Урок литературного чтения во 2-м классе по теме "В.А. Осеева. "Волшебное слово"

Разделы: Начальная школа


Тема: В.А.Осеева «Волшебное слово».
Цели:

  • познакомить с новым произведением В. Осеевой;
  • учить работе в группах;
  • развивать умение работать с текстом, совершенствовать навык осознанности чтения;
  • воспитывать в детях лучшие нравственные качества, умение оценивать свою деятельность.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент (Приложение 1. Слайд 1)

– Здравствуйте, ребята!
– Чтобы настроиться на урок, давайте потрём ладошки и передадим тепло друг другу.  Согрелись теплом друг друга? Садитесь.

II. Актуализация знаний

– Кто из вас был внимательным? С какого слова я начала урок? (Здравствуйте).
– Какие слова вы говорите утром родителям?
– Что вы говорите, когда благодарите?
– Как называются такие слова? (Вежливыми)
– Что такое вежливость? (Ответы учащихся)
– Кто знает историю появления этого слова?
– Давайте обратимся в службу экстренной помощи. История возникновения слова очень интересна. (Приложение 1. Слайд 2)
До XVI века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». Вежа – от слова «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество». Вежество – качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами. Позднее слово «вежество» превратилось в «вежливость».
– Это качество важно для всех людей. Помогают нам быть вежливыми произведения.
– Пока мы с вами беседовали, к нам пришло письмо из прошлого. (Приложение 1. Слайд 3)

Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».

– Кто прислал нам письмо? Попробуйте догадаться? (Приложение 1. Слайд 4)

  

– Верно. Это письмо прислала Валентина Александровна Осеева. (Приложение 1. Слайд 5)
– Кто из вас читал книги Осеевой?
– О чём они?
– Обратите внимание на выставку книг. У них один автор – Осеева. Она написала много произведений. Можно ли по обложке догадаться, о чём они?
– В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, в свободное время Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры.
Осеева много писала для малышей – стихи, сказки, короткие рассказы.
– Что интересного из жизни писательницы вы узнали?

III. Сообщение темы и целей урока

– Как я уже говорила, она много написала произведений для детей. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из её рассказов.
Откройте учебники на странице 87. Прочитайте название.
– Попробуйте предположить, о чём мы будем читать? (ответы детей)
– Работая с текстом, мы будем читать и думать.
– Но,  давайте немного отдохнём.

Физминутка (Приложение 1. Слайд 6)

IV. Комбинированное чтение 1 части. Работа по содержанию

– Каким вы видите Павлика в 1 части произведения?
– Как он разговаривал с окружающими?
– Подтвердите свои ответы словами из текста.
– Нравится ли вам Павлик таким, каким мы его увидели? Почему?
– Кого Павлик встретил на лавочке?
– Почему старик решил помочь мальчику?
– Найдите в первой части произведения словосочетание, выделенное синим цветом. Прочитайте его. Как вы его понимаете?
(Приложение 1. Слайд 7)
– В тексте вам встретится ещё одно слово. Прочитайте его. Что оно означает?

V. Самостоятельное чтение 2 части. Работа по содержанию

–  Ко мне подойдут Игорь и Сандра. А остальные будут читать рассказ до конца самостоятельно и узнают: какое слово сказал старик мальчику? Но читать вы сначала будете в полголоса, а когда услышите хлопок, начнёте читать молча. Итак, начинайте читать.
– Какое волшебное слово сказал старик?
– Как оно действовало на окружающих? Зачитайте.
– Вспомните наши предположения. Оправдались ли они?

VI. Закрепление

– А сейчас я проверю, насколько вы внимательны и умеете думать.
Разделимся на 2 группы.
1 группа получает предметы. Ваша задача определить, кому из героев они принадлежат.
2 группа – восстановите правильную последовательность событий.
2 человека – у стола.
Проверка. (1 группа – защита работы у доски, 2 группа – вывешивает правильную последовательность на доску)
– А сейчас мы представим вам отчёт нашей группы.

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ОТРЫВКА (бабушка и внук)

– Как изменилось поведение Павлика, когда он узнал о волшебном слове?
– Каким теперь вырастет этот мальчик?
– Зачем автор рассказала нам эту историю?
– Чему учит это произведение?
(Приложение 1. Слайд 8)
– Писатель Ю. Яковлев сказал: «У многих книг важная задача – помочь ребятам жить».

VII. Домашнее задание

– Все вы дома прочитаете рассказ. И выберете задание, из предложенных, по душе:

1. Чтение рассказа родителям. Узнайте их мнение об этом произведении.
2. Придумайте маленькое сочинение на тему «Волшебное слово» из школьной жизни.
3. Проверьте: на самом ли деле волшебные слова так влияют на людей.

VIII. Рефлексия

– Это –  подиум успеха. Встав на него, вы скажете:

  • Что удалось?
  • Что получилось?
  • Чему научились?

– Молодцы! Мне остаётся только сказать вам:
– Спасибо за общение.
– Спасибо за урок!

(Приложение 1. Слайд 9)

Приложение 2

Приложение 3