Программа элективного курса "Химия на нашем столе"

Разделы: Химия


Пояснительная записка

Предлагаемая программа является элективным курсом предметов естественнонаучного цикла, изучаемых по любому из концептуальных принципов: линейному или концентрическому. Программа рассчитана на 18 часов обучения для учащихся 8 классов общеобразовательных школ.

Задачи курса:

  • формирование у учащихся познавательного интереса к изучению предметов естественного цикла;
  • осознание практической направленности наук естественнонаучного цикла;
  • развитие знаний по химии и биологии, полученных во время изучения базовых курсов;
  • формирование дополнительных понятий, необходимых при изучении основополагающих и опорных понятий;
  • способствование в дальнейшем успешному освоению специальностей, связанных с химией и биологией;
  • развитие представлений о причинах многообразия веществ, их материального единства;
  • создание у учащихся представления о целостной естественнонаучной картине мира.

Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания живой природы через изучение многообразия веществ, практической направленности химии как науки, биологической роли химических веществ. Курс включает разделы: основные химические вещества пищи, пищевые добавки, природные токсиканты и загрязнители, химия пищевых производств: состав и процессы, химия рационального питания.

Содержание курса «химия на нашем столе» разработано в соответствии с задачами данного курса, в нем раскрываются дополнительные понятия для расширения сведений химической, физической, экологической, биологической областей знаний. Курс содержит занимательный фактологический материал, который углубляет и расширяет знания школьников о веществах и явлениях, происходящих с ними, о роли веществ в человеческом организме. Особое внимание при изучении курса отводится вопросам, связанным с пищевой ценностью веществ, их биологической роли для человека.

Изучение курса предполагает проведение лабораторных работ, демонстрацию опытов, анализ видеоматериалов, дополнительной литературы, подготовку небольших рефератов и сообщений.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать:

  • основные характеристики химических веществ;
  • строение веществ, классификация и их свойства;
  • способы получения веществ;
  • методы анализа свойств веществ;
  • переработка в промышленном производстве и в домашних условиях веществ продуктов питания;
  • основы рационального питания;
  • правила по технике безопасности при лабораторных работах.

Уметь:

  • характеризовать свойства веществ на основе теоретических представлений;
  • характеризовать биологическую роль веществ;
  • использовать полученные теоретические сведения при изучении школьного курса химии и биологии;
  • ориентироваться в качестве продуктов питания;
  • пользоваться лабораторным оборудованием, химической посудой, соблюдать правила по технике безопасности;
  • подготовить сообщение, небольшой реферат.

Основное содержание курса

1. Основные химические вещества пищи (10 часов)

Белковые вещества: строение и аминокислотный состав белков, классификация белков, свойства белков, пищевая ценность белков, ферменты. Липиды: строение и классификация липидов, основные превращения липидов, пищевая ценность масел и жиров, превращения при производстве продуктов питания. Углеводы: строение, классификация и свойства углеводов, превращения углеводов в технологических процессах, пищевая ценность углеводов. Витамины. Минеральные вещества: макроэлементы, микроэлементы.

Лабораторные работы: цветные реакции белков. Химические свойства липидов, на примере растительного масла. Глюкоза, ее свойства и превращения, происходящие под действием слюны.

Демонстрационные опыты: денатурация белка под действием этилового спирта. Демонстрация различных видов витаминов и их комплексов.

2. Пищевые добавки (2часа)

Вещества, улучшающие внешний вид продуктов. Вещества, изменяющие структуру и физико-химические свойства пищевых продуктов. Подслащивающие вещества. Консерванты. Пищевые антиокислители. Ароматизаторы.

Лабораторная работа: анализ продуктов питания на содержание в них пищевых добавок.

3. Природные токсиканты и загрязнители (1час)

Природные токсиканты. Загрязнители. Пищевая аллергия.

4. Химия пищевых производств: состав и процессы (3 часов)

Зерновые продукты. Хлеб и хлебобулочные изделия. Макаронные изделия. Сахар и крахмал. Масло и жиры. Кондитерские изделия. Овощи, фрукты и ягоды. Напитки. Молочные продукты. Мясные продукты. Рыбные продукты. Основные химические процессы, происходящие при тепловой кулинарной обработке. Изменение пищевой ценности продуктов при тепловой обработке.

Лабораторные работы: воздействие тепловой обработки на различные виды продуктов (сахар, жир, овощи, молоко)

5. Химия рационального питания (2 часа)

Химия пищеварения. Основы рационального питания.

Лабораторная работа: расчет химического состава и энергетической ценности суточного рациона питания

Рекомендуемое календарно-тематическое планирование курса «Химия на нашем столе»

№ в курсе

№ в теме

Тема занятия

Дата проведения

Примечание

Основные химические вещества пищи (10 часов)

1

1

Белковые вещества: строение, состав, классификация.

 

 

2

2

Белковые вещества: свойства белков, пищевая ценность, ферменты.

 

Лабораторная работа: цветные реакции на белки.

3

3

Липиды: строение, классификация.

 

 

4

4

Липиды: превращения липидов, пищевая ценность масел и жиров, превращения при производстве продуктов питания.

 

Лабораторная работа: свойства липидов (растительных масел)

5

5

Углеводы: строение, классификация, свойства.

 

Лабораторная работа: глюкоза и ее превращения при действии слюны.

6

6

Углеводы: пищевая ценность, превращения углеводов в технологических процессах.

 

 

7

7

Витамины.

 

 

8

8

Витамины.

 

 

9

9

Макроэлементы.

 

 

10

10

Микроэлементы.

 

 

Пищевые добавки (2 часа)

11

1

Вещества, улучшающие внешний вид продуктов. Подсластители.

 

Лабораторная работа: анализ продуктов питания на содержание в них пищевых добавок

12

2

Консерванты. Пищевые антиокислители. Ароматизаторы.

 

 

Природные токсиканты и загрязнители (1 час)

13

1

Природные токсиканты и загрязнители. Пищевая аллергия.

 

 

Химия пищевых производств: состав и процессы (3 часа)

14

1

Зерновые продукты. Хлеб и хлебобулочные изделия. Макаронные изделия. Сахар и крахмал.

 

 

15

2

Масло и жиры. Кондитерские изделия. Овощи, фрукты, ягоды.

 

 

16

3

Напитки. Молочные продукты. Мясные и рыбные продукты. Основные химические процессы происходящие при тепловой кулинарной обработке. Изменения пищевой ценности продуктов при тепловой обработке.

 

Лабораторная работа: воздействие тепловой обработки на различные виды продуктов (сахар, жир, овощи, молоко)

Химия рационального питания (2 часа)

17

1

Химия пищеварения.

 

 

18

2

Основы рационального питания.

 

Лабораторная работа: расчет химического состава и энергетической ценности суточного рациона питания

Рекомендуемая литература для учителя

  1. И. М. Скурихин, А. П. Нечаев. Все о пище с точки зрения химика. М «Высшая школа», 1991.
  2. Л. Аликберова. Занимательная химия. Серия «Занимательные уроки». М «АСТ – ПРЕСС» 2002.
  3. А. С. Егоров, В. Д. Дионисьев, В. К. Ермакова, Н. М. Иванченко, Л. В. Котельницкая, И. Е. Слабченко, К. П. Шацкая, Р. В. Шевченко, К. Д. Шлюкер. Химия. Пособие – репетитор для поступающих в ВУЗы. Ростов – на – Дону, «Феникс», 1999.
  4. Н. А. Тюкавкина, Ю. И. Бауков. Биоорганическая химия. Учебная литература для студентов медицинских институтов. М «Медицина», 1985.