Пояснительная записка
Предлагаемая программа является элективным курсом предметов естественнонаучного цикла, изучаемых по любому из концептуальных принципов: линейному или концентрическому. Программа рассчитана на 18 часов обучения для учащихся 8 классов общеобразовательных школ.
Задачи курса:
- формирование у учащихся познавательного интереса к изучению предметов естественного цикла;
- осознание практической направленности наук естественнонаучного цикла;
- развитие знаний по химии и биологии, полученных во время изучения базовых курсов;
- формирование дополнительных понятий, необходимых при изучении основополагающих и опорных понятий;
- способствование в дальнейшем успешному освоению специальностей, связанных с химией и биологией;
- развитие представлений о причинах многообразия веществ, их материального единства;
- создание у учащихся представления о целостной естественнонаучной картине мира.
Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания живой природы через изучение многообразия веществ, практической направленности химии как науки, биологической роли химических веществ. Курс включает разделы: основные химические вещества пищи, пищевые добавки, природные токсиканты и загрязнители, химия пищевых производств: состав и процессы, химия рационального питания.
Содержание курса «химия на нашем столе» разработано в соответствии с задачами данного курса, в нем раскрываются дополнительные понятия для расширения сведений химической, физической, экологической, биологической областей знаний. Курс содержит занимательный фактологический материал, который углубляет и расширяет знания школьников о веществах и явлениях, происходящих с ними, о роли веществ в человеческом организме. Особое внимание при изучении курса отводится вопросам, связанным с пищевой ценностью веществ, их биологической роли для человека.
Изучение курса предполагает проведение лабораторных работ, демонстрацию опытов, анализ видеоматериалов, дополнительной литературы, подготовку небольших рефератов и сообщений.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать:
- основные характеристики химических веществ;
- строение веществ, классификация и их свойства;
- способы получения веществ;
- методы анализа свойств веществ;
- переработка в промышленном производстве и в домашних условиях веществ продуктов питания;
- основы рационального питания;
- правила по технике безопасности при лабораторных работах.
Уметь:
- характеризовать свойства веществ на основе теоретических представлений;
- характеризовать биологическую роль веществ;
- использовать полученные теоретические сведения при изучении школьного курса химии и биологии;
- ориентироваться в качестве продуктов питания;
- пользоваться лабораторным оборудованием, химической посудой, соблюдать правила по технике безопасности;
- подготовить сообщение, небольшой реферат.
Основное содержание курса
1. Основные химические вещества пищи (10 часов)
Белковые вещества: строение и аминокислотный состав белков, классификация белков, свойства белков, пищевая ценность белков, ферменты. Липиды: строение и классификация липидов, основные превращения липидов, пищевая ценность масел и жиров, превращения при производстве продуктов питания. Углеводы: строение, классификация и свойства углеводов, превращения углеводов в технологических процессах, пищевая ценность углеводов. Витамины. Минеральные вещества: макроэлементы, микроэлементы.
Лабораторные работы: цветные реакции белков. Химические свойства липидов, на примере растительного масла. Глюкоза, ее свойства и превращения, происходящие под действием слюны.
Демонстрационные опыты: денатурация белка под действием этилового спирта. Демонстрация различных видов витаминов и их комплексов.
2. Пищевые добавки (2часа)
Вещества, улучшающие внешний вид продуктов. Вещества, изменяющие структуру и физико-химические свойства пищевых продуктов. Подслащивающие вещества. Консерванты. Пищевые антиокислители. Ароматизаторы.
Лабораторная работа: анализ продуктов питания на содержание в них пищевых добавок.
3. Природные токсиканты и загрязнители (1час)
Природные токсиканты. Загрязнители. Пищевая аллергия.
4. Химия пищевых производств: состав и процессы (3 часов)
Зерновые продукты. Хлеб и хлебобулочные изделия. Макаронные изделия. Сахар и крахмал. Масло и жиры. Кондитерские изделия. Овощи, фрукты и ягоды. Напитки. Молочные продукты. Мясные продукты. Рыбные продукты. Основные химические процессы, происходящие при тепловой кулинарной обработке. Изменение пищевой ценности продуктов при тепловой обработке.
Лабораторные работы: воздействие тепловой обработки на различные виды продуктов (сахар, жир, овощи, молоко)
5. Химия рационального питания (2 часа)
Химия пищеварения. Основы рационального питания.
Лабораторная работа: расчет химического состава и энергетической ценности суточного рациона питания
Рекомендуемое календарно-тематическое планирование курса «Химия на нашем столе»
№ в курсе |
№ в теме |
Тема занятия |
Дата проведения |
Примечание |
Основные химические вещества пищи (10 часов) |
||||
1 |
1 |
Белковые вещества: строение, состав, классификация. |
|
|
2 |
2 |
Белковые вещества: свойства белков, пищевая ценность, ферменты. |
|
Лабораторная работа: цветные реакции на белки. |
3 |
3 |
Липиды: строение, классификация. |
|
|
4 |
4 |
Липиды: превращения липидов, пищевая ценность масел и жиров, превращения при производстве продуктов питания. |
|
Лабораторная работа: свойства липидов (растительных масел) |
5 |
5 |
Углеводы: строение, классификация, свойства. |
|
Лабораторная работа: глюкоза и ее превращения при действии слюны. |
6 |
6 |
Углеводы: пищевая ценность, превращения углеводов в технологических процессах. |
|
|
7 |
7 |
Витамины. |
|
|
8 |
8 |
Витамины. |
|
|
9 |
9 |
Макроэлементы. |
|
|
10 |
10 |
Микроэлементы. |
|
|
Пищевые добавки (2 часа) |
||||
11 |
1 |
Вещества, улучшающие внешний вид продуктов. Подсластители. |
|
Лабораторная работа: анализ продуктов питания на содержание в них пищевых добавок |
12 |
2 |
Консерванты. Пищевые антиокислители. Ароматизаторы. |
|
|
Природные токсиканты и загрязнители (1 час) |
||||
13 |
1 |
Природные токсиканты и загрязнители. Пищевая аллергия. |
|
|
Химия пищевых производств: состав и процессы (3 часа) |
||||
14 |
1 |
Зерновые продукты. Хлеб и хлебобулочные изделия. Макаронные изделия. Сахар и крахмал. |
|
|
15 |
2 |
Масло и жиры. Кондитерские изделия. Овощи, фрукты, ягоды. |
|
|
16 |
3 |
Напитки. Молочные продукты. Мясные и рыбные продукты. Основные химические процессы происходящие при тепловой кулинарной обработке. Изменения пищевой ценности продуктов при тепловой обработке. |
|
Лабораторная работа: воздействие тепловой обработки на различные виды продуктов (сахар, жир, овощи, молоко) |
Химия рационального питания (2 часа) |
||||
17 |
1 |
Химия пищеварения. |
|
|
18 |
2 |
Основы рационального питания. |
|
Лабораторная работа: расчет химического состава и энергетической ценности суточного рациона питания |
Рекомендуемая литература для учителя
- И. М. Скурихин, А. П. Нечаев. Все о пище с точки зрения химика. М «Высшая школа», 1991.
- Л. Аликберова. Занимательная химия. Серия «Занимательные уроки». М «АСТ – ПРЕСС» 2002.
- А. С. Егоров, В. Д. Дионисьев, В. К. Ермакова, Н. М. Иванченко, Л. В. Котельницкая, И. Е. Слабченко, К. П. Шацкая, Р. В. Шевченко, К. Д. Шлюкер. Химия. Пособие – репетитор для поступающих в ВУЗы. Ростов – на – Дону, «Феникс», 1999.
- Н. А. Тюкавкина, Ю. И. Бауков. Биоорганическая химия. Учебная литература для студентов медицинских институтов. М «Медицина», 1985.