Цели:
- Развивающая: расширить музыкальный кругозор учащихся, развивать творческие способности в процессе восприятия музыкальных произведений.
- Воспитательная: привить любовь к духовной культуре.
Задачи: формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни, воспитание художественного вкуса.
Вид урока: урок-лекция.
Форма урока: лекция-концерт.
Методы урока: метод монологического изложения с элементами диалога в процессе анализа музыкальных произведений.
Оборудование:
- картины, альбомы, сборники стихов;
- исполнение инструментальных и вокальных произведений на фортепиано;
- прослушивание записей колокольного звона на магнитофоне.
Ход мероприятия
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в нашей музыкальной гостиной. Тема сегодняшней встречи – «Искусство колокольного звона». Вы узнаете много интересного о колоколах и колокольчиках, об обрядах и преданиях, связанных с ними. И, конечно же, в нашей гостиной будет много иллюстраций: поэтических, музыкальных и художественных.
Колокола – один из уникальных феноменов культуры многих народов мира. Их можно поставить в один ряд с такими достижениями культурного наследия, как певческое искусство, танец, живопись, зодчество. С древних времен колокола были предметом национальной гордости, воплощением единства, величия, независимости государства.
Колокола считались древнейшими музыкальными инструментами. Исторической эпохой их возникновения принято называть бронзовый век: период с 6-ого по 1-ый века до нашей эры. В то время не было больших колоколов, а были маленькие бронзовые колокольчики и бубенчики высотой всего 4,5 см. Недавно археологи обнаружили при раскопках такие колокольчики близ Месопотамии, Египта, Ирана.
Функции бронзовых колокольчиков были разнообразны: их подвешивали на шею пасущихся животных, они извещали о наступлении обеда, о приходе гостей. Ими украшали богатые колесницы фараонов, а танцовщицы прикрепляли колокольчики к ногам и запястьям рук. С такими колокольчиками были связаны старинные легенды и поверья, согласно которым они лечили многие болезни, отводили дурные, демонические силы.
Вслед за бронзовыми колокольчиками появились стеклянные или керамические колокольчики. До настоящего времени они пользуются огромной популярностью в Японии, называясь «колокольчиками прохлады». Их обычно подвешивали к окну или потолку комнаты, при дуновении ветра полоска бумаги, прикрепленная к языку колокольчика, раскачивала его, и возникал протяжный мелодичный звон.
У современного композитора – Д. Тухманова есть замечательная песня «Колокольчик мой хрустальный». Сейчас мы ее послушаем.
Исполняется песня «Колокольчик мой хрустальный».
Отзывы учащихся: Музыка очень выразительная, особенно припев, напоминающий хрустальный звон.
Существуют также деревянные, серебряные, позолоченные колокольчики в форме бочки, каски, сказочного старичка. На Руси широко были распространены ямщицкие колокольчики, их подвешивали к упряжи почтовых лошадей, и они имели различную форму: граненую, конусообразную, с прорезями, надписями, украшениями. Многие страницы своего творчества русские композиторы посвящали ямщицким колокольчикам. Например, романс Б. Юрьева «Динь-динь-динь».
Исполняется романс.
С валдайскими колокольчиками на Руси связана особая легенда, согласно которой царь Иван Грозный, покорив великий Новгород, приказал снять вечевой колокол с колокольни, погрузить его на сани и отправить в Москву. По дороге в Москву сани опрокинулись, и колокол свалился в овраг. Вот как эту легенду пересказал в «Новгородском предании» К. Случевский:
Холмы и топи! Глушь лесная!
И ту размыло! Как тут быть?
И царь, добравшись до Валдая,
Приказ дал: колокол разбить.
Разбили колокол, разбили!
Сгребли валдайцы медный сор,
И колокольчики отлили,
И отливают до сих пор.
И, быль старинную вещая,
В тиши степей, в глуши лесной,
Тот колокольчик, изнывая,
Гудит и бьется под дугой!
Именно валдайскому колокольчику посвящена русская народная песня «Вот мчится тройка почтовая». Давайте ее послушаем.
Исполняется песня «Вот мчится тройка почтовая».
Итак, ребята, колокольчики были прародителями больших колоколов.
А, собственно, колокола появились впервые в Китае. Это была эпоха Чжоу, охватывающая период с 12 по 3 века до нашей эры.
Древние китайские колокола.
Высота первых колоколов достигала 80 см, но уже к концу 19 века в Пекине насчитывалось 7 колоколов весом от трех тысяч пудов каждый. Естественно, чем больше колокол, тем слышнее его звон: в этом проявлялась сигнальная функция колоколов.
Но вернемся к России.
В 988 году на Руси в качестве официальной религии было принято христианство. С начала оно имело немного приверженцев, оставаясь религией аристократических верхов. Но уже к середине 11 века христианство охватило все более широкие слои населения. Лаврентьевская летопись гласит о существовании в то время большого количества церквей. А если была церковь, была и церковная служба, церковное пение, и это богослужение обрамлял звон колоколов.
Первоначально колокола на Руси представляли собой било. Так называлась деревянная или металлическая доска, в которую ударяли особой колотушкой или молоточком. Било было привезено из Византии, а позже с католического Запада привезли колокола, оцененные вначале очень дорого.
Расцвет колокольного звона на Руси принято связывать с 16 веком. Этот период совпал с Ренессансом на Западе, ростом гуманистических идей и мыслей. На Руси обозначенное время знаменательно появлением первых церковных сборников: «Четьи-Минеи», «Стоглав», «Домострой», расцветом творчества иконописца Андрея Рублева. Но вот что интересно! Россия не была первой страной, где появились колокола, но по размаху колокольного дела она превзошла все страны мира. В чем же секрет такой популярности колоколов? Дело в том, что после свержения монголо-татарского ига колокола на Руси стали символом единения всех славянских земель. Мне лично очень нравится следующее высказывание: «Икона – это молитва в красках, церковь – это молитва в камне, а колокол – это молитва в звуке, звучащая икона». Великий М.И.Глинка в опере «Иван Сусанин» в финальном хоре использует звон колоколов, олицетворяющий величие Руси.
Прослушивание в записи хора «Славься» из оперы М. Глинки «Иван Сусанин».
Ребята! В жизни колокол представляет собой символ, отмеряющий время человеческой жизни. С ним связаны обряды крещения, венчания, проводы в последний путь. Первым знаком почтения колоколу является обряд крещения, аналогичный крещению человека. Перед поднятием колокола на колокольню над ним читались молитвы, его окуривали ладаном и нарекали именем. Имена колоколам давали разные: «Вечевой», «Путевой», «Благовестник». Иногда имя было связано с тембром звучания: «Лебедь» – колокол с ясным, сочным звуком, «Медведь» – колокол с грозным ревущим звуком. Также имена колоколов связывались и с их весом, например, «Семисотный» или «Царь-Колокол».
Древнерусские колокола, найденные при раскопках в Киеве.
Стремление сблизить колокол с человеком нашло выражение и в названии частей: голова, шея, плечо, губа, язык.
С давних времен с колоколами связывали различные предания и поверья. Например, если немой напишет имя на колоколе – то обретет имя, если услышать звон колокольчика на распутье – это к скорой свадьбе, а удары в большой колокол – к смерти. Сейчас я прочту фрагменты из поэмы Эдгара По «Колокола и колокольчики», наиболее ярко отражающие связь колоколов с жизненными обрядами.
«Слышишь: к свадьбе звон святой,
Золотой!
Сколько нежного блаженства в этой песне молодой!
Сквозь спокойный воздух ночи
Словно смотрят чьи-то очи и блестят,
Из волны певучей звуков на меня они глядят,
Из призывных дивных келий,
Полны сказочных веселий,
Нарастая, упадая, брызги светлые летят!»
Во время страшных эпидемий многие древние города и деревни звонили в освященные колокола. И, представьте себе, страшные болезни обходили эти города и деревни стороной. Терапевтический эффект колокольного звона очевиден, в этом ученые абсолютно убеждены. Звон колоколов отвращает от дурных поступков, подавляет лень и уныние, повышает работоспособность, улучшает память. Мне хочется вспомнить романс Н. Бакалейникова «Бубенцы». Текст третьего куплета явно указывает на терапевтическое воздействие колокольчиков. Вот послушайте:
«Звон бубенчиков трепетно может
Воскресить позабытую тень,
Мою русскую душу встревожить
И встряхнуть мою русскую лень!
Исполняется романс «Бубенцы».
Судьбы колоколов во многом схожи с судьбами людей. Самым жестоким наказанием для колокола было отрубание ушей за какую-либо провинность. В этом случае колокол получал прозвище «Корнаухий». В 1591 году Угличский колокол подвергся страшному наказанию: ему отрубили уши, вырвали язык, сослали в Сибирь, в Тобольск за сообщение о гибели царевича Димитрия.
Многие колокола гибли или частично разрушались во время страшных пожаров. Так, в 1737 году при пожаре в Москве пострадал Царь-Колокол весом в 202 тонны. От него откололся кусочек в 11.5 тонн, и почти 100 лет колокол пролежал в яме. Только в 1836 году по приказу императора он был воздвигнут на гранитном пьедестале в Москве.
В 20-30-е годы власть ужесточила преследования служителей церкви, многие храмы и монастыри были разрушены. С 1930 года колокольный звон был официально запрещен. Из 39 крупных колоколов сохранились только 5. После войны, в 1946 году власть ослабила запреты на церковь, и колокольный звон провозгласил открытие Троице-Сергиевой Лавры. С этого времени начинается возрождение христианской веры, церквей, храмов, колокольного звона. Сегодня колокольный звон является неотъемлемой частью церковного богослужения, ему возвращено право на существование.
В светской жизни функции колоколов также очень разнообразны. Например, в «Воротный» колокол звонят, когда открывают ворота, «Сонный» колокол указывает время отхода ко сну, «Трудовой» колокол отмечает начало и окончание работы. В 20 веке у колоколов появилась еще одна функция – поминальная. В колокола звонят в память о страшных человеческих трагедиях в Хатыне, Хиросиме, Нагасаки, Чернобыле, Афганистане, Чечне и т.д.
К стихотворению нашего земляка В. Герасина «Хатынь» я написала музыку и сегодня композиция «Хатынь» прозвучит на нашем мероприятии.
Исполняется «Хатынь».
Колокольный звон является разновидностью музыкального искусства. По охвату аудитории – это массовый вид искусства, по способу исполнения – инструментальный жанр, по месту исполнения – пленер. Основные способы исполнения на колоколах: сотрясение колокола, удар по колоколу особой колотушкой или молоточком, раскачивание колокола, вращение его вокруг своей горизонтальной оси.
Говоря об искусстве колокольного звона, нельзя не сказать о профессии звонаря. Это профессия очень трудная, рискованная для жизни. Среди известных русских звонарей следует выделить В. Хмельницкого, удостоенного Большой золотой медали за мастерское исполнение Красного звона в честь въезда в город Ростов императора Николая. Из современных звонарей следует вспомнить Н. Сараджева – первого представителя так называемых светских звонарей. С его именем связано проведение в Ярославле в 1992 году первого Всероссийского конкурса звонарей.
В течение многих веков складывались определенные жанры колокольного звона. К основным жанрам относятся: благовест и звон.
Благовест – это мерные удары в один большой колокол. Благовест призывает всех верующих в храм на молитву. Различают виды благовеста: будничный, постный, воскресный, праздничный.
Звон – это удары в несколько или сразу во все колокола. Разновидности звона:
Трезвон – это звон в два и более колокола одновременно трижды, с краткими перерывами. Трезвон звучит сразу после благовеста, в начале торжественной службы.
Двузвон – это звон в два и более колокола дважды. Двузвон звучит в начале второй части Всенощного Бдения.
Перезвон – это поочередный удар в каждый колокол.
Многие композиторы использовали колокольный звон в своих произведениях. Например, М. Мусоргский – в операх «Борис Годунов» и «Хованщина», в симфонической фантазии «Ночь на Лысой Горе», в малых формах (цикл «Картинки с выставки», пьеса «Богатырские ворота»).
Исполнение пьесы «Богатырские ворота».
Ребята! Если вы внимательно слушали это произведение, то без труда сможете ответить, какие разновидности колокольного звона вы услышали?
Ответы учащихся: В пьесе «Богатырские ворота» можно услышать имитацию двузвона, трезвона и перезвона.
Ведущий: Правильно! Средствами фортепианной фактуры создается именно имитация этих разновидностей колокольного звона.
Выдающимся мастером оркестровки считается великий русский композитор – Н.А. Римский-Корсаков. К наиболее ярким его произведениям с эффектом колокольности можно отнести оперу «Псковитянка» и увертюру «Светлый праздник».
Широко представлена колокольность в пьесах П.И. Чайковского – «На тройке», «Русская пляска», в пьесе А. Бородина – «В монастыре».
С.В. Рахманинов использует имитацию колоколов в прелюдиях до диез минор и си минор, в симфонии-кантате «Колокола», в начальных тактах второго фортепианного концерта.
Исполняется Прелюдия до диез минор С.В. Рахманинова.
Примеры колокольности можно найти и в вокальной музыке. Известная песня «Вечерний звон» - это образец соединения русской мелодии с поэзией поэта 19 века Томаса Мура.
Из западных композиторов, например, Карл Орф использует звучание трех натуральных колоколов в сценической кантате «Carmina burana». Присутствует имитация колокольного звона и в пьесе Э. Грига «Колокольный звон», в сочинениях О.Мессиана, в «Фантастической симфонии» Г. Берлиоза.
Образ колокола нашел широкое применение и в других видах искусства. Он пронизывает многие кинофильмы: «Андрей Рублев», «Братья Карамазовы», «Иван Грозный», «Садко» и т.д.
С колоколами связаны полотна многих русских художников: например, И. Левитан «Вечерний звон» (показ картины), М. Чюрленис «Колокольня» (показ картины), Б. Кустодиев «Масленница» (показ картины). Скульптор М. Микешин к 1000-летию крещения Руси создал памятник с профилем колокола.
С колоколами связаны многие произведения литературы и поэзии: творчество С. Есенина, А. Толстого, В. Жуковского, А. Бальмонта, Ф. Тютчева, и других.
Итак, трудно охватить всю палитру бытования и использования колоколов. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что колокол является особым явлением культуры, несущим в себе глубинный смысл человеческого бытия и осуществляющим невидимую духовную связь между людьми и Высшим Разумом.
В заключении нашего мероприятия я хочу исполнить пьесу С.Слонимского «Колокола». Необычные приемы исполнения позволяют наиболее точно передать разновидности колокольного звона.
Исполняется пьеса «Колокола».
Наше мероприятия подошло к концу, мне осталось поблагодарить всех присутствующих за внимание, за уважение к искусству слова и звука.
Музыкальные иллюстрации:
- А. Бородин «В монастыре».
- Н. Бакалейников «Бубенцы».
- М. Мусоргский «Богатырские ворота».
- С. Рахманинов Прелюдия до диез минор.
- Русская народная песня «Вот мчится тройка почтовая».
- С. Слонимский «Колокола».
- Д. Тухманов «Колокольчик мой хрустальный».
- А. Юрьев «Динь-динь-динь».
Литература:
- Белов А.В. Когда звонят колокола. М., 1989.
- Колокола: история и современность. Под ред. Б.В. Раушенбаха, М., 1985.
- Кошмина И. Духовная музыка: мир красоты и гармонии. М., 1991, № 2.
- Медведева Л. Согласье золотых колоколов. М., 1998, № 3.
- Цветаева А., Сараджев Н. Мастер волшебного звона. М., 1988.
- Альбомы русских художников.