Цели:
- Закрепить знание и умение находить, проверять безударные гласные в двусложных словах, распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
- Воспитывать доброту и отзывчивость, учить правильно реагировать на успехи и неудачи свои и своих товарищей.
- Активизировать познавательную деятельность, используя дидактическую игру; развивать у учащихся навыки грамотного письма.
Оборудование: Картинки: ковер-самолет, поезд, вокзал, замок, головные уборы с надписями: “Коварная двойка”, “Контролер”, “Начальник вокзала”, “Стражник”, “волшебник Ударение”. Карточки – 3 уровня, запись фонограммы Мусорского “Прогулка”, волшебная палочка.
Ход урока
1. Организационный этап (1 мин.)
2. Постановка цели и задач урока (5 мин.)
Учитель: Сегодня на уроке повторим и закрепим правописание безударных гласных в двусложных словах для того, чтобы избежать ошибок при письме. Чтобы написать безударную гласную правильно нужно:
- находить безударную гласную;
- вспоминать правило проверки;
- подбирать проверочное слово.
(Учитель открывает запись на доске.)
- найти безударную гласную;
- вспомнить правило проверки;
- подобрать проверочное слово.
– Это порядок работы над безударными гласными. А чтобы работалось нам веселее, этот урок я решила провести в форме сказки.
- Прослушивание фонограммы Мусорского “Прогулка”.
- Чтение сказки учителем.
Жил был мальчик Володя. Учился он во втором классе. Одноклассники его любили. Он был веселым, никогда не обижал. Учился он хорошо. Вот только русский давался ему с трудом. Правила он знал, а находить их в словах не умел. Поэтому за диктант Володя часто получал “двойки”.
И однажды… Володина тетрадь с диктантами попала в страну Гласных. А жили в этой стране Ударные и Безударные проверяемые и непроверяемые. Они стали рассматривать Володину тетрадь и пришли в негодование.
– Это просто кошмар, - не слишком громко сказало безударное “О”. В слове “ВОДА” этот ученик вместо “О” написал “А”.
– А в слове “РЕКА” вместо “Е” написал “И”, - огорчилось безударное “Е”.
Короче говоря, гласные обнаружили много ошибок в Володиной тетради. Было решено тайно похитить Володю и доставить в страну Гласных. Сделать это поручили “Коварной двойке”. В этот же день Володя был доставлен в страну Гласных и предстал перед волшебником “Ударение”, который жил в замке.
– Ты будешь нашим пленником, до тех пор, пока не научишься правильно писать безударные гласные – сказал волшебник “Ударение” и ушел.
Прошло уже несколько дней, а Володя не может выбраться из плена. Давайте поможем ему выбраться из плена. Вы согласны? Тогда в путь!
Представьте, что в классе появился ковер-самолет (на доске появляется картинка ковра-самолета). Садитесь поудобнее, мы в полете. Вот мы уже подлетаем к границе страны Гласных. Здесь нас атакует своими вопросами “Коварная Двойка”.
(Учитель надевает головной убор с двойкой.)
3. Закрепление (30 мин.)
1. Повторение теоретического материала (6 мин.)
Фронтальная беседа:
– Какой гласный называется безударным?
– Почему безударный гласный нужно проверять?
– Как проверить безударный гласный?
– Какие гласные надо проверять?
– Всегда можно проверить безударный гласный?
– Как поступают тогда?
– Наш ковер-самолет пошел на снижение (с доски снимается картинка ковра-самолета). Дальше мы поедем поездом. Приготовьтесь, сейчас будет “Контролер”.
(Учитель надевает головной убор с надписью “Контролер”.)
– Ваш билетик? У вас нет билетов. Давайте приготовим их. Откройте тетрадь, приготовьтесь писать орфографический диктант.
2. Орфографический диктант (8 мин.)
Роса, снегирь, сорока, зима, грибы. |
– Какое слово лишнее, подчеркните. Почему?
– Обозначьте ударение.
– Укажите безударные гласные.
– Устно назовите проверочные слова.
(Дети комментируют по “цепочке”, по образцу на доске еще раз проверяют написанное и делают самооценку.)
– Мы подъезжаем к столице Гласных. Вот и вокзал. (Картинка на доске.) Проходим в зал ожидания. К нам навстречу выходит начальник вокзала и, чтобы мы не скучали, предлагает игру “Запретное движение”. (Ученик, по выбору учителя, одевает головной убор с надписью “Начальник вокзала” и проводит игру.)
“Начальник вокзала” указал нам дорогу до замка, где томится Володя. И вот мы у замка. (Учитель надевает головной убор “Стражник”.) Стражник, стоящий у ворот, не пропускает нас – требует пропуск. Делаем себе пропуск.
3. Исправление ошибок в тексте. Списывание (8 мин.).
(На доске елка с большими шишками, в которых написаны гласные: а, о, и, е). это елочка необыкновенная, а волшебная и на ней выросли необыкновенные шишки. Эти шишки можно сорвать, если подберете проверочное слово.
а) В лису живет леса. У нее там глубокая нара. В
наре спят лесята.
б) Списывание текста по специальной системе.
– Прочитай, чтобы понять и запомнить.
– Отметь “опасные места”.
– Прочитай так, как написано.
– Закрой глаза и повтори.
– Пиши, диктуя себе, как было написано.
– Отмечай “опасные места”.
– Прочитай по слогам: проверь, все ли буквы на
своих местах.
– Сверь “опасные места”.
И вот мы в замке. К нам выходит волшебник “Ударение”.
(Учитель надевает головной убор “Ударение”, берет волшебную палочку.)
Волшебник “Ударение”: Я знаю, что вы из школы № 24. Володе помочь хотите? А сами-то грамотные. Сейчас проверим.
4. Дифференцированное задание по трем уровням трудности (8 мин.). Работа в парах.
1 уровень (О – зеленый).
– Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы.
С…ва охотится по н…чам. |
– Объясни устно правописание вставленных букв.
2 уровень (О – синий).
– Составь и запиши предложение из слов: береза, окном, моим, под, шумела.
– Отметь “опасное место” в слове “береза”.
3 уровень (О – красный).
– Отгадайте загадку:
Гость гостил,
Мост мостил,
Без топора, без клиньев.
– Придумайте и запишите предложение со словом
отгадкой.
– Найди “опасные места” в слове из словарика.
(Проверка по записям у доски 3-х учащихся у доски.)
4. Подведение итогов (3 мин.)
Волшебник “Ударение”: Я решил отпустить Володю, если вы напомните ему как находить безударный гласный в словах и проверять, обозначить ударение, подобрать проверочное слово.
– Для чего мне нужна волшебная палочка?
– Какое испытание для вас было самым трудным? Легким?
– Кто сегодня на уроке больше всех помогал Володе?
– Кто поменьше?
– Кто совсем не помогал?
(Объявляются оценки за урок.)
– Ребята, Володя позвонил к нам в школу и поблагодарил вас за помощь.
5. Домашнее задание (1 мин.)
– Понравилась вам сказка? Дома устно составьте свою сказку о гласных.