Вводное занятие по программе "Волшебные звуки". Путешествие в волшебную страну фольклора

Разделы: Музыка


Цель:

  • Ввести обучающихся в образовательную программу “Волшебные звуки”;
  • Познакомить с понятием “народный фольклор”.
  • Развивать познавательный интерес и активность обучающихся на занятии.
  • Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Оборудование: русская печь, скамейки, самотканые половики, елочка, цветы, мягкие игрушки, музыкальные инструменты, телега, костюм домового.

Ход занятия

Этапы занятия Содержание занятия Примечание
Организация начала занятия

 

 

 

 

 

 

Постановка целей занятия.

 

 

 

Основной этап. Выполнение намеченного плана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Итог занятия.

– Здравствуйте, ребята!

Я рада приветствовать вас в нашей горнице. Зовут меня Юлия Вячеславовна, я хозяйка этого дома.

Домовой: Ой, что это за шум?

Педагог: Ребята, вы узнали кто это?

Домовой: Правильно, я домовой, а зовут меня Нафаня. Живу я здесь 300 лет. Есть у меня волшебный ларец, да проку с него нет. По своей рассеянности я растерял содержимое всего ларца, осталось в нем лишь одно слово “ФОЛЬКЛОР”. Прежние хозяева говорили, что оно совершенно загадочное, сказочное, веселое, а что оно означает, я не знаю. Но слышал, что где-то есть волшебный лес, в котором и можно найти объяснение этому слову. Ну, раз уж вы пожаловали, то не могли бы вы отправиться в этот лес, чтобы добыть знания о фольклоре?

Когда вы будете в волшебном лесу, постарайтесь, как можно больше найти и взять с собой, что могло бы объяснить значение слова фольклор.
А чтобы вам быстрей добраться до волшебного леса, я дам вам свою тележку.
Счастливого пути!
Педагог: Ребята, давайте перед дальней дорогой настроимся, возьмемся за руки, чтобы не потеряться в лесу, будем внимательны, чтобы ничего не забыть. А в дороге нам будет помогать веселое стихотворение. Я буду проговаривать слова, а попробуйте их озвучить.

Едем, едем на тележке (скрип, скрип)
Распевать свои потешки.
Листья шуршат (ш-ш-ш)
Белка на ветке орешки грызет (цок-цок-цок)
Ручеек журчит (болтают языком)
В речку он бежит (болтают языком)
Долго – долго ехали, наконец, приехали. (Ух!)

Педагог: Ребята, вот мы и приехали в волшебный лес. Посмотрите, как здесь красиво. А вот и первая волшебная полянка прибауток.

– Может быть, кто-нибудь из вас знает, что такое прибаутка?

– Прибаутка – это небольшой смешной рассказ или стишок – песенка.

– Разучим мелодию прибаутки “Лиса по лесу ходила” (разучивание по фразам).

Проговаривание слов скороговоркой.

Вот такие прибаутки пели еще во времена ваших бабушек и дедушек. Они передавались из поколения в поколение, поэтому вы можете их сейчас разучить и петь.

– Что мы можем взять с собой для Нафаниного ларца, что могло бы объяснить загадочное слово фольклор? (Прибаутка)

Попадаем на поляну хороводов.
Хоровод – это русский народный танец, в котором танцевальные движения выполняются коллективно под исполняемую песню. А сейчас попробуем изобразить лису, о которой поется в прибаутке, с помощью движений.

– А что вы знаете про лисичку? Персонажем, каких сказок является лисичка?

Теперь попробуем в движении передать походку и повадки лисы.

Разучивание движений.

А сейчас исполним прибаутку и покажем все разученные движения.

(Исполнение хоровода с движениями.)

– Как вы думаете, что можно взять с собой с этой волшебной полянки? Правильно, хоровод. Давайте положим это слово в ларец.

– Хоровод также входит в понятие слова “фольклор”.

Попадаем на полянку народных инструментов.

– Назовите эти инструменты? (Бубен, ложки, трещотки, дудка).

– Все эти инструменты придумал народ, так как же они все называются одним словом?

(Народные.)

– Народные музыкальные инструменты сопровождали человека на протяжении всей его жизни. И в трудные дни, и в праздники, и во время печальных событий. Удивительные голоса народных инструментов помогали людям жить.

Посмотрите вот на этот инструмент, еще раз скажем, как же он называется? (Ложки.)

– Правильно. Это русский народный инструмент, самый простой.

– Для чего нужна ложка? (Кормит человека.)

– А для того, чтобы ложки звучали красиво, их нужно держать правильно. Ложки имеют черенок и черпачок.

Возьмите ложки за черенки так, чтобы черпачки смогли поздороваться друг с другом. (Педагог показывает.)

– Послушайте, я вам простучу ритм, а вы должны повторить его (2–3 примера).

– А сейчас я вам покажу, как с помощью ложек можно выделить сильную долю в нашей прибаутке.

Показ, а затем вместе с детьми повторить 2 раза.

– А сейчас одна группа детей будет играть на ложках, а другая часть детей показывать лисичку, а петь прибаутку будем вместе.

Исполнение (2 раза).

– Молодцы! А как вы думаете, что нам нужно взять с собой в волшебный ларец?

(Народные инструменты.)

– Правильно, народные инструменты также входят в понятие слова “фольклор”.

– Ребята, настало время и домой возвращаться. Давайте возьмем тележку и в путь, а добраться до дома нам поможет наше стихотворение. Я буду его проговаривать, а вы его озвучивайте.

Стихотворение.

– Вот мы и добрались до нашей горницы. Очень устали, давайте сядем на лавочки и вместе позовем Нафаню, ведь мы выполнили его просьбу, целый ларец набрали различных слов и узнали, что же такое фольклор.

Хором: Нафаня!

Педагог: Нафаня, мы принесли тебе волшебный ларец и узнали, что же такое фольклор.

Нафаня: Нет, нет, я вам не верю.

Педагог: Ребята, давайте же назовем все, что входит в понятие слова фольклор.

  1. Прибаутка – небольшой смешной стишок-песенка.
  2. Хоровод – русский народный танец, в котором движения выполняются коллективно, под исполняемую песню.
  3. Скороговорка – словесная игра, в которой необходимо быстро проговаривать слова.
  4. Народные инструменты – это инструменты, которые были созданы народом.

Таким образом, вот это все было создано народом и называется фольклором.

Фольклор – в переводе с английского – народная мудрость, или народное творчество.

– Ребята, так что же такое фольклор?

Педагог: Ребята, посмотрите, а ларец и вправду волшебный. Появились книжки- раскладушки, в которых всегда можно найти подсказку, что же такое фольклор. Эти книжки я дарю вам.

Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, вам сегодня понравилось путешествие в волшебный лес?

– Вы хотели бы посещать такие занятия, на которых вы бы научились петь, танцевать, играть на инструментах?

Активизация внимания. Создание ситуации неожиданности, сказочности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевое упражнение на развитие артикуляции

 

 

 

Словарная работа. Прибаутка. Скороговорка.

 

 

 

 


 

Словарная работа. Хоровод

 

 

 

 

 

 

 

 


Показ звучания инструментов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


На развитие чувства ритма.