Цель урока:
- ознакомление учащихся с некоторыми иллюзиями восприятия;
- осознание своих индивидуальных особенностей восприятия;
- расширение научного мировоззрения;
- развитие познавательных способностей.
Оборудование для учащихся: простые карандаши, линейки у каждого учащегося, часы с секундной стрелкой (по возможности также у каждого).
Оборудование для учителя: презентация. (Приложение)
Ход урока
I. Организация начала урока
II. Сообщение темы и целей урока
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с иллюзиями восприятия и узнаем индивидуальные особенности своего восприятия.
III. Основная часть урока
Всегда ли восприятие дает нам адекватное отражение предметов объективного мира?
Оказывается, что нет. Можно выделить множество так называемых «зрительных иллюзий».
1. Иллюзия железнодорожных путей
Линии, расположенные в более узкой части пространства, заключенного между двумя сходящимися прямыми, кажутся длиннее, хотя на самом деле обе шпалы одинаковы.
Рисунок 1
2. Иллюзия веера
Параллельные линии вследствие влияния фона ближе к центру кажутся выпуклыми, а дальше от центра – вогнутыми.
Рисунок 2
3. Иллюзия концентрических окружностей
Представленные на рисунке концентрические окружности воспринимаются как спираль из-за того, что короткие отрезки прямых пересекают эти окружности в местах их пересечения с фоном.
Рисунок 3 |
Рисунок 4 |
4. Эффект перцептивной готовности
Данный эффект заключается в готовности воспринимать определенный объект. Например, из-за окруженных букв цифра 13 воспринимается как буква «В».
Рисунок 5
5. Двойственные изображения
Что вы видите: молодую девушку или старуху?
Рисунок 6
Посмотрите еще некоторые эффекты и иллюзии восприятия…(материал в презентации)
Восприятие величины фигуры
Рисунок 7
Небольшие головоломки:
Рисунок 8 |
Рисунок 9 |
Рисунок 10 |
IV. Практическая работа №1. Зрительные иллюзии
Цель: практически отобразить некоторые зрительные иллюзии.
Оборудование: простые карандаши и линейки.
Учащимся предлагается зарисовать иллюзию стрелы и иллюзию Поггендорфа.
Рисунок 11. Иллюзия стрелы |
|
Рисунок 12. Иллюзия Поггендорфа |
Делается вывод, что восприятие не всегда адекватное.
Что же влияет на восприятие?
На восприятие влияют мышление и прошлый опыт.
V. Практическая работа №2. Восприятие времени
Восприятие времени у каждого человека индивидуально. Восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний. Время, которое заполнено интересной деятельностью, кажется короче. Эксперименты показали, что течение времени чрезвычайно медленно в условиях изоляции.
Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмоционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные – субъективно растягивают временные промежутки.
Цель: показать зависимость восприятия от личностных факторов.
Оборудование: часы с секундной стрелкой.
Начала отсчета времени указывается ударом карандаша по столу. Не пользуясь часами и не считая, учащиеся должны определить временной интервал, равный 1 минуте. Каждый учащийся записывает свой временной интервал, сверяя с часами.
Полученные данные анализируются и делается вывод: «Восприятие времени у всех разное. На восприятие накладывают отпечаток ощущения и прошлый опыт».
VI. Восприятие движения
Различают движения действительные и кажущиеся. Возможны случаи, когда мы приписываем движение как окружающим предметам, так и самим себе. Например, когда мы едем в автобусе и фиксируем взгляд на какой-либо точке, то нам кажется, что мы сидим неподвижно, а едут предметы за окном.
Кажущееся движение видит человек уставший.
На этом же принципе основан и кинематограф.
Рассмотрим некоторые из иллюзий движения (смотри презентацию). Большинство из них основано на чередовании цвете и тени.
Рисунок 13 |
Рисунок 14 |
Рисунок 15 |
VII. Подведение итогов урока
- Что нового узнали на уроке?
- Какие иллюзии восприятия вам больше всего запомнились?