Урок по литературному чтению во 2-м классе. А. Милн. "Винни-Пух"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • вызвать интерес к содержанию и героям; познакомить с творчеством и произведениями Алана Милна; формировать навык правильного, осознанного выразительного чтения;
  • развивать память, логическое мышление, устную речь, а также внимание к авторскому слову в художественном тексте;
  • воспитывать интерес к предмету, любовь к книгам;

Оборудование: текст со скороговоркой, отрывком из стихотворения В.Шефнера; рисунок Винни-Пуха, костюм домовенка, портреты Алана Милна и Бориса Заходера; песенка Винни – Пуха; зашифрованное слово; слова из текста; отрывок из сказки, компьютер, проектор.

Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций), практический (чтение детей); частично-поисковый, проблемный, аналитический.

Ход урока

1. 0рганизационный момент

2. Сообщение темы и целей урока

Учитель:

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим\
И тихонечко сидим.

– Сегодня мы продолжим знакомиться со сказками, в которых присутствуют Сказочные человечки.

3. Подготовка речевого аппарата к уроку и проверка домашнего задания

Для учащихся презентация начинается со 2 слайда. См. Приллэение 1

1. Речевая разминка. (Слайд 2)

а) дыхательная гимнастика (на дыхание): (слайд 3)
– Представьте, что на ладошках лежат осенние листочки. Какого они цвета?
– Подуем на них.

б) Чтение скороговорки (на дикцию): (Слайд 4)
Как на горке, на пригорке Стоят 33 Егорки.

в) на интонацию: (Слайд 5)

Это так, а не иначе,
Ты мне друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.

(Отрывок из стихотворения В.Шефнера “Устная речь”)

Прочитайте с интонацией восхищения, затем сожаления.

г) на перенос логического ударения: (слайд 6)

Бильбо надел кольцо и мгновенно исчез.

2. Проверка домашнего задания. (Слайд 7)

1) Из какого произведения эти строки?
2) Какое это произведение по жанру? (Сказка-повесть)
3) Авторская или народная? Почему?
4) Кто автор?
5) Кто главный герой? (Бильбо)
6) Что нового вы о нем узнали?
7) Перескажите последнюю главу сказки.

4. Знакомство с новым материалом

1. Подготовка к восприятию.

– А теперь отгадайте, кто главный герой сказки, с содержанием которой мы будем знакомиться на уроке.

(Ученик рассказывает наизусть). (Слайд 8)

Он весел и незлобен,
Этот милый чудачок,
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник.
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник – медвежонок ... (Винни-Пух)

(Вывешивается рисунок с героем.)

2. Работа над авторским текстом.

а) До чтения:

– О каких сказочных человечках мы узнали из прочитанных сказок?
– Кто написал эти сказки?
– Куда мы отправимся дальше вы узнаете прослушав, о чем говорят Саша и Афанасий.

б) Чтение авторского текста.

(Читают три подготовленных ученика. Афанасий в костюме домовенка). (Слайд 9)

в) Вопросы после чтения:

– Откуда пришел Афанасий? (От своих друзей.)
– Что значит “пересказать сказку”? (“У одной сказки как бы два автора”.)
– В какую сказку отправимся все мы?
– Кто автор этой сказки? (Алан Милн.)

(Слайд 10)

– Алан Милн родился в незнатной, но обеспеченной семье. Его отец руководил частной школой, а сам он окончил математический факультет Кембриджского университета, однако увлечение литературным творчеством оказалось сильнее.

В 1920 году у Алана Милна родился сын Кристофер Робин. Именно он и стал одним из главных героев сказки “Винни-Пух и все-все-все”. Про Винни Алан Милн написал две книги: первую в 1926году, куда вошли 10 историй: про Кристофера Робина, Винни Пуха его друзей, а через два – вторая книга “Дом Пуховой опушке”.

– А кто же пересказал для русского читателя эту сказку? (Борис Заходер.)

(Слайд 11)

– Он перевел ее в 1960 году с английского языка. С тех пор книжка много раз переиздавалась и очень полюбилась детям.

3. Первичное восприятие:

а) До чтения:

– Как же называется сказка?
– Кто ее написал? Кто пересказал?
– Всю ли сказку мы будем читать? (Нет. Только 3-ю главу.)
– О ком в ней будет говориться, как вы думаете? Рассмотрим иллюстрацию на с. 126.
– Как будут охотиться двое друзей, посмотрите на иллюстрацию на с. 129? (По следам.)

Кто этот таинственный Бука и как на него надо охотиться, мы узнаем, прочитав отрывок из книги “Винни-Пух”.

– Но сначала объясним значение некоторых слов.

б) Лексическая работа: (Слайд 12)

фамильная – семейная (Слайд 13)

реликвия – драгоценность

простофиля – человек-неудачник (Слайд 14)

утешился – успокоился (Слайд 15)

Физкультминутка

(Физкультминутка проходит под музыкальное сопровождение песенки Вини-Пуха.) (Слайд 16)

в) Чтение сказки: (слайд 17)

– Прочитайте название 3-й главы.

Целевая установка: Послушаем начало 3-й главы и узнаем, кто этот таинственный Бука и как на него надо охотиться,

г) Вопросы после чтения:

– Поднимите руку, кому было страшно за Винни-Пуха и Пятачка.

– Почему они этого неизвестного назвали Букой? (Так маленькие дети называют того, кого бояться. А наши герои – маленькие игрушки).

– Что показалось в этой сказке смешным?

– О чем узнали читатели из диалогов героев? (О дедушке Посторонним В., о Страшных зверях, которых боялись герои...”)

4. Вторичное восприятие:

(Чтение детьми и ответы на вопросы после чтения.)

1-й абзац:
– Кто был лучшим другом Винни-Пуха?
– Где он жил?
– Посмотрите отрывок из сказки, которую пересказал Б. Заход ер и сравните описание домика.
(Показ отрывка.)

2-й абзац:
– Так что же было написано на доске, по мнению Пятачка?

3-й абзац:
– Какой время года описано в 3-й главе?
– С кем встретился Пятачок у дверей своего дома?
– А теперь прочитают диалог несколько учащихся. Сколько участвует героев в отрывке? (3)

Чтение до слов “Вдруг Винни-Пух...”
– Чем занимался Винни-Пух?
– Пошел ли с ним Пятачок?
– Что интересного рассказывал Винни-Пуху Пятачок? Как вы думаете, встретят ли они Буку?
– Это вы узнаете, когда прочитаете эту главу до конца. А сейчас давайте разгадаем зашифрованное слово: (Слайд 18)

(Слайд 19)

5. Подведение итогов

(Слайд 20)

– С каким произведением мы сегодня начали знакомиться?

– Какое по жанру это произведение?

– Вся ли сказка записана в книге для чтения?

– Кто автор сказки? А кто ее нам пересказал?

(Оценочное суждение.).

6. Домашнее задание

(Слайд 21)

– Прочитайте сказку до конца и подчеркнуть слова и выражения, которые вызывают улыбку.

– Чтение – вот лучшее учение. (Слайд 22)

Список литературы:

  1. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Уроки чтения по книге “Маленькая дверь в большой мир” (2 класс). Методические рекомендации для учителя. Изд.2-е, дополненное / / Серия “Свободный ум”. – М.: “Баласс”, 2001, 208 с.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир. Книга для чтения во 2-м классе в 2-х ч. Ч. 1. – М.: “Баласс”, 2002. – 208 с., илл. (Серия “Свободный ум”).
  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по чтению к учебнику “Маленькая дверь в большой мир”. 2-й класс. – М.: “Баласс”, 2002. – 64 с. (Серия “Свободный ум”)