Урок закрепления знаний и умений по русскому языку во 2-м классе "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в двусложных словах"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Закрепить знание и умение находить, проверять безударные гласные в двусложных словах, распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
  • Воспитывать доброту и отзывчивость, учить правильно реагировать на успехи и неудачи свои и своих товарищей.
  • Активизировать познавательную деятельность, используя дидактическую игру; развивать у учащихся навыки грамотного письма.

Оборудование: Картинки: ковер-самолет, поезд, вокзал, замок, головные уборы с надписями: “Коварная двойка”, “Контролер”, “Начальник вокзала”, “Стражник”, “волшебник Ударение”. Карточки – 3 уровня, запись фонограммы Мусорского “Прогулка”, волшебная палочка.

Ход урока

1. Организационный этап (1 мин.)

2. Постановка цели и задач урока (5 мин.)

Учитель: Сегодня на уроке повторим и закрепим правописание безударных гласных в двусложных словах для того, чтобы избежать ошибок при письме. Чтобы написать безударную гласную правильно нужно:

  • находить безударную гласную;
  • вспоминать правило проверки;
  • подбирать проверочное слово.

(Учитель открывает запись на доске.)

  • найти безударную гласную;
  • вспомнить правило проверки;
  • подобрать проверочное слово.

– Это порядок работы над безударными гласными. А чтобы работалось нам веселее, этот урок я решила провести в форме сказки.

  1. Прослушивание фонограммы Мусорского “Прогулка”.
  2. Чтение сказки учителем.

Жил был мальчик Володя. Учился он во втором классе. Одноклассники его любили. Он был веселым, никогда не обижал. Учился он хорошо. Вот только русский давался ему с трудом. Правила он знал, а находить их в словах не умел. Поэтому за диктант Володя часто получал “двойки”.

И однажды… Володина тетрадь с диктантами попала в страну Гласных. А жили в этой стране Ударные и Безударные проверяемые и непроверяемые. Они стали рассматривать Володину тетрадь и пришли в негодование.

– Это просто кошмар, - не слишком громко сказало безударное “О”. В слове “ВОДА” этот ученик вместо “О” написал “А”.

– А в слове “РЕКА” вместо “Е” написал “И”, - огорчилось безударное “Е”.

Короче говоря, гласные обнаружили много ошибок в Володиной тетради. Было решено тайно похитить Володю и доставить в страну Гласных. Сделать это поручили “Коварной двойке”. В этот же день Володя был доставлен в страну Гласных и предстал перед волшебником “Ударение”, который жил в замке.

– Ты будешь нашим пленником, до тех пор, пока не научишься правильно писать безударные гласные – сказал волшебник “Ударение” и ушел.

Прошло уже несколько дней, а Володя не может выбраться из плена. Давайте поможем ему выбраться из плена. Вы согласны? Тогда в путь!

Представьте, что в классе появился ковер-самолет (на доске появляется картинка ковра-самолета). Садитесь поудобнее, мы в полете. Вот мы уже подлетаем к границе страны Гласных. Здесь нас атакует своими вопросами “Коварная Двойка”.

(Учитель надевает головной убор с двойкой.)

3. Закрепление (30 мин.)

1. Повторение теоретического материала (6 мин.)

Фронтальная беседа:

– Какой гласный называется безударным?
– Почему безударный гласный нужно проверять?
– Как проверить безударный гласный?
– Какие гласные надо проверять?
– Всегда можно проверить безударный гласный?
– Как поступают тогда?

– Наш ковер-самолет пошел на снижение (с доски снимается картинка ковра-самолета). Дальше мы поедем поездом. Приготовьтесь, сейчас будет “Контролер”.

(Учитель надевает головной убор с надписью “Контролер”.)

– Ваш билетик? У вас нет билетов. Давайте приготовим их. Откройте тетрадь, приготовьтесь писать орфографический диктант.

2. Орфографический диктант (8 мин.)

Роса, снегирь, сорока, зима, грибы.

– Какое слово лишнее, подчеркните. Почему?
– Обозначьте ударение.
– Укажите безударные гласные.
– Устно назовите проверочные слова.

(Дети комментируют по “цепочке”, по образцу на доске еще раз проверяют написанное и делают самооценку.)

– Мы подъезжаем к столице Гласных. Вот и вокзал. (Картинка на доске.) Проходим в зал ожидания. К нам навстречу выходит начальник вокзала и, чтобы мы не скучали, предлагает игру “Запретное движение”. (Ученик, по выбору учителя, одевает головной убор с надписью “Начальник вокзала” и проводит игру.)

“Начальник вокзала” указал нам дорогу до замка, где томится Володя. И вот мы у замка. (Учитель надевает головной убор “Стражник”.) Стражник, стоящий у ворот, не пропускает нас – требует пропуск. Делаем себе пропуск.

3. Исправление ошибок в тексте. Списывание (8 мин.).

(На доске елка с большими шишками, в которых написаны гласные: а, о, и, е). это елочка необыкновенная, а волшебная и на ней выросли необыкновенные шишки. Эти шишки можно сорвать, если подберете проверочное слово.

а) В лису живет леса. У нее там глубокая нара. В наре спят лесята.
б) Списывание текста по специальной системе.

– Прочитай, чтобы понять и запомнить.
– Отметь “опасные места”.
– Прочитай так, как написано.
– Закрой глаза и повтори.
– Пиши, диктуя себе, как было написано.
– Отмечай “опасные места”.
– Прочитай по слогам: проверь, все ли буквы на своих местах.
– Сверь “опасные места”.

И вот мы в замке. К нам выходит волшебник “Ударение”.

(Учитель надевает головной убор “Ударение”, берет волшебную палочку.)

Волшебник “Ударение”: Я знаю, что вы из школы № 24. Володе помочь хотите? А сами-то грамотные. Сейчас проверим.

4. Дифференцированное задание по трем уровням трудности (8 мин.). Работа в парах.

1 уровень (О – зеленый).

– Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы.

С…ва охотится по н…чам.

– Объясни устно правописание вставленных букв.

2 уровень (О – синий).

– Составь и запиши предложение из слов: береза, окном, моим, под, шумела.

– Отметь “опасное место” в слове “береза”.

3 уровень (О – красный).

– Отгадайте загадку:

Гость гостил,
Мост мостил,
Без топора, без клиньев.

– Придумайте и запишите предложение со словом отгадкой.
– Найди “опасные места” в слове из словарика.

(Проверка по записям у доски 3-х учащихся у доски.)

4. Подведение итогов (3 мин.)

Волшебник “Ударение”: Я решил отпустить Володю, если вы напомните ему как находить безударный гласный в словах и проверять, обозначить ударение, подобрать проверочное слово.

– Для чего мне нужна волшебная палочка?

– Какое испытание для вас было самым трудным? Легким?

– Кто сегодня на уроке больше всех помогал Володе?

– Кто поменьше?

– Кто совсем не помогал?

(Объявляются оценки за урок.)

– Ребята, Володя позвонил к нам в школу и поблагодарил вас за помощь.

5. Домашнее задание (1 мин.)

– Понравилась вам сказка? Дома устно составьте свою сказку о гласных.