Методическое пособие для работы с семье "Мы рядом с вами, но не вместо вас!"

Разделы: Социальная педагогика


Введение

В нашей стране растет количество детей, ставшими сиротами при живых родителях. Дети – будущее страны и поэтому важно, чтобы они росли и развивались в условиях, максимально приемлемых, позволяющих вырасти полноценными гражданами нашего общества. Одна из главных целей государственной политики по улучшению положения детей в РФ – Создание условий, позволяющих вернуть по возможности детей в кровную семью. Именно в условиях семьи наиболее адекватно удовлетворяются потребности в развитии. Причин, по которым семья попала в трудную ситуацию много, это и экономический кризис в стране, произошедший в период 90-х годов, когда во многих семьях родители были вынуждены заниматься не воспитанием своих детей, а поиском путей решения материального устройства семьи. Многие семьи не смогли справиться с трудностями, обрушившимися на них, выросло количество неблагополучных семей, количество преступлений. Это и недостаток воспитания подрастающего поколения, который привел к тому, что многие были не готовы к созданию семьи, к той ответственности, какую должен нести родитель по отношению к ребёнку, отсутствию осознания материнства и отцовства. Не уделялось должного внимания социальными учреждениями - отделами милиции, школами, дошкольными учреждениями, по работе с неблагополучными детьми, по выявлению неблагополучных семей. Жизнь семей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, тщательно укрывалась членами семьи от посторонних глаз, этим нарушился социальный контакт. Так семьи отдалились от общества. Кризис стал более тяжелым, они еще менее контактировали с обществом и быстрее разрушались. Так называемый период перестройки привел к тому, что количество детей, находящихся в учреждениях, превысило количество по положению на период послереволюционного кризиса.

Политика правительства в настоящее время направлена на увеличение рождаемости и уменьшение количества детей-сирот и детей, являющихся воспитанниками Детских домов, интернатных и других воспитательных учреждений. К сожалению, с такими родителями не работают никакие службы города, но бывает, что жизненные ситуации меняются, и появляется шанс восстановления семьи.

Работа по восстановлению родственных связей и возвращению ребёнка в “биологическую семью” определила как приоритетное, в детском доме №3 эта работа ведется с 2005 г.

В этом методическом пособии раскрыты проблемы современной семьи, её состав и взаимоотношения, существование семьи в сложных современных условиях, потребности и самореализацию семьи, как социальной ячейки общества, и, самое важное, виды, способы и организацию помощи семье.

Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог. Но социальная помощь сегодня не соответствует масштабу и глубине проблем и трудностей, которые испытывают не только взрослые, но и дети.

Основные функции
социального педагога в работе с семьёй

диагностическая: изучение особенностей семей и степени влияния микросреды;

прогностическая: моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностики семьи;

организационно-коммуникативная: психолого-педагогическое просвещение родителей, организация общения;

правозащитная: (поддержка семей в защите прав, свобод, социальных гарантий);

предупредительно-профилактическая: профилактика девиантного поведения;

сouuально-бытовая: оказание нуждающимся семьям материальной помощи;

социально-психологическая: осуществление неотложной психологической помощи;

организаторская: обеспечение культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для семей;

аниматор: организация совместной деятельности детей и родителей.

Роли социального педагога

Профессиональные качества социального педагога

  1. Понимание роли родной семьи в жизни и развитии ребенка.
  2. Понимание семьи как системы.
  3. Владение методикой обследования семьи.
  4. Знание био-психо-социо-духовной модели химической зависимости.
  5. Знание основ патопсихологии.
  6. Знание возрастной психологии.
  7. Умение работать с посттравматическими состояниями.
  8. Знание законодательства, защищающего права ребенка.
  9. Более интенсивные усилия со стороны социального педагога, чес со стороны семьи.

Личные качества социального педагога

Для создания партнерских отношений необходимы:

  • открытость;
  • доступность;
  • надежность;
  • доверительность;
  • честность, где есть место и твердости, и сопереживанию;
  • отзывчивость.

В своей индивидуально-профилактической работе с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями педагог должен руководствоваться следующими “Заповедями”.

  1. Не навреди.
  2. Не оценивай.
  3. Принимай человека таким, как он есть.
  4. Соблюдай конфиденциальность.
  5. Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но сохраняй некоторую дистанцию.
  6. Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки.
  7. Минимум специальных терминов.
  8. Соблюдай принцип добровольности.

Исследование функционирования семьи -
это инструмент для проведения комплексного
анализа жизнедеятельности семьи

Термины, которыми полезно пользоваться в процессе исследования:

  • Гомеостаз: семья поддерживает неизменность, уравновешенность семейной системы. Для любой хорошо функционирующей семьи характерен определенный стереотип поведения, поддерживающий гомеостаз. При изменениях происходит выход из равновесия, что сопровождается стрессом.
  • Правила и нормы - система внутрисемейных правил, касающихся прав и обязанностей, поведения членов семьи. При нарушении этих правил возникает стресс, напряженность отношений.
  • Гибкость характеризуется тем, насколько семья способна принимать изменения. Гибкая семья хорошо принимает изменения, у ригидной семьи изменения сопровождаются стрессом (например, потеря работы).
  • Динамика семейных отношений характеризуется тем, как члены семьи ежедневно общаются между собой.
  • Внешние границы семьи. Система взаимоотношений семьи с окружением (друзья, родственники и т.д.).
  • Внутренние границы семьи. Особенности функционирования подсистем семьи (например, отец-сын, дети между собой, отец - мать, муж - жена и т.д.).
  • Структура власти семьи. В чьих руках власть в семье? Особенности власти (открытая - скрытая и т.д.).
  • Эмоциональность семьи. Какова эмоциональная шкала семьи? Как выражаются эмоции в семье (бурно, сдержанно, преобладает равнодушие, сочувствие и т.д.)?
  • Ценности и убеждения семьи. В чем заключаются ценности семьи, какие убеждения семья разделяет?
  • Роли в семье. Какие роли существуют в семье (например, примиритель, защитник, авторитет и т.д.)?
  • Стиль общения семьи. Открытость общения. Как происходит общение семьи?
  • Сильные стороны семьи. Какие сильные стороны существуют у семьи? Кто является их носителем?
  • Для социального педагога исследование семьи - это, с одной стороны, обязательный процесс, необходимый для дальнейшей работы, с другой - процесс профессиональных открытий.

Формы работы социального педагога с семьей

Условно формы работы социального педагога с семьей можно разделить на:

индивидуальные - беседы, консультирование, посещение семьи;

групповые - групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, создание групп взаимопомощи;

коллективные - различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции, встречи с представителями медицинских, социальных, юридических служб, проведение Дней открытых дверей для родителей в образовательном учреждении, организация досуговых мероприятий;

наглядно-информационные - выставки творческих работ детей и родителей, выпуск газет, школьных журналов, создание видеоматериалов, выставки книг по вопросам семейного воспитания.

Рассмотрим конкретные примеры форм работы с семьей:

индивидуальная работа с родителями начинается, как правило, с обстоятельной беседы по поводу истории развития ребенка. На всех этапах беседы, консультирования следует создать особую атмосферу доверительности отношений. В их основе лежит понимание социальным педагогом того беспокойства, тревоги, которое испытывают родители.

Во время первой встречи важно понять мотивы обращения за консультацией.

А.С. Спиваковская выделяет несколько типов не вполне осознанной мотивации обращения родителей к специалисту:

  • “У нас неблагополучный ребенок, потому что мы неумелые родители; мы часто повышаем голос, хочется быть спокойными, но не получается; мы упустили ребенка” - в запросе на помощь родители сетуют на свою педагогическую несостоятельность;
  • “наш ребенок так же неблагополучен, как и наши супружеские отношения” - во время встречи с педагогом родители незаметно для себя с проблем ребенка переходят к рассказу о супружеских отношениях: “в нашем доме постоянное напряжение; мы часто не находим общего языка”;
  • “наш ребенок неблагополучен, потому что у него плохая (ой) мать (отец), а у меня плохая (ой) жена (муж)” - во время консультации один из родителей как бы подчеркивает: “Вы же понимаете, дело совсем не в ребенке...”

Многие родители недооценивают сложность процесса консультирования, временных затрат, ориентированы на получение быстрого результата, переоценивают возможности социального педагога. Важно избегать неоправданных ожиданий, которые могут привести к чувству неудовлетворенности от общения со специалистом.

Беседа, проводимая по итогам изучения ситуации, направлена на:

  • обсуждение общего состояния ребенка, особенностей его характера, степени и причин выявленных трудностей;
  • обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка;
  • совместную разработку системы конкретных мер помощи или специальной работы совместно с другими специалистами;
  • планирование следующих встреч.

посещение семьи на дому начинается с налаживания контакта. Семья намного лучше воспринимает человека, который готов выслушать, понять: “Извините, если я пришел в неудобное время, без предупреждения, надеюсь, что у нас будут встречи и в дальнейшем; у вас замечательные дети, но им необходима помощь...”

Задачи первого визита в семью: показать, что вы как специалист настроены на результативное сотрудничество; снять напряженность, которая может возникнуть при посещении социальным педагогом их дома.

Основные элементы первого визита специалиста в семью:

знакомство. Представьтесь, будьте при этом доброжелательным, спокойным и, если получится, уверенным в себе.

социально-психологическая беседа. Если волнуетесь, чувствуете, что сами или семья не готовы к содержательной части диалога, - не спешите (иногда первый визит может этой фазой и завершиться). В этом случае договоритесь о времени следующего визита и распрощайтесь.

Содержательная часть.

  • Объясните, что хорошего может получить семья от общения с вами как с профессионалом. Семья может принять ваши объяснения, а может - нет.
  • Спросите, в какой помощи семья нуждается, согласна ли она сотрудничать. Помните, что отказ семьи от сотрудничества не является окончательным.
  • Обязательно проверьте, как члены семьи вас поняли и как восприняли.
  • Узнайте, каким семья видит ваше сотрудничество.
  • Оцените качество контакта с семьей.

Спокойно выслушайте ответы членов семьи, примите их за основу вашего будущего диалога. Ответы семьи могут вам и не понравиться, но они являются той первоначальной базой, на которой придется налаживать отношения.

Во время первого визита:

  • не сосредоточивайте особое внимание на проблемах семьи, если семья не готова сама о них говорить;
  • не чувствуйте себя скованно;
  • не “включайте негативное самопрограммирование”;
  • не говорите, что правильно, а что неправильно, прежде чем не узнаете мнение семьи по этому поводу;
  • не противопоставляйте себя семье;
  • не форсируйте события: семья, может оказаться неготовой, и будет защищаться;
  • не сомневайтесь в собственной профессиональности.

Для установления хорошего контакта во время первого визита в семью необходимо:

  • обрести состояние комфортности;
  • настроить себя на сотрудничество;
  • “встать на одну сторону с семьей”, активизировать профессиональную установку на оказание социально-педагогической помощи;
  • быть уверенным, что совместно возможно улучшить ситуацию в семье.

Принципы работы социально-педагогической
службы с семьей

  • Предметом внимания должна быть семья как целостная социальная единица.
  • Каждая семья может и имеет право нуждаться в необходимой ей помощи.
  • Всегда искать в семье позитивные стороны и ресурсы.
  • Контролировать получение семьей помощи.
  • Методическая помощь семье: обучение членов семьи различным навыкам, семейное консультирование.
  • Время, отпущенное на оказание помощи, должно быть ограничено.
  • Составление индивидуального плана, МЕТОДИКИ каждой семьи.

Направления помощи семьям

  • Деятельность – помощь в оформлении пособий, услуги, реабилитация, транспорт, тренинги.
  • Эмоциональная, духовная – эмпатия, вера, философия.

Принципы созидания и поддержки
партнерских отношений

  1. Нужно самому хотеть быть вовлеченным в дела семьи, чтобы образовались определенные отношения.
  2. Степень глубины взаимоотношений прямо пропорциональна затрачиваемому времени, усилиям, умению, эмоциям, а также зависит от позиции.
  3. Отношения профессионально строятся по программе, которая начинается с вежливости и уважения, формирует взаимопонимание, устраняет безразличие, создает взаимосвязи и, наконец, кристаллизует партнерство.
  4. Совместная работа еще не является неоспоримым доказательством установления искомых отношений. Часто она просто является средством манипуляции.
  5. Способность нравится, чувство взаимной предрасположенности очень важны для создания необходимых отношений между социальным педагогом и семьей.
  6. Самые лучшие партнерские отношения между социальным педагогом и семьей – это отношения на личностном уровне.

Принципы работы с неблагополучными семьями

  1. Необвинительность. Вместо обличения и упреков, пусть даже вполне заслуженных - социальная защита, создание платформы для выхода из кризиса.
  2. Индивидуальный подход. Решение конкретных проблем конкретной семьи и подростка в реальных жизненных условиях и в местах их пребывания.
  3. Плотный постоянный контакт с семьей в течении длительного времени.
  4. Доверительные отношения между социальным работником и членами семьи.
  5. Отношения с семьей строятся на деловой основе с применением таких методов, как контракт, план.
  6. Уважение норм и ценностей семьи и детей.
  7. Ориентация на развитие на основе позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи.
  8. Гибкое привлечение широкого спектра методов и подходов в работе специалистами.

Этапы работы с семьей:

  1. Знакомство.
  2. Вхождение в семью.
  3. Изучение семьи.
  4. Анализ информации.
  5. Реабилитация.
  6. Выход из семьи.

Методы работы с семьей:

  1. Социальный патронаж.
  2. Консультирование.
  3. Тренинговые группы для родителей и детей и др.

Схема

Восстановительные технологии в работе с семьей,
находящейся в социально опасном положении.
"Мир начинается с семьи"

Цель: создание благоприятных условий для реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении через использование восстановительных технологий, возрождение семейных традиций, способствующих профилактике социального сиротства.

Социально-педагогическая служба изучила литературу по данному вопросу, получили консультации психологической службы детского дома  № 3 (в том числе предварительные встречи с психологами ЦППРиК, телефонные консультации, примирительные встречи).

Результатами работы стала полная реабилитация 3 семей, урегулированы основные проблемы в 2 семьях, частичная реабилитация осуществлена в 3 семьях.

Реализация работы содержит следующие направления деятельности:

  • информационно-правовое сопровождение семей, находящихся в социально-опасном положении предусматривает консультирование по вопросам оформления льгот и гарантий;
  • иные формы размещения информации о льготах и гарантиях различным категориям семей.

Восстановительные технологии в работе с "конфликтными" семьями.

В ходе работы были выявлены 5 подобных семей.

Из них 2 человека получали индивидуальные психолого-педагогические консультации, 3 человека нуждались в восстановлении семейных межличностных отношений с помощью технологии восстановительных процедур. Данную работу проводили социальный педагог, психолог и воспитатель детского дома.

Основными методами стали предварительные встречи, беседы-консультации с психологом, социальный патронаж семей.

В результате совместной деятельности 1 человек прошел курс лечения от алкоголизма, на работу устроились 2 родителей.

Опыт показывает, что работа с семьёй не может вестись только в социальном направлении, она включает в себя целый комплекс направлений с привлечением специалистов смежных областей: психологов, врачей-психотерапевтов, наркологов, юристов, Центра занятости, миграционной службы, а также сотрудничество с внешними структурами.

С этой целью в детском доме и реализуется Программа “Родитель, способный изменяться”.

По окончании занятий родители получали раздаточный материал с рекомендациями по профилактике заболеваний, организации развивающих детских игр, педагогическими советами.

Основные направления работы социального педагога
с разными категориями семьи

В профессиональной деятельности социальный педагог работу с семьей дифференцирует в зависимости от категории семьи (малообеспеченные, многодетные, семьи с безработными родителями и др.).

В ходе практики проведите микроисследование, выявляющее основные проблемы, возникающие в жизнедеятельности различных категорий семей.

Основные направления работы социального педагога с малообеспеченными семьями:

  • выявление такого рода семей, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений;
  • определение направлений помощи, необходимости привлечения специалистов и организаций;
  • содействие в оказании юридической, психологической помощи;
  • оказание помощи в трудоустройстве несовершеннолетних членов семьи;
  • помощь в создании ассоциаций, специальных фондов, объединений, групп взаимопомощи;
  • содействие в установлении контактов с уже существующими общественными организациями на данной территории.

Семьи безработных граждан.

  • Закон Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации” (1991 г., с учетом поправок, внесенных в период с 1996 по 2001 г.)

Ст. З. Порядок и условия признания граждан безработными.

  • Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка (дохода); зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы; ищут работу и готовы приступить к ней...
  • Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документе, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по месту работы, а впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
  • При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска работы эти граждане признаются безработными с первого дня представления указанных документов.

Безработными не могут быть признаны граждане:

  • не достигшие 16-летнего возраста;
  • которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах по вопросам занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) или не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки либо от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
  • не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в органы по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органам по вопросам занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
  • к семьям безработных относят семьи с одним или несколькими безработными.

Основные направления работы с семьями безработных:

  • выявление семей безработных, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей;
  • определение основных проблем семей;
  • обеспечение психологической, юридической помощи безработным и членам их семей; оказание информационных и посреднических услуг;
  • организация досуга и отдыха детей;
  • содействие самому безработному, членам его семьи, в том числе несовершеннолетним, в трудоустройстве;
  • создания групп взаимопомощи; содействие в установление контактов с уже имеющимися общественными организациями и фондами;
  • социальный патронаж детей группы риска из семей безработных граждан, обследование данных семей на предмет присвоения статуса малообеспеченной семьи для получения дополнительной социальной помощи и льгот и т.д.

Многодетные семьи.

Под многодетной принято понимать семью, имеющую трех и более детей. Данный показатель характерен для европейской части России. В районах с традиционно высокой рождаемостью он может быть увеличен.

  • условно можно выделить следующие виды многодетных семей:
  • гармоничные семьи, в которых родители сознательно хотели иметь много детей, делают все от них зависящее для полноценного развития каждого ребенка;
  • семьи, в которых родители сознательно не стремились иметь много детей (могут сформироваться, например, в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказ от аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений);
  • семьи, образовавшиеся в результате брака супругов, каждый из которых уже имел детей;
  • семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия (как правило, в таких семьях рождение детей является следствием беспорядочных половых отношений в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; типичная психологическая установка родителей - дальнейшая судьба ребенка должна стать заботой государства).

Основные направления работы с многодетными семьями:

  • составление комплексной характеристики семьи;
  • определение материального положения семьи, ее проблем и потребностей;
  • помощь в получении различных пособий, льгот, действующих для многодетных семей;
  • консультирование, оказание психолого-педагогической, юридической помощи, посреднических услуг;
  • наблюдение за состоянием здоровья членов многодетной семьи;
  • организация благотворительных акций в пользу многодетных семей;
  • взаимодействие с территориальными ассоциациями многодетных семей.
  • извлечения из Указа Президента России “О мерах по социальной поддержке многодетных семей” (1992 г.).

Сопровождение и реабилитация дезадаптированных
и находящихся в кризисе семей.
"Сопровождение биологической семьи"

Особенности психологии членов семьи, находящейся в кризисе:

При внимательном изучении биографии родителей из семей выясняется, что их детство прошло в алкогольных семьях или в семьях с другими формами неблагополучия. Это сыграло в их судьбе немаловажную роль.

Жизнь в дисфункциональной семье связана с постоянным ожиданием стресса, оскорбления, боли (физической или психологической), которое постепенно превращается в привычку, становится образом жизни. Даже после того, как все заканчивается, человек продолжает жить так, будто это может повториться в любой момент. За время жизни в алкогольной семье ребенок вырабатывает свои принципы выживания: "не выражай, открыто своих чувств - это могут использовать против тебя"; "не верь никому, даже родным"; "не открывайся, не подпускай никого слишком близко, не рассказывай о своих слабостях и проблемах". С возрастом люди забывают, что это правила, существовавшие только в родительской семье, и распространяют их на весь мир и навсегда. Повзрослев, они находят таких же израненных партнеров и воспроизводят систему отношений своей родительской семьи.

Вот основные черты выходцев из таких семей:

  • низкая самооценка;
  • ориентация на внешнее окружение и его влияние.

Находясь в состоянии беспомощности продолжительное время, дети из дисфункциональных семей приходят к выводу, что любые проявления активности бессмысленны, нужно подождать, и все изменится само по себе. Они искренне верят, что если изменятся обстоятельства, то у них все будет хорошо, как будто все дело во внешней среде.

- неспособность понимать и выражать свои чувства. Они могут только догадываться, что они должны чувствовать. Поэтому имитируют многие чувства, оставляя только "любимые" - агрессию и беспомощность при скандалах. Это приводит к проблемам в семейной коммуникации;

- неспособность просить помощь. Дети алкоголиков с раннего детства привыкают заботиться сами о себе. Таков закон их семьи - "если ты не позаботишься о себе сам, то о тебе никто не вспомнит";

- проблема начинает решаться только в экстремальной ситуации. Постоянная жизнь в стрессе формирует способность относиться к нему как к повседневной реальности. Поэтому проблема не замечается до тех пор, пока ее уже нельзя избежать или отодвинуть (визит инспектора, социального работника). С их уходом исчезает и проблема; - взрослые дети алкоголиков испытывают затруднения как родители, проявляется их неспособность стать "хорошими родителями".

В социально дезадаптированных семьях формируется "непродуктивная (защитная) адаптация к жизни - фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими (внутри семьи) и с внешним миром; попытки разрешить трудную жизненную ситуацию неадекватными для нее (ситуации) способами. Такой тип адаптации "включает" действие психологического механизма "сопротивления изменениям".

Чтобы преодолеть его, необходима длительная, хорошо спланированная работа социальной и психологической службы (специально организованный процесс сопровождения). В отличие от коррекции он предполагает в первую очередь не "исправление недостатков", а поиск скрытых ресурсов развития этой семьи, опору на ее собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с окружающим миром. Основные принципы сопровождения - это уважительное отношение к семье, каждому ее члену, вера в их силы; квалифицированная помощь и поддержка в развитии. В процессе психологического сопровождения семьи происходит ее постепенная адаптация к жизни.

Возможность появления инициатив по созданию программ сопровождения семьи на базе детского дома связана с решениями, принятыми в отделе опеки и попечительства по организации работы с семьей.

Раннее выявление семей группы риска и профилактическая работа с ними были названы приоритетными направлениями. До этого деятельность приютов, КДН, ОДН при УВД была направлена только на реабилитацию детей, последних помещали в социальный приют. Семья находилась вне поля зрения специалистов.

В связи с этим возникали следующие проблемы:

- ребенок после окончания реабилитации в приюте возвращался в прежние (неблагоприятные) условия, если он не помещался в детский дом;

- семья перекладывала свои обязанности по воспитанию ребенка на приют и устранялась от воспитания;

- проблемы семьи за период реабилитации ребенка не только не разрешались, но и усугублялись вследствие незанятости родителей (усиливалось пьянство, иждивенчество, нежелание менять образ жизни).

Главной целью деятельности социальной службы стала профилактика дезадаптированных семей: выявление семей группы риска и организация их социально-психологического сопровождения.

Началу активной работы с родителями предшествовал этап создания базы данных о семьях. Так как было выбрано новое направление деятельности, то появилась потребность в новой информации, которая раньше специалистов не интересовала. Для организации новых услуг нужно было знать об "особенностях взаимодействия внутри семьи, уровне психолого-педагогических знаний родителей, системе воспитания, организации совместных форм деятельности, предмете основной заботы родителей".

Уже на этом этапе проявились признаки сопровождения семьи: учреждение формировало банк услуг, исходя из потребностей семьи.

Цель - реабилитация всей семьи - в этом партнерском взаимодействии стала общей целью большой команды.

Родительская некомпетентность перестала быть объектом осуждения - она превратилась в одну из мишеней для работы. Были запланированы мероприятия по сопровождению родителей: индивидуальные консультации специалистов, психологические группы, собрания, клубные мероприятия. Во всех трех случаях были организованы тематические встречи по повышению навыков родительской компетентности. Может быть, впервые в жизни родители услышали не про то, что они делают плохо, а как это можно делать лучше. Такие встречи, посвященные особенностям детской психологии, эффективным приемам родительского воспитания, способам саморегуляции, пользовались успехом - родители посещают их с удовольствием. Социальные педагоги постарались использовать свободное время родителей для решения проблем их семьи (решение социальных вопросов и контроль над этим, совершенствование родительских навыков через организацию родительского клуба, творческих мастерских, открытых занятий, приобщение родителей к общественной жизни детского дома).

Привлекая родителей к сотрудничеству, мы направляли и оказывали всестороннюю поддержку.

Другой новой формой работы стали обязательная совместная деятельность родителей и их детей. Она была выстроена так, чтобы родители могли видеть успехи своих детей: посещение занятий, кружков. Таким образом ситуация успешности создавалась для членов семьи. Дети перестали быть источником социальных неприятностей для родителей.

Много времени отводилось работе с родителями, повышению их родительской компетенции с хорошо проработанными целями.

Работа строится по следующим направлениям:

"Я и мой ребенок" - поиски взаимопонимания. Поддержка как стратегия конструктивного взаимодействия с детьми.

Цель: создание эмоционального настроя на совместную деятельность, атмосферы взаимного доверия; выбор поддержки как стратегии поведения, формирующей у ребенка уважение к себе.

"Чувства родителей и детей. Правила выражения чувств".

Цель: научить родителей создавать условия для доверительного общения с детьми.

"Формирование ответственности у детей, уровни и составляющие ответственности".

Цель: разобраться, что представляет собой чувство ответственности, каковы возможности его формирования у детей, в чем различие послушания и ответственности; дать понятие "внутренней мотивации".

"Поощрение хорошего поведения. Какой должна быть похвала? Виды поощрений".

Цель: научить родителей пользоваться похвалой и поощрениями.

Программа включает большое количество совместных детско-родительских мероприятий, которые позволяли сформировать новые родительские навыки.

Социальная служба детского дома много внимания уделяет формированию активной позиции родителей, действуя по принципу: "Мы рядом с вами, но не вместо вас". Такая помощь касалась, прежде всего, консультацией социально-правовой поддержки при оформлении льгот, субсидий, пенсий, оформлении материальной помощи. Заключение соглашений по реструктуризации долга по коммунальным оплатам.

Для этого в самом начале совместной работы с родителями заключается договор о сотрудничестве, в котором обозначены обязательства всех сторон. В случае невыполнения планов администрация, социальные педагоги продолжают сотрудничать с родителями, пытались разобраться в том, почему это происходит. Особенностью семей является их значительная социальная неприспособленность, отсутствие навыков планирования (распределения средств, времени, активности), неспособность сдерживать желания, терпеть. Такие семьи требуют более активного и длительного поддерживающего сопровождения. Именно для некоторых выбраны такие формы работы, как ведение дневников денежных трат (профилактика долгов и безденежья), активный патронаж со стороны социальных педагогов, проведение тренингов, регулярное сопровождение семей по вопросам трудоустройства. Такая поддержка семей постепенно восстанавливает их привычку к труду. Больше внимания уделялось решению бытовых (в данном случае жизненно важных) вопросов: ремонт, уходом за ребенком.

Необходимо более активное привлечение внимания общественности к проблеме социального сиротства - формирование позитивного отношения со стороны власти и общественности к работе с семьями в кризисе.

Круглые столы, неоднократные выступления в местных СМИ позволили бы несколько изменить отношение к семьям группы риска. Это важный фактор в реабилитации семей. Социальное отчуждение, постоянное агрессивное отношение со стороны окружающих не способствует изменениям, а только углубляет кризис. В городе Петропавловск – Камчатском необходимо создавать реабилитационный центр для семьи, где работа велась бы на основе партнерства большого количества структур, организаций городского и областного уровня (администрация, отдел социальной защиты населения, отдел образования, служба занятости населения, отдел культуры, отдел внутренних дел, больница, школы и детские сады, детские дома.) Деятельность такой команды стала бы своего рода катализатором деятельности всех служб, занимающихся вопросами профилактики социального сиротства и неблагополучных семей.

0 РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ДЕТСКОГО ДОМА №3
(VIII ВИДА)

ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ

Семья, имеющая умственно отсталого ребенка, постоянно сталкивается с рядом огромных трудностей. Поэтому задача детского дома - помочь не только своим воспитанникам стать самостоятельными людьми, живущими полноценной жизнью, но и дать родителям уверенность в том, что жизнь их детей может быть налажена. Детский дом должен помочь родителям справиться с возникновением различных ситуаций в процессе их обучения и воспитания. Проконсультировав, поддержав родителей квалифицированным своевременным советом, воспитатель, социальный педагог, психолог может сгладить их переживания. Необходимо помочь родителям понять проблему, обрести реалистичное отношение к ребенку и к самим себе.

Для реализации задач социально-бытовой ориентировки умственно отсталых воспитанников используются следующие формы работы.

В первую очередь это массовые формы работы: собрания, тренинги для родителей. Индивидуальные формы работы с родителями: индивидуальные встречи, консультации, посещение семей, привлечение родителей к работе детского дома.

Знакомясь с родителями, социальные педагоги и воспитатели должны проявить сочувствие к их переживаниям и при встрече говорить о ребенке только хорошее. Нельзя жаловаться родителям на ребенка.

О негативном можно говорить очень осторожно, подсказывая, как исправить положение. Родители, умственно отсталых детей не выносят назидательного тона высокомерия по отношению к себе, они легкоранимы и обидчивы. Некоторые из них ведут неправильный образ жизни, нарушая принятые в обществе нормы поведения. При встрече с такими родителями работники детского дома остаются доброжелательными и сочувствующими. В беседах необходимо разъяснять, что именно родители являются первыми воспитателями своих детей. От них дети получают свой первый жизненный опыт. Поведение родителей, манера воспитания, их отношение к ребенку накладывают особый отпечаток на развитие его способностей, становление взглядов, отношения к жизни. Если ребенок смог рано приобрести хорошие свойства и привычки (соблюдение правил и ритма повседневной жизни, подобающие формы общения, самопомощь), то он легче становится самостоятельным. Ответственность родителей за обучение ребенка таким привычкам очень велика.

Установив тесный и доверительный контакт с родителями, завоевав их сердца, можно постепенно предъявлять более строгие требования. Приглашать родителей в детский дом для того, чтобы поделиться приятной новостью, успехами ребенка в учебе или мероприятиях детского дома. Родителям следует рассказать о том, какие успехи и трудности испытывает ребенок, какими видами знаний он должен будет овладеть. Проводящаяся работа в детском доме должна быть известна всем родителям, какие планируются экскурсии, с какой целью, какие мероприятия и когда состоятся.

Часто родителям нелегко найти ответы на многие возникающие вопросы, даже такие простые на первый взгляд - как воспитывать аккуратность и самостоятельность, как наказать или похвалить. Необходимо объяснять родителям, как правильно помочь умственно отсталому ребенку справиться с трудностями, проводить просветительскую работу, предупреждающую появление двух часто встречающихся ошибок семейного воспитания: завышения и занижения требований к ребенку. Не всегда родители умственно отсталых детей правильно справляются со своими обязанностями. Зачастую, считая своего ребенка больным, они излишне опекают его, избавляют от всех забот, тем самым задерживают его развитие, наносят существенный вред в плане его социально-бытовой адаптации. Ребенок растет, не имея навыков самостоятельности в поведении, организации бытовых условий, общения с малознакомыми людьми. Необходимо формировать в ребенке независимость от чужой помощи, но при этом учитывать действительные возможности его развития. Ритмический и уравновешенный образ жизни, созданный под руководством родителей, помогает запечатлеть тенденции поведения, которые могут стать определяющими для всей жизни умственно отсталого ребенка.

Ребенок должен полностью себя обслуживать: без напоминаний и посторонней помощи совершать туалет, принимать ванну, убирать постель после сна и расстилать перед сном, мыть посуду, знать, когда нужно сменить белье, утром встать и вечером лечь спать. Родители могут заниматься с ребенком несложным физическим трудом и спортом, всевозможными поделками, мелким ремонтом, рукоделием, работами на приусадебном участке. Родители должны знать, что их детям можно доверить деньги и послать в магазин за покупками. Умственно отсталый ребенок должен иметь постоянные домашние поручения: полить цветы, вынести мусор, вытереть пыль и т.п.

Для того чтобы наладить работу в этом направлении, необходимо проводить беседы, практикумы, родительские собрания, в ходе которых разъяснять задачи и содержание социально-бытовой ориентировки детей дома, а также просвещать родителей по важным вопросам семейного воспитания. Например, весьма полезными окажутся беседы на темы “Воспитание ребенка в семье”, “Половое воспитание подростка”, “Хозяйственно-бытовые обязанности ребенка дома”. При совместном обсуждении общих проблем родители чувствуют облегчение и поддержку, не чувствуют себя одинокими в своих заботах, они начинают лучше понимать, как учить ребенка, как ему помочь. Родители становятся более способными к примирению с ограниченностью их ребенка и к помощи ему в реализации имеющихся возможностей. Кроме бесед огромную помощь могут оказать посещения одного из родителей занятия СБО, проводимое в детском доме. Воспитатель сможет продемонстрировать правильные приемы обращения с детьми, выявить наиболее интересующие и требующие решения вопросы. Родители всегда нуждаются в специалистах не только как в партнерах, но и как в друзьях. Большое значение приобретает личная дружба, помощь родственников, соседей. Поддерживая контакты, родители смогут обмениваться опытом.

По возможности нужно использовать помощь родителей в проведении внеклассных мероприятий, а также в профориентации умственно отсталых воспитанников. Можно пригласить на встречу с детьми родителей, владеющих рабочими специальностями, доступными выпускникам детского дома VIII вида. Выступление с рассказом о профессии, демонстрация перед воспитанниками практических умений не только вызовут любопытство, но и помогут избрать свой жизненный путь. На встрече нужно поблагодарить родителей за участие в общей работе в присутствии детей. Это обязательно укрепит дружбу родителей и детского дома, а также улучшит отношения в семье.

Необходимо разработать “Памятку для родителей”, в которой воспитатель, выражая свои требования к процессу формирования социально-бытовых знаний, умений и навыков, дает полезные рекомендации родителям. Попытайтесь ее размножить и раздать в каждую семью ваших воспитанников. Выступая на родительских собраниях, нужно напоминать об изложенных в ней требованиях и советах. Разрабатывая памятку для родителей, следует учесть следующие моменты: соблюдение организации правильного режима дня и здорового образа жизни ребенка в семье; необходимость соблюдения требований учителя (воспитателя) школы; совместно посетить уроки в школе №25; включение детей в общесемейные дела, которые, как и трудовые поручения, должны быть посильными для их возрастных физических и психологических возможностей; выполнение бытовых обязанностей детьми дома должно быть постоянным; перед выполнением сложных поручений родители должны показать, как это сделать; поощрение проявления самостоятельности в выполнении домашних дел и т.п.

Процесс формирования социально-бытовых знаний, умений и навыков требует партнерских отношений между родителями и детским домом. Лишь получая друг от друга необходимые сведения, дополняя друг друга, можно достичь положительных результатов. Воспитателю полезно знать состав семьи воспитанника, уровень и условия ведения домашнего хозяйства. Частые контакты родителей и детского дома, их совместная деятельность являются важным элементом развития ребенка. Для достижения взаимного согласия и понимания при общении с родителями можно использовать следующие правила:

1. Стремитесь создать атмосферу объективности и доверительности.

2. Проявите готовность уделить время посетившим детский дом родителям.

3. Создайте позитивный настрой, вселите уверенность и надежду.

4. Проявите понимание и теплоту, способность сочувствовать и сопереживать.

5. Проявите умение внимательно слушать собеседника.

6. Следите за своей речью: она должна быть понятной и приглашающей к разговору.

7. Проявите готовность к пересмотру собственных (неверных) суждений.

8. Совместите твердость профессиональных и этических позиций с открытостью и готовностью к приспособлению.

9. Эффективность работы учителей в школе и воспитателей в детском доме будет намного выше, если приобретаемые воспитанниками в детском доме и в школе социально-бытовые знания, умения, навыки и правила поведения найдут практическое применение в домашних условиях.

Приложение