Цель:
- Ввести обучающихся в образовательную программу “Волшебные звуки”;
- Познакомить с понятием “народный фольклор”.
- Развивать познавательный интерес и активность обучающихся на занятии.
- Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
Оборудование: русская печь, скамейки, самотканые половики, елочка, цветы, мягкие игрушки, музыкальные инструменты, телега, костюм домового.
Ход занятия
Этапы занятия | Содержание занятия | Примечание |
Организация начала занятия
Постановка целей занятия.
Основной этап. Выполнение намеченного плана.
|
– Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в нашей горнице. Зовут меня Юлия Вячеславовна, я хозяйка этого дома. Домовой: Ой, что это за шум? Педагог: Ребята, вы узнали кто это? Домовой: Правильно, я домовой, а зовут меня Нафаня. Живу я здесь 300 лет. Есть у меня волшебный ларец, да проку с него нет. По своей рассеянности я растерял содержимое всего ларца, осталось в нем лишь одно слово “ФОЛЬКЛОР”. Прежние хозяева говорили, что оно совершенно загадочное, сказочное, веселое, а что оно означает, я не знаю. Но слышал, что где-то есть волшебный лес, в котором и можно найти объяснение этому слову. Ну, раз уж вы пожаловали, то не могли бы вы отправиться в этот лес, чтобы добыть знания о фольклоре? Когда вы будете в волшебном лесу, постарайтесь, как можно больше
найти и взять с собой, что могло бы объяснить значение слова фольклор.
Педагог: Ребята, вот мы и приехали в волшебный лес. Посмотрите, как здесь красиво. А вот и первая волшебная полянка прибауток. – Может быть, кто-нибудь из вас знает, что такое прибаутка? – Прибаутка – это небольшой смешной рассказ или стишок – песенка. – Разучим мелодию прибаутки “Лиса по лесу ходила” (разучивание по фразам). Проговаривание слов скороговоркой. Вот такие прибаутки пели еще во времена ваших бабушек и дедушек. Они передавались из поколения в поколение, поэтому вы можете их сейчас разучить и петь. – Что мы можем взять с собой для Нафаниного ларца, что могло бы объяснить загадочное слово фольклор? (Прибаутка) Попадаем на поляну хороводов. – А что вы знаете про лисичку? Персонажем, каких сказок является лисичка? Теперь попробуем в движении передать походку и повадки лисы. Разучивание движений. А сейчас исполним прибаутку и покажем все разученные движения. (Исполнение хоровода с движениями.) – Как вы думаете, что можно взять с собой с этой волшебной полянки? Правильно, хоровод. Давайте положим это слово в ларец. – Хоровод также входит в понятие слова “фольклор”. Попадаем на полянку народных инструментов. – Назовите эти инструменты? (Бубен, ложки, трещотки, дудка). – Все эти инструменты придумал народ, так как же они все называются одним словом? (Народные.) – Народные музыкальные инструменты сопровождали человека на протяжении всей его жизни. И в трудные дни, и в праздники, и во время печальных событий. Удивительные голоса народных инструментов помогали людям жить. Посмотрите вот на этот инструмент, еще раз скажем, как же он называется? (Ложки.) – Правильно. Это русский народный инструмент, самый простой. – Для чего нужна ложка? (Кормит человека.) – А для того, чтобы ложки звучали красиво, их нужно держать правильно. Ложки имеют черенок и черпачок. Возьмите ложки за черенки так, чтобы черпачки смогли поздороваться друг с другом. (Педагог показывает.) – Послушайте, я вам простучу ритм, а вы должны повторить его (2–3 примера). – А сейчас я вам покажу, как с помощью ложек можно выделить сильную долю в нашей прибаутке. Показ, а затем вместе с детьми повторить 2 раза. – А сейчас одна группа детей будет играть на ложках, а другая часть детей показывать лисичку, а петь прибаутку будем вместе. Исполнение (2 раза). – Молодцы! А как вы думаете, что нам нужно взять с собой в волшебный ларец? (Народные инструменты.) – Правильно, народные инструменты также входят в понятие слова “фольклор”. – Ребята, настало время и домой возвращаться. Давайте возьмем тележку и в путь, а добраться до дома нам поможет наше стихотворение. Я буду его проговаривать, а вы его озвучивайте. Стихотворение. – Вот мы и добрались до нашей горницы. Очень устали, давайте сядем на лавочки и вместе позовем Нафаню, ведь мы выполнили его просьбу, целый ларец набрали различных слов и узнали, что же такое фольклор. Хором: Нафаня! Педагог: Нафаня, мы принесли тебе волшебный ларец и узнали, что же такое фольклор. Нафаня: Нет, нет, я вам не верю. Педагог: Ребята, давайте же назовем все, что входит в понятие слова фольклор.
Таким образом, вот это все было создано народом и называется фольклором. Фольклор – в переводе с английского – народная мудрость, или народное творчество. – Ребята, так что же такое фольклор? Педагог: Ребята, посмотрите, а ларец и вправду волшебный. Появились книжки- раскладушки, в которых всегда можно найти подсказку, что же такое фольклор. Эти книжки я дарю вам. Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, вам сегодня понравилось путешествие в волшебный лес? – Вы хотели бы посещать такие занятия, на которых вы бы научились петь, танцевать, играть на инструментах? |
Активизация внимания. Создание ситуации
неожиданности, сказочности.
Речевое упражнение на развитие артикуляции
Словарная работа. Прибаутка. Скороговорка.
Словарная работа. Хоровод
|