В педагогике, за исключением ситуации опытного исследования, игры в песке являются свободными: дети как хотят, так там и играют, что хотят, то и строят. Однако, перенос традиционных педагогических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а так же речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.
Предложенные игры и упражнения дают возможность решить не только задачи по развитию слуховой памяти, слухового внимания, слухового восприятия, но и задачи связанные с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, задачи по развитию эмоционального отреагирования после проведённых занятий. Предложенный комплекс игр и упражнений может творчески обогащаться, преобразовываться, дополняться другими заданиями и играми, как самим педагогом, так и детьми.
Тематическое планирование работы по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия с использованием песочницы
№ занятия |
Тема занятия |
1. |
Развитие умения дифференцировать звуки речи. |
2. |
Развитие умения дифференцировать звуки речи. |
3. |
Развитие умения дифференцировать звуки речи в слогах. |
4. |
Развитие умения дифференцировать звуки речи в слогах. |
5. |
Развитие умения дифференцировать близкие по звуковому составу слова. |
6. |
Развитие умения дифференцировать близкие по звуковому составу слова. |
7. |
Развитие умения дифференцировать звуки речи в словах. |
8. |
Развитие умения дифференцировать звуки речи в словах. |
9. |
Развитие умения дифференцировать звуки речи в словах. |
10. |
Развитие умения дифференцировать звуки речи в словах. |
11. |
Развитие умения выделять первый звук в слове. |
12. |
Развитие умения выделять первый и последний звуки в слове. |
13. |
Развитие умения определять последовательность звуков в слове. |
14. |
Развитие умения определять последовательность звуков в слове. |
15. |
Развитие умения определять последовательность звуков в слове. |
16. |
Развитие умения делить слова на слоги. |
17. |
Развитие умения делить слова на слоги. |
Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста фонематического слуха и фонематического восприятия.
Задачи:
- Упражнять в дифференциации звуков речи.
- Упражнять в дифференциации близких по звуковому составу слогов.
- Упражнять в дифференциации близких по звуковому составу слов.
- Развивать слуховую память.
- Развивать речевое внимание детей.
- Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать навыки фонематического анализа и синтеза.
Общая структура занятий:
I. Вводная часть
- Особое приветствие
- Правила работы с песком
II. Основная часть
- Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности
- Игры и упражнения, направленные на формирование и развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематического внимания, фонематической памяти, фонематического анализа и синтеза
III. Заключительная часть
- Подведение итогов занятия
- Упражнение на релаксацию
- Ритуал прощания
Приведем пример некоторых занятий по развитию фонематических процессов у старших дошкольников с использованием «педагогической песочницы».
Занятие 1
Цель: установление контакта между педагогом и детьми; выявление степени готовности к взаимодействию; выработка правил работы с песком; создание положительного эмоционального настроения; развитие умения дифференцировать звуки речи; развитие связной речи.
Оборудование: песочница, игрушки для песка, мяч.
Ход занятия
I. Знакомство
1. Установление контакта
«Здравствуйте, меня зовут … . Мне очень приятно с вами познакомиться. Как вас зовут? (Дети называют свои имена.) Итак, мы знаем имена друг друга. Теперь нам следует подумать, как мы будем приветствовать друг друга на каждой нашей встрече. Какие будут предложения? (Берёмся за руки, хлопаем в ладоши, поднимаем руку ладонью вперёд и др.) Замечательно. Попробуем сейчас сделать выбранное нами приветствие».
2. Правила работы с песком
Когда ребята рассказали о себе, то взрослый просит их разъединить руки, положить свои раскрытые ладошки в песочницу, закрыть глаза и произнести заклинание:
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди,
Песочный Человек, приди!
(Звучит музыка, и в руках у взрослого появляется кукла-марионетка в золотистом одеянии.)
Воспитатель. Откройте глаза, дети!
(От лица Песочного Человечка)
Я вас слушал, я вас слышал,
Вы такие молодцы!
Вы — волшебники-творцы.
Я открою вам секреты,
Только знать надо при этом
Правила моей страны.
Очень все они просты!
Я сейчас их изложу
И запомнить попрошу!
Вы готовы мне внимать?
Значит, можно начинать?
Повторяйте все за мной!
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!
(Т. М. Грабенко)
(Несколько раз дети повторяют правила работы с песком, начиная со слов «Здесь нельзя кусаться, драться ...»)
II. Основная часть
1. Упражнения на поверхности песка для развития тактильно-кинестетической чувствительности
Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, снятие эмоционального напряжения.
Задачи: учить говорить о своих чувствах, активизировать интерес к работе с песком, развивать зрительное восприятие, воображение.
Вводная инструкция: перед вами песок. Хочется погрузить в него руки, ощутить его тепло, пропустить его между пальцами, чувствуя при этом тепло своих рук. Приятные чувства охватывают вас: река или море, солнце, ожидание чуда. Чувства переполняют вас, и хочется поделиться ими. Вы стоите на дороге открытий. Сейчас мы вместе пойдём по ней. А помогут нам игры.
«Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна)
- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
Упражнение на развитие тактильного ощущения (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна)
- скользим ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейка, санки и др.);
- выполняем те же движения, поставив ладонь на ребро;
- сделайте отпечатки кулачков, костяшками кистей рук, рёбрами ладоней сделайте причудливые узоры на поверхности песка; найдите сходство с разными предметами (ромашка, солнышко, травинки, ёжик);
- пройдитесь по поверхности песка каждым пальцем поочерёдно правой и левой рукой.
«Отпечатки наших рук» (В.В.Дерябина)
Дети по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной (важно задержать руку на песке, слегка вдавив её, и отмечать свои ощущения). Педагог начинает игру и рассказывает о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуете вы?» (Дети по очереди делают упражнение и описывают свои ощущения.)
2. Игры на развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, на формирование умения дифференцировать звуки в словах
Игра «Назови звук» (Н.В.Дурова)
Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д.
Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.
Игра «Найди друга» (Н.В.Дурова)
Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям.
- Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.)
Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка).
- Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах.
- кит - [ к ] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [ к ]; [ к ] и [ к ] – братцы.
Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару.
Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.)
III. Заключительная часть
1. Подведение итогов занятия
2. Упражнение на релаксацию
- Опустите руки в песок и делайте ими различные движения под музыку. После выполнения упражнения расскажите о своих чувствах.
3. Прощание
Дети убирают игрушки, прощаются с Песочным человечком, моют руки.
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!
Занятие 2
Цель: создание положительного эмоционального настроения; развитие умения дифференцировать звуки речи; развитие связной речи.
Оборудование: песочница, игрушки для песка, мяч.
Ход занятия
I. Вводная часть
1. Приветствие
Дети приветствуют друг друга и Песочного человечка.
Песочный человечек:
Раз вдохнули, два вдохнули…
Хлопнули в ладошки,
А теперь садимся рядом,
Как в земле картошки.
(Д. Фролов)
2. Повторение правил работы с песком
II. Основная часть
1. Упражнения на поверхности песка для развития тактильно-кинестетической чувствительности
Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, снятие эмоционального напряжения.
Задачи: учить говорить о своих чувствах, активизировать интерес к работе с песком, развивать зрительное восприятие, воображение.
Игра «Здравствуй, песок!» (Н.Кузуб)
Педагог от имени Песочного человечка просит по-разному поздороваться с песком, т.е. различными способами дотронуться до песка:
- поочерёдно пальцами одной руки, затем другой руки, потом всеми пальцами одновременно;
- легко (с напряжением) сжать кулачки с песком, затем медленно высыпать его в песочницу;
- дотронуться до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной.
Затем Песочный человечек просит описать свои ощущения.
Упражнение «Песочный дождик» (Н.Кузуб)
Песочный человечек: «В моей стране может идти необычный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик. Смотрите, как это происходит».
Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.
2. Игры на развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, на формирование умения дифференцировать звуки в словах
Игра «Кто это был?» (Р.Г.Голубева)
Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф».
Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.
- Сегодня мы превратимся в волшебников. Сейчас Песочный человек наколдует лес, он произнесёт волшебные слова: «Ёлки, берёзки, боровики». Вы должны закрыть глазки и подождать немного (дети закрывают глаза, взрослый бесшумно засаживает песок вырезанными из бумаги деревьями, грибами). Откройте глазки и посмотрите – как красиво, интересно это у него получилось. А теперь вы станете волшебниками – населите этот лес животными (дети заселяют животных в лес).
- Скажите, а кто из животных здесь лишний? (Корова.) Почему? (Она – домашнее животное, а остальные – дикие.)
Игра «Какой звук лишний?»
А сейчас животные поиграют в игру «Кто лишний?». Давайте вспомним, какие звуки издают животные? (Дети повторяют звуки.) А теперь я буду называть звуки, а те животные, звуки которых я не назову, должны будут спрятаться в песок:
р, л, д, ж, с, т, к, м, ш (ф)
д, в, р, с, ш, н, ж, л, х (м)
ч, т, л, д, ш, в, ж, к (р)
з, ш, к, п, л, д, б, с, в (ж).
III. Заключительная часть
1. Подведение итогов занятия
2. Упражнение на релаксацию
- Опустите руки в песок и делайте ими различные движения под музыку. После выполнения упражнения расскажите о своих чувствах.
3. Прощание
Дети убирают игрушки, прощаются с Песочным человечком, моют руки.
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!
Занятие 3
Цель: создание положительного эмоционального настроения; развитие умения дифференцировать звуки речи; развитие связной речи.
Оборудование: песочница, игрушки для песка, мяч.
Ход занятия
I. Вводная часть
II. Основная часть
1. Упражнения на поверхности песка для развития тактильно-кинестетической чувствительности
Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, снятие эмоционального напряжения.
Задачи: учить говорить о своих чувствах, активизировать интерес к работе с песком, развивать зрительное восприятие, воображение.
Игра «Секретные задания кротов» (Н.Кузуб)
Педагог рассказывает детям о животных, обитающих под землёй – кротах (показывает картинку).
- Сегодня наши ручки могут превратиться в кротов. Вот так (педагог взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая детям нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба). Хотите превратить свои ручки в кротов? (Взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках пальцев детей.) Наши кроты должны выполнить важное секретное задание под землёй. Ну, что погружаемся в песок? Смотрите и делайте, как мой крот.
Педагог погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращая внимание детей на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Дети проделывают то же самое. Затем дети закрывают глазки и ищут в песке пальцы друг друга, пожимают их (кроты здороваются: ласково или с силой пожимают друг другу лапки).
2. Игры на развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, на формирование умения дифференцировать звуки в слогах
Игра «Эхо»
Педагог произносит слоги, а дети повторяют их по очереди, при этом за каждое правильно выполненное повторение ребёнку предлагается взять любую игрушку для последующей игры в песке.
та-ка-па |
па-ба-па |
та-да-та |
С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.
Песочный человечек: «Открываются глаза, начинается игра, найди свои игрушки, ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, пользоваться кисточкой».
Остальные дети могут подсказывать, указывая направление поиска (вверх, вниз, левее, правее).
Игра «Какой отличается?» (Р.Г.Голубева)
Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.
III. Заключительная часть