Интегрированный урок (окружающий мир + история) по теме "Горные породы. Становление российской науки"

Разделы: История и обществознание, Начальная школа


Интегрированный урок: Окружающий мир и история.

Класс: 4А (9 – 10 лет)

Программа: развивающая программа Л.В.Занкова.

Тема: Горные  породы. Становление Российской науки.

Цель: Сформировать представление о горных породах и полезных ископаемых

Задачи:

  • уметь различать  горные породы и полезные ископаемые; 
  • выявить свойства песка и глины;
  • знать свойства полезных ископаемых, используемые человеком для изменения своей жизни;
  • иметь представление  о неоценимом вкладе М.В. Ломоносова в развитие российской науки;
  • развивать наблюдательность, внимание учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к полезным ископаемым.

Оборудование: коллекция полезных ископаемых; физическая карта России; мультимедийная установка; электронный микроскоп; слайды.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учащиеся хором:

Стремимся много мы узнать,
Не будем время зря терять.

Учитель: Одним из важнейших последствий Петровских реформ стало становление российской науки.
Россия из тёмной, необразованной страны превратилась в сильную империю. Сегодня невозможно представить взрослого человека не умеющим читать и писать. Люди стремятся получить хорошее образование. Зачем, как думаете, вы?

Ученики: Оно поможет им в работе, учёбе.

II. Актуализация опорных знаний

– Кем вы были на прошлом уроке? (Учёными-исследователями)
– Что  исследовали? (Полезные ископаемые) <Приложение 1>
– Какие? (Гранит и известняк)
– Приведите примеры, где используется гранит и известняк?  (Строительный материал)
– Из чего состоит гранит? (Слюда, кварц, полевой шпат)
– Как их можно назвать? (Минералы)
– Из чего состоят минералы? (Из атомов и молекул)
– Соединив несколько минералов, что получаем? (Горную породу)

III. Изучение нового материала

1. Постановка учебной цели

– Сегодня мы продолжим труд учёного. Узнаем, кто ещё из великих людей открыл для нас мир. Так же, узнаем свойства новых полезных ископаемых. И, наконец, узнаем, как же образуются горные породы. Тема нашего урока «Горные породы».
– Какие полезные ископаемые будем изучать, вы узнаете, отгадав загадки:

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)

– Откройте коробочки, лежащие на ваших партах, в которых глина и песок.

2. Формирование практических умений и навыков

Практическая работа. (Использование микроскопа)

–  Перед вами образцы песка и глины. Откройте рабочую тетрадь и по плану проведите исследование, заполнив таблицу.
–  Сначала исследуйте песок, обращая внимание на увеличенный снимок через микроскоп. Затем – глину.
– Для чего мы занимались исследовательской работой? (Чтобы знать свойства полезных ископаемых; знать, где их можно применять)
– Где нам это пригодится?

3. Работа в парах

– Как вы понимаете слова «полезные ископаемые»? (Которые человек использует в строительстве,  выплавки металлов, топлива)
– Какие полезные ископаемые вы знаете? Какими условными знаками они обозначаются на карте? (Дома дети заготовили карточки с условными  обозначениями)
– Проверьте своего товарища и оцените.

4. Работа в группах

– Посмотрите на физическую карту России. Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Выясните, какие из них находятся на:

1 группа – Восточно-Европейской равнине;
2 группа – Урале;
3 группа – Западно-Сибирской равнине.

– Чем богато Поволжье? Какие полезные ископаемые есть у нас? (Поваренная соль)
– В Волгоградской области есть солёное озеро Эльтон, а недалеко, в Калмыкии – озеро – Баскунчак.

5. Физминутка

6. Объяснение нового материала (использование мультимедийной установки; просмотр слайдов)

– Земная кора образована горными породами. Вспомните, что такое горные породы?  (Это природное соединение одного или нескольких минералов)
Горные породы  образуют горы, а могут залегать большими массивами под поверхностью Земли.
– Вы когда-нибудь задумывались над тем, как, в результате чего образуются горные породы: гранит, каменный уголь, мрамор?  Горные породы образуются одинаково или по-разному?
– Посмотрите фрагмент научного фильма. Подумайте, из чего образовались горные породы в этом случае?
Магматические – при застывании  природных расплавов лавы, магмы (гранит, базальт, железная и медная руда).
– Заглянем на дно океанов и морей. Что происходит здесь за миллионы лет? 
Осадочные – появились в результате оседания на дно остатков разных живых организмов (известняк). В глубинах земных пластов некоторые органические вещества превращались в жидкую нефть и природный газ. Осадочные породы образовывались и в результате разрушения  гор. Солнце, вода и ветер превращали их в мелкие частицы – песок и глину. Попав в водоёмы, они постепенно оседали и при определённых условиях превращались в твёрдые горные породы (песчаники, глинистые сланцы).
Метаморфические образуются из магматических и осадочных пород на большой глубине при большой температуре и давлении (мрамор, нефрит, яшма) Метаморфоза – превращение. Например, из известняка – мрамор.
– С какими   горными  породами мы познакомились? <Приложение 2>
– Как бы вы назвали места, где находятся большие скопления полезных ископаемых? Место их рождения? (Месторождениями)

IV. Систематизация и обобщение знаний

Наша работа напоминала труд учёных с той лишь разницей, что мы исследовали  уже открытое, а учёные исследуют неизвестное.

1. Работа  с тестами

– Вспомните людей, которые открыли для нас мир. Мы много о них говорили на  занятиях «Народоведения».

1. Кто открыл путь в Индию?

А) Васко да Гама
Б) Христофор Колумб
В) Николай Коперник

2. Первооткрыватель Америки

А) Фернан Магеллан
Б) Христофор Колумб
В) Аристотель

3. Кто совершил первое кругосветное путешествие?

А) Исаак Ньютон
Б) Фернан Магеллан
В) Христофор Колумб  

4. Этот учёный открыл закон всемирного тяготения

А) М.В.Ломоносов
Б) К.Циолковский
В) Исаак Ньютон

5. Первый русский учёный – естествоиспытатель мирового значения

А) М.В.Ломоносов
Б) К.Циолковский
В) Пётр I

2.  Включение нового материала в систему знаний и повторений

– Кто же был одним из основоположников российской науки? С этим человеком вы познакомились на последнем занятии «Введение в народоведение». (Ломоносов)  
– Что вы уже о нём знаете?

Учащиеся:

Ломоносов – сын крестьянина из деревни Денисовка около Холмогор. Вместе с отцом не раз выходил в море. Впоследствии по памяти смог начертить карту родных мест, где указал мели и глубины.
В 19 лет Михайло Ломоносов отправился с обозом в Москву. Он поступил в Славяно-греко-латинскую академию.
Добившись выдающихся успехов, он был переведён в Академический университет в Санкт-Петербург.
После продолжил обучение в Германии. Его преподаватель Вольф поощрял самостоятельные опыты Ломоносова.
Потом Ломоносов был переведён во Фрейбугр  к профессору Генкелю для изучения металлургии и горного дела.
Во Фрейбурге Ломоносов впервые познакомился с устройством рудников. Он приобрёл опыт работы в химической лаборатории.
В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию.
Ломоносов был крупнейшим русским поэтом  просветителем 18 века. Он открыл новые способы стихосложения.
Свои научные мысли Ломоносов  нередко  излагал  поэтическим языком.  Его философские оды были впоследствии  высоко оценены А.С.Пушкиным.
Ломоносов также – автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир. Автором научной грамматики русского языка.
Ломоносов был и историком.  С 1751 года он начал работать по подлинным документам над «Древней Российской империей».
Ломоносов – летописец. Он описал важные исторические события  до эпохи Петра I  включительно.
Ломоносов принял участие в составлении «Атласа Российского» Доказал важность для России морского пути. Он исследовал морские льды. 
Ломоносов разработал технологию получения цветного стекла. Цветные стёкла использовал для создания мозаик. Сам создал ряд мозаичных портретов (например, Петра I)

3. Рассказ учителя

После открытий учёных работают практики, которые думают, как можно применить на практике, на пользу человеку. Нередко учёный и практик бывают в одном лице. Так было с учёным Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1711 – 1765 г).  В 1745 году он стал первым  русским академиком, членом Академии наук и возглавил первую в стране химическую лабораторию. Ломоносов первым в России обратил внимание на историю самой Земли и на причины образования полезных ископаемых.

4. Самостоятельная работа с учебником

–  Прочитайте текст на стр. 88-89  и подготовьте сообщение, что ещё нового вы узнали из жизни учёного Ломоносова? Что вас поразило в биографии и личности учёного?

5. Разгадывание кроссворда

Учитель: Сейчас мне хочется предложить вам интересное задание: разгадать кроссворд.

1.  Если встанешь на дороге, то увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина)
2. Данные породы образуются в результате отмирания организмов. (Осадочные)
3. Эти горные породы образуются при застывании магмы, лавы. (Магматические)
4. «Солёное» озеро в Волгоградской области. (Эльтон)
5. Он очень прочен и упруг, строителям надёжный друг:
Дома, ступеньки, постаменты красивы станут и заметны. (Гранит)
6. Росли на болоте растения,
А теперь это топливо и удобрения. (Торф)  
7. Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,
Он на стройке, и на пляже,
Он в стекле расплавлен даже. (Песок)
8. Данные породы образуется на большой глубине при большой температуре из осадочных и магматических. (Метаморфические)
9. Покрывают им дороги, улицы в селениях,
А ещё он есть в цементе, сам он – удобрение. (Известняк)

V. Итог урока

1. Рефлексия

– Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно вам запомнилось?
– Что было для вас сложным? Почему?
– Хотели бы вы больше узнать о горных породах? Исследовать камни?
– Освоение каждого нового минерала изменяло жизнь людей. На следующем уроке мы попадём в каменное царство.

2. Выставление оценок

3. Домашнее задание

Стр. 89 – 92, № 33 в рабочей тетради.