С. Пушкина.
Знакомство с оперой – сказкой Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» происходит на 8-10 занятиях. Для прослушивания выбираются самые яркие в музыкальном отношении фрагменты. А именно: «Море», «Лебедь и коршун», «Город Леденец», «Тридцать три богатыря», «Царевна Лебедь», «Полет шмеля». Каждое занятие начинается с нового, следующего фрагмента, а не с повторения предыдущего, а сами фрагменты повторяются на самом занятии. Однако после прослушивания всех отрывков дети просят послушать отдельно наиболее понравившиеся фрагменты. Как правило, мальчикам нравится «музыка про богатырей», девочкам «белочка» или «царевна-лебедь». Когда проведены все занятия по знакомству и по закреплению музыкальных фрагментов провожу занятия по воплощению образов в творчестве, а именно в рисунке и танце.
Таким образом, сказка, обогащенная и «украшенная» музыкой, визуальным рядом, воплощенная в собственном творчестве детей, начинает «звучать» для них совершенно по-иному, более многогранно и ярко. Мир музыкальной сказки входит в жизнь ребенка, и ребенок уже не хочет расставаться с ним. Знакомство с этим богатейшим миром способствует развитию не только музыкального восприятия и музыкальности детей в целом, но и формированию их художественной и общей культуры.
Я думаю, что дети, с которыми проводится работа по программе «Синтез», слушают музыку с большим удовольствием и интересом, развивается их творческое воображение, приобщаются к подлинной красоте, высокому искусству классической Музыки.
Конспект музыкального занятия.
Программные задачи:
- Знакомить детей с новым музыкальным произведением В. Кикты «Оранжевый скоморох». Продолжать учить детей внимательно слушать музыку, откликаться на её характер, высказываться, употребляя прилагательные: быстрая, радостная, яркая, цветная, живая, весёлая.
- Закреплять танцевальные шаги: поскоки, топающий шаг, прямой галоп. Добиваться ритмичности, чёткости, лёгкости. Развивать диалогическую речь, обыгрывая потешки, активизировать словарь.
- Учить играть дружно и слаженно на детских музыкальных инструментах, закреплять навык игры. Закреплять понятия: ударные, духовые.
- Вызвать радость от встречи с прекрасным.
Материал:
- аудиозаписи произведений:
- «Оранжевый скоморох» муз. В. Кикты,
- фрагмент сюиты В.Кузнецова «Русские узоры»;
- детские музыкальные инструменты: трещотки, счёты, ложки, бубны;
- слайды, элементы костюмов, указка.
Ход занятия
Дети проходят в зал, где их встречает музыкальный руководитель, здороваются. Дети проходят на стульчики. Рассаживаются.
Музыкальный руководитель: Дети, давным-давно на Руси жили люди, они ходили по городам, деревням и выступали. А чтобы было веселее, брали себе в помощники разные музыкальные инструменты – народные. Как вы думаете, почему музыкальные инструменты называют народными? Что ещё бывает народным? Давайте рассмотрим вот эти инструменты. (Жалейка, рожок.)
- Вспомните, как называются эти музыкальные инструменты.
- Что нужно сделать, чтобы они зазвучали?
- Как называются музыкальные инструменты, в которые нужно дуть?
- Назовите вот эти инструменты. (Ложки, трещотки.)
- Почему про них говорят ударные?
Люди, которые умели играть на всех этих народных музыкальных инструментах так и назывались умельцы, а по-другому – скоморохи. Повторите, ребята, как их называли? Так как скоморохи веселили людей, то, как вы думаете, какие они были по характеру? Конечно, весёлые, смешливые, радостные. Вот такие. Послушайте. Музыкальная пьеса так и называется «Оранжевый скоморох».
Дети слушают пьесу в аудиозаписи.
А теперь рассмотрим этого скомороха. Посмотрите, в руках у нашего скомороха балалайка, на голове смешная шапка с куклами. Скоморох – это смехотворец, плясун. И музыка про него весёлая, смешная, быстрая, радостная, живая, весёлая. Кто из вас запомнил, как называется пьеса?
Повторное слушание.
За дверью раздаётся шум и выкрики:
Эй, прохожие, сюда!
Все приглашаются!
У скомороха ярмарка открывается!
Музыкальный руководитель: Ребята, вы слышали? Что это? Куда нас приглашают? Пойдём? Ну, а чтобы было веселей, возьмём с собой музыку.
Звучит фрагмент из сюиты В. Кузнецова «Русские узоры». Дети выполняют танцевальные движения по показу взрослого. В конце пьесы в зал входит Скоморох с лотком, на котором лежат прикрытые музыкальные инструменты.
Скоморох: Вы уже пришли?
Воспитатель: Мы-то пришли! А что делать, не знаем. Ни продавцов, ни хозяев!
Скоморох: Что делать? Да по ярмарке гулять. Я – Скоморох, молодец лихой. По ярмарке гуляю, музыкальные товары предлагаю.
Воспитатель: Какие товары предлагаешь, на всём ты сам и играешь?
Скоморох: Конечно! Я же умелец!
Воспитатель: Получается, что наши дети тоже умельцы. Они умеют играть на разных музыкальных инструментах
Скоморох: Выходит, что так! А вот и мой музыкальный товар. Кто отгадает, тот и покупает! Много языков у тётки, а зовут её… (трещотка).
Игра «Повтори ритм за мной».
Скоморох:
А вот ещё товар, дёшево отдам!
Покажи, как играть и можешь брать!
Играет под платком на счётах, дети узнают инструмент, проводится игра «Повтори ритм».
Скоморох:
В расписных одёжках, пляшут наши… (ложки)!
Я на ложках постучу и вас мигом научу!
Разбирай поскорей, да спляши веселей!
«Танец с ложками» (рус. нар. мелодия «Ах ты, берёза»).
Скоморох:
Эй! По ярмарке гуляй! Да другой товар не прозевай!
А чтоб его купить нужно умение приложить!
Под весёлую музыку дети весело двигаются поскоками.
Скоморох: Вот сундучок стоит, а что в нем лежит, догадайтесь!
Скоморох звенит в бубен.
Игра с бубном (по выбору музыкального руководителя).
Скоморох: А теперь, уважаемая публика! Садись на лошадку, да поспешай в театр! Представление на «ять»! Веселее, чем голубей гонять!
Словесная игра «Из-за леса, из-за гор» (рус. нар. потешка).
Дети рассаживаются на приготовленные стульчики и инсценируют потешки.
***
- Андрейка, детка, о чём плачешь?
- Об ворота головой ударился.
- Когда это случилось?
- Вчера!
- А что сегодня плачешь?
- Да ведь вчера никого дома не было.
***
- Федул, что губы надул?
- Да кафтан прожёг.
- Зачинить можно.
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Да один ворот остался.
***
- Ульяна, Ульяна, где была?
- В новой деревне.
- А что видала?
- Утку в юбке, курицу в серёжках,
Свинка в рогожке, нет её дороже.
Скоморох:
Представление наше кончается,
Театр закрывается
Приходите в другой раз,
Уважим и что-то новое покажем!
Эй, люд честной! Иди к нам! Гостинцев дам!
Угощает всех орешками, завёрнутыми в разноцветную фольгу. Прощается и убегает. Занятие окончено.