Концепция экономического образования в школе

Разделы: Экономика


Введение

С начала 90-х годов наступило время быстро меняющихся реалий и для школы, и для общества. Вдруг стало понятно, что кроме традиционного набора наук, преподававшихся в школе в течение десятилетий, школа должна дать ученикам навыки и умения познания и самопознания, самосовершенствования, и, в связи с вхождением нашей страны в рыночную экономику, навыки адекватного восприятия ребенком новых условий жизни. Поэтому, преподавание экономики в школе и перспективы развития данного направления связано, прежде всего, с требованиями экономического воспитания и формированием новой экономической культуры.

В настоящее время альтернативой традиционной школы становятся образовательные учреждения нового типа – вариативные, открытые, устраняющие «одинаковость» образования и в то же время обеспечивающие освоение учащимися общекультурного образовательного ядра, организующие обучение с учётом задатков, склонностей, способностей и интересов детей, достигнутого ими уровня развития и обученности. Они ориентируются, с одной стороны, на учебные возможности обучающихся, их жизненные планы и родительские ожидания, а с другой – на требования федеральных образовательных стандартов.

Сегодня существует острая потребность в таких образовательных учреждениях, которые способны бережно хранить нравственные ценности, выращивать в своих воспитанниках высокие духовные потребности. Так, до сих пор остался нерешенным вопрос о том, с какого возраста может (или должен) получать ребенок экономические знания. Однако необходимо отметить, что с 1994 года действует государственный стандарт высшего профессионального образования, в нем конкретно сформулированы требования к минимуму содержания знаний и т. д. Понятно, что для выполнения требований стандарта должны использоваться единые принципы сквозного экономического образования, что пока мы наблюдать не можем.

Таким образом, основной проблемой экономического образования. В школе заключается в том, что практически повсеместно наблюдается чисто теоретический подход к преподаванию экономических дисциплин. Очень слабой остаётся связка «учебный материал – практическая деятельность». Слишком много внимания уделяется макроэкономическим вопросам, так же равноудалённым от практики, как интегральные методы счисления от простейших бухгалтерских выкладок. Экономические знания – это не тяжёлый багаж, а оперативный инструментарий, позволяющий человеку принимать быстрые и правильные решения в критических ситуациях предпринимательской деятельности.

Существует много точек зрения на определение подходов к преподнесению школьникам экономических знаний, но сегодня достаточно четко проявилось четыре основных подхода, практически реализующихся в российских школах:бизнес - ориентированный, теоретический, культурно-функциональный, академический.

Профессионально-ориентированный (бизнес-ориентированный) подход, предполагает выработку навыков поведения в хозяйственной жизни, представляет своего рода систематизацию полезных советов. Эти советы не всегда работают применительно к российской экономике, поэтому у школьников часто складывается мнение об абстрактности такого подхода и ненужности получаемых знаний. Профессионально-ориентированный подход, делает акцент на преподавание прикладных дисциплин, однако концентрация только на этом подходе, чревато излишним насыщением рынка труда в будущем бухгалтерами и "предпринимателями по диплому". Хотелось бы отметить, что некая преподавательская эйфория в уверенности сделать каждого ученика предпринимателем, грозит крахом необоснованно воспитанных надежд, ибо даже решив очень трудную задачу воспитания экономически активного и предприимчивого поколения потенциальных предпринимателей, не обеспечит им тот набор случайностей или обстоятельств, которые часто независимо от воли или образованности человека делают его успешным бизнесменом. При этом узкая ориентированность экономического бизнес воспитания закроет перед бывшим учеником другие возможности самореализации на рынке труда, подчас более перспективные для его индивидуального набора личностных качеств.

Теоретический подход, рассматривает школьное экономическое образование как упрощенное академическое, университетское. Если школа или учитель принимает данный подход, то обычным явлением становится преподавание нескольких курсов, чаще всего абсолютно несвязанных друг с другом. В одной возрастной параллели (например, 7-9-й класс) могут преподаваться одновременно "Введение в бизнес", "Экономическая история", "Макроэкономика" и даже "Бухучет". Понятно, что для школьника наука экономика не становится яснее или проще в результате данного подхода, знания не укладываются в единую систему, а обилие лишней информации не способствует возникновению интереса к предмету.

Культурно-функциональный подход, сторонники культурно-функционального подхода, видят его задачи в формировании общей культуры, выработке адекватных представлений о мире, сути экономических явлений и процессов. Здесь ведущая роль уделяется привитию школьникам функциональной экономической грамотности, формировании способности к развитию, в том числе к саморазвитию и самообразованию, формировании системы ценностей и развитие индивидуальности, выработке навыков хозяйственной деятельности в различных экономических условиях.

Академический подход, уверенно возобладал на уровне органов управления. Об этом однозначно свидетельствует содержание "официальных" (одобренных "министерством образования) учебников и учебных программ. Например, по мнению И. В. Липсица, тяготеющего к "академическому" направлению, экономика в школе должна быть нацелена на то, чтобы дать, пусть несколько упрощенное, но целостное представление об основах экономической жизни общества с постепенным усложнением и дополнением от класса к классу, чтобы создать учащимся базу для изучения экономики в вузах. В этом, безусловно, большой плюс академического подхода - системность, постепенное углубление в предмет - от основ, начал экономики – к достаточно сложному теоретическому материалу. В чем же проблематика данного подхода - в первую очередь, в объеме предлагаемого к изучению материала - он очень велик для школы. В результате, школьники, поступающие потом в вузы (даже экономического профиля), сталкиваются с проблемой "а это мы уже проходили", теряется интерес к получению знаний, первокурсник уже уверен, что ничего нового он не узнает. Здесь, конечно, и перед преподавателями, и перед учениками встанет вопрос о необходимости получения таких знаний всеми учащимися (и в первую очередь теми, кто вовсе не ориентирован на дальнейшее получение экономического образования). Также, материал подобных учебников крайне мало соотносится с реальной жизнью. В результате учащийся воспринимает экономику как очередную абстрактную теорию, которая еще дальше от реальной жизни, чем бизнес-вариант экономического образования.

Как же решить эти проблемы, как выбрать программу, по которой не только будет интересно работать, но которая будет подходить учащимся?

Возможно, следует ориентироваться на интересы самих учеников, на то, какую социальную роль они определяют для себя в будущем. Естественно, на этот вопрос не смогут ответить ученики начальной или младшей средней школы, но учащиеся выпускных классов уже обычно сориентированы на выбор дальнейшего образования. Безусловно, будет играть роль и специализация (профиль) образовательного учреждения. От этого и следует, вероятно, отталкиваться, выбирая программу экономического образования.

Конечно, не следует отказываться от благой цели дать базовые экономические знания всем школьникам, ведь они необходимы для того, чтобы в рамках общего развития понять экономическую и общественную основы человеческого существования.

К сожалению, школа вынуждена решать вопрос организации экономического образования школьников самостоятельно, согласно со своими возможностями: материальными, кадровыми и другими, не имея возможности считаться с социальным заказом.

Основные положения концепции школы социально-экономической направленности

Социально-экономическая направленность школы синтезирует базовые инвариативные характеристики социально-гуманитарного, информационно-технологического, физико-математического профилей и предполагает формирование у учащихся качеств и характеристик, значимых для представителей профессий типа «человек-человек», «человек-знак», «человек-природа», «человек-техника». К таким качествам и характеристикам относятся: способность к саморазвитию, социальная активность, независимость убеждений, креативность, способность к самоанализу, информационная культура, коммуникабельность, эстетический вкус.

Образование в рамках социально-экономической направленности обучения готовит учащихся к предпринимательству, менеджерской и маркетинговой деятельности. Образовательный процесс в школе социально-экономической направленности должен предусматривать передачу обучающимся таких методов мышления, которые обеспечивали бы не только познание и исследование, но и проектирование нестандартных решений, преобразование сложившейся жизненной ситуации.

Ведущая целевая линия экономического образования состоит из следующих модулей:

1. Начальная школа: включает в себя вариативные учебные курсы, предназначенные для формирования представлений об экономических явлениях в окружающем мире, развитие интереса к изучению экономической действительности и выбора профиля обучения.

2. Основная школа: на второй ступени обучение носит интегрированный характер, означающий усиление межпредметных связей познание основных экономических категорий и законов, экономических взаимозависимостей в окружающем мире с активным использованием компьютерных технологий и творческих заданий. Для пропедевтики профильного обучения многие предметы изучаются по скорректированным программам на доступном для соответствующего возраста детей уровне.

3. Старшая школа: третья ступень обучение носит профильное направление, когда в учебном плане появляются новые, нетрадиционные учебные предметы, элективные курсы, отражающие тип профилизации, и способствуют формирование способностей применять инструменты экономического анализа различных ситуаций и фактов на микро- и макроуровне и доступно объяснять выявленные закономерности. Самоопределение личности для решения поставленных экономических задач.

4. Допрофессиональная и профессиональная подготовка: знания и навыки, полученные при изучении предмета на трёх ступенях экономического образования, позволяет учащимся чувствовать себя уверенно в решении вопросов рыночной экономики, сознательно выбирать свою будущую профессию, всесторонне изучив её основы. Данная профессиональная подготовка даёт ощущение значимости собственной личности, поскольку знания и умение мыслить – необходимая предпосылка для обретения самоуважения.

5. Дополнительное образование: позволяет учащимся существенно расширить представление о бизнесе, а также о том, как знания из различных дисциплин могут предоставить дополнительные конкретные преимущества. Особенно хочется отметить, что учащиеся посещают клуб «Экономические знания» не по мере необходимости, диктуемой учебным расписанием, а по мере необходимости, возникающей по условиям игровой экономической деятельности.

6. Экономическая игра «Экономика вокруг нас»: направлена на развитие практических навыков самостоятельной экономической деятельности. Основной целью игры является формирование основ экономического мышления, выработка функциональной экономической грамотности и способностей к саморазвитию, формирование практических навыков принятия решений в различных экономических ситуациях, изменение содержания экономического образования учащихся с акцентом на практическую направленность образовательного процесса. Идея экономической игры сводится к созданию непрерывного (в течение всего учебного года) учебно-игрового пространства, в котором, играя различные роли, взаимодействуют учащиеся, педагоги, родители, администрация школы, предприниматели города.

Прохождение данных модулей экономического образования, позволяет учитывать происходящие в обществе изменения, готовит учащихся к объективному восприятию обществ и его экономических основ, которые находятся в постоянном процессе изменения. Для того чтобы следить за всеми коллизиями этого движения, учащиеся должны научиться мыслить соответственно логике экономических категорий, выработать навыки правильного и эффективного применения полученных знаний, навыки быстрой ориентации в многочисленных проблемных ситуациях функционирования рынка.

Важнейший принцип работы школы социально-экономической направленности – ориентация на обновление методов обучения, использование эффективных образовательных технологий. Это выражается в замене монологических методов предъявление учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащимися между собой, в повышении уровня самостоятельности обучающихся в своей учебной деятельности; в использовании в образовательном процессе ролевых и учебно-деловых игр, метод моделирования жизненно-практических ситуаций, социально-психологических тренингов.

Основополагающие педагогические законы школы социально-экономической направленности – уважение к личности ученика, восхождение к индивидуальности каждого, стремление оказать любую поддержку ученику, развивая его способности; демократический стиль в организации образовательного процесса.

Цели и задачи деятельности школы по социально-экономической направленности

Цели школы по социально-экономической направленности

  1. Подготовка российского делового человека, гуманитарно-развитого, обладающего качествами современного предпринимателя, менеджера и маркетолога.
  2. Стимулирование развития у обучающихся высоких интеллектуальных, гражданских и нравственных качеств.
  3. Создание условий для получения среднего образования высокого уровня, необходимого для продолжения обучения в учебных заведениях социально-экономической направленности, для включения в творчески-преобразующуюся продуктивную деятельность в социально-экономической сфере.

Задачи школы по социально-экономической направленности

  • Обеспечение достижения всеми обучающимися требований российских образовательных стандартов по образовательным областям базисного учебного плана.
  • Ознакомление обучающихся с основами экономии рыночного хозяйства, современными формами и методами организации производства, формирование у них умений анализировать свои интересы, потребности, ценности, а так же интересы, потребности, ценности других людей.
  • Формирование у обучающихся культуры жизненного самоопределения, умений трудиться расчётливо, экономно, анализировать ситуацию, ставить цель, планировать, добиваться высокого качества труда.
  • Привитие обучающимся навыков самоорганизации, воспитание у каждого ученика чувство хозяина.
  • Разработка и апробация организационно-педагогической и учебно-технологической документации, необходимой для реализации социально-экономического профиля обучения.
  • Разработка и апробация технологий обучения в классах социально-экономического профиля и выявление условий их эффективности.
  • Апробация способов эффективного повышения профессиональной квалификации педагогов в условиях школы социально-экономического профиля.
  • Стимулирование средствами внеурочной работы качеств, значимых для предпринимателя, менеджера и маркетолога, на всех ступенях обучения.
  • Оформление проектных идей обучающихся в проекты и реализация локальных проектов разного типа.
  • Создание условий, благоприятных для укрепления физического, нравственно-психического здоровья детей, обучающихся в школе социально-экономической направленности.

Основные целевые группы социально-экономической направленности

  • Преподаватели дополнительного образования и учителя.
  • Учащиеся и студенты.
  • Администраторы образовательного процесса.
  • Разработчики экономической и социальной политики.
  • Родительская общественность.
  • Попечители.
  • Спонсоры.
  • Администрация муниципального образования.
  • Граждане, интересующиеся образовательными вопросами.

Учебные и учебно-методические материалы:

  • учебные программы;
  • учебно-методические материалы;
  • вспомогательные материалы;
  • учебные задания;
  • база проверочных тестов;
  • модельные курсы и материалы для дистанционного образования;
  • сетевые образовательные программы.

Интерактивные и новостные рубрики:

  • консультации on-line;
  • форумы, дискуссии;
  • ленты профессиональных новостей.

Мультимедийное обеспечение и тестовые системы