Использование метода проектов в процессе обучения истории и обществознания в среднем звене

Разделы: История и обществознание


Истинным и ценным является только то,
что полезно людям, что даёт практический результат
и направлено на благо всего общества. 

Джон  Дьюн

В современном обществе проектирование всё шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности, таких как: архитектура, строительство, машиностроение, использование технологических процессов. Проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход, всеобщие закономерности и направлено на умение самостоятельно решать проблемы человека. Если мы ставим задачу обучить ребёнка самостоятельному проявлению активности в деле его учения, самоформирования его как субъекта, творца собственного «я», мы обязаны вооружить его способами, приёмами такой деятельности. Таким образом, целью современной школы является обучение проектированию как общеучебному универсальному умению. Следовательно, задача состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, то есть научить учиться.

В литературе под учебным проектом подразумевают, специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при решении и ответственными за свой выбор результатов труда, создание творческого продукта.

«МЕТОД  ПРОЕКТОВ»- педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Применительно к дисциплинам обществоведческого цикла, можно выделить несколько видов проектов:

- по уровню интеграции (межпредметные, надпредметные);

- по количеству участников (индивидуальные ,коллективные парные, групповые);

- по способу преобладающей деятельности учащихся (исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные, познавательные);

- по продолжительности (краткосрочные, долгосрочные);

- по использованию средств (классические, традиционные, информационные, коммутативные). В реальной практике  приходится иметь дело со смешанным типом проектов. Элементы проектной деятельности используются на всех ступенях изучения истории и обществознания. 

Анализ содержания материала по курсу история и обществознания, позволил выделить темы которые  можно изучать методом проектов, например, в 6 –м классе при изучении тем  по истории: «В рыцарском замке», «Средневековый город и его жители»; и в 7-м  классе по обществознанию: «Психологический портрет личности», «Межличностные отношения», «Образование».

Содержание материала данных тем содействуют стимуляции интереса обучаемых к определённой проблеме; интеграции  знаний учащихся по проблеме, формированию исследовательского поиска по данной проблеме в практической деятельности (для составления проекта).

В этом и есть преимущества использования метода проектов. Разработанная  система вопросов по каждому проекту, позволяет выявить степень включенности учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, мотивацию и степень осмысленности. В ходе экспериментальной работы по теме «Развитие исследовательских навыков у учащихся среднего звена в процессе изучения истории и обществознания»  выявлены различия  между общеобразовательными классами и экспериментальным классом. В экспериментальном классе наблюдается активизация познавательной деятельности; развивается социальная активность; заинтересованность в обучении; расширение кругозора; прослеживается осознанное получение знаний  и их использование; формируются информационные и коммуникативные компетенции.

Кроме того, «побочным» эффектом проводимой работы является активное включение  учащихся экспериментального класса в интеллектуально-творческую деятельность по другим предметам и различные творческие конкурсы.

1-этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ. 

Впервые приступая к проектной деятельности, следует провести диагностику готовности учащихся к работе над проектом. Необходимо определить основные задачи: сформулировать проблему, в решении которой можно принять участие; определить причины существования данной проблемы. Следует спрогнозировать и ожидаемые результаты. Очень важно на данном этапе не путать понятие «проблема »  и ее видимые последствия. В процессе работы над проектом по истории и обществознанию выделим  следующие этапы.

2-этап. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ  ГРУПП.

Второй этап заключается в формировании творческих групп школьников по реализации проекта и проведение индивидуальных консультаций педагогом с учащимися по теме проекта за 10 дней до изучения темы. Учащиеся класса поделены на группы по желанию:

- историки изучают, исторический аспект данного вопроса, проводят сравнение;
- социологи проводят анализ экспресс опросов; предоставляют макеты;
- журналисты составляют отчёт о работе всех групп в форме выпуска классной газеты. 

3- этап. ОБУЧЕНИЕ ЧЛЕНОВ ТВОРЧЕСКИХ  ГРУПП.

Данный этап включает: изучение литературы в библиотеке, дома, экспресс опросы проводимые школьниками среди учащихся данной параллели, наблюдения за своими товарищами  и сверстниками, использование Интернет технологий, изготовление макетов.

Самостоятельная работа школьников в группе и индивидуальная консультация учителя по возникшим вопросам. Разработка рекомендаций по использованию межпредметных связей для изготовления наглядных материалов (диаграммы, схемы, рекламный плакат, буклет, макет, афиша, рисунки отражающие существенное в теме); корректировка материала подготовленного учащимися; подготовка дополнительного материала для каждой группы исследователей (разработка критериев работы групп; таблицы по самооценке деятельности групп; памятки с требованиями к устной речи).

4-этап. УРОК ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА.

Защита проекта может осуществляться как с помощью презентаций, так и в устной форме. На этом этапе необходимо изложить содержание практических шагов, которые предпринимают для  того, чтобы выполнить намеченный план проекта, а также проинформировать общественное мнение о результатах работы команды.

Анкетирование учащихся показало, что более 80 % положительно ответили на вопрос: «Хочу ли я таким образом работать на других уроках?»

При ответе на вопрос: «Чему я научился, работая над проектом?»

Ребята давали такие ответы: «…научился применять знания на практике», «уметь работать в команде», «обсуждать с родителями то, что нас объединяет…», «научился добиваться результата от начала до конца».

Экспериментальная работа показала, что преимущество использования проектной деятельности на уроках истории и обществознания заключается в создании особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности. Позволяет развить свои универсальные умения  повышающие  мотивацию изучения материала, реализовать комплексное восприятие учебных предметов, принимать самостоятельные решения, поверить в свои силы.

Среди относительных недостатков можно выделить: увеличение учебной нагрузки; требование более сложной системы оценивания; увеличение объёма работы учителя; существования риска неудачного выполнения работы; повышение эмоциональной нагрузки, нарастание напряжения к сроку сдачи работ.

Используя проектную деятельность на уроках обществоведческого цикла, учащиеся проходят различные этапы социализации так необходимые в современном мире. Учатся гармонично сочетать   общественные и личные интересы; стремятся к установлению гуманных отношений между людьми; вырабатывают четкое представление о будущей работе. Все это- залог  процветания нашего общества.