Цель: развивать кругозор учащихся, воспитывать любовь к птицам и бережное отношение к ним.
Оборудование: аудиозаписи «Голоса птиц», плакаты с изображением птиц, маски для инсценирования, костюм «Весна», плакат «Птицы – наши друзья», аудиозапись песни «Весна близка».
Ход занятия
1 ученик:
Из лесной, зеленой сказки вышел я, сверкая краской,
Чтобы в гости пригласить, чудесами удивить.
Приходите, развлекайтесь, веселитесь, улыбайтесь –
Всем дает такой совет пригласительный билет.
2 ученик:
Знает птица, где селиться, если прочь не гонит страх.
Пусть гнездится, не боится в наших рощах и садах!
Птиц беречь ребята станут, обеспечат гнезд охрану.
Вступительное слово учителя: Ежегодно в нашей школе проводится традиционный праздник «День птиц». Ребята к этому дню готовят тысячи искусственных домиков, развешивают их в садах и парках, лесных полосах для привлечения птиц.
А, чтобы убедиться, какую пользу приносят птицы, я приведу такие данные. Скорость размножения насекомых поразительна. Например, потомство одной мухи через 5 месяцев достигает 7600000000 особей, при условии, что из каждых 12 яиц разовьется только одна взрослая муха.
На отдельно стоящей березе на 20000 листьев обитает 680 тысяч животных, а на одном крупном дубе их уже будет на 1 кв. м поверхности дерева до 4000 жуков и личинок.
Нет ничего удивительного в том, что насекомые полностью могут уничтожить урожай на большой площади. Так вот в борьбе с насекомыми, нам помогают птицы и приносят большую пользу сельскому хозяйству. Птицы очень прожорливы, многие из них за сутки съедают столько, сколько весят сами. Если бы человек обладал птичьим аппетитом, он должен был бы съедать в день 40 буханок хлеба.
Розового скворца кормили в неволе его любимым кормом – саранчой. Только за один утренний завтрак ему надо 50-60 штук саранчи, а за день он съедает 120 самых крупных насекомых или 200 штук помельче.
3 ученик: А знаете ли вы, ребята, что птицы являются санитарами. Так, например, птицы истребляют множество мух, а есть птицы даже носящие название мухоловок. Обычный спутник человека – серая мухоловка – свое гнездо устраивает поблизости от помоек, мусорок, где она сама и ее потомство обеспечены кормом – мухами. Мухи – разносчики различных желудочно-кишечных заболеваний, в первую очередь, дизентерии. Вороны, сороки, коршуны кормятся отбросами на помойках и свалках. Все эти птицы выполняют роль санитаров.
4 ученик:
Как представить себе весну без пения жаворонка?
На солнце темный лес зардел, в долине пар блеет тонкий
И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины поет, на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая, я здесь пою приход весны».
5 ученик: Немало и других отличных певцов есть среди птиц. Ради песен и держат птиц в неволе. По яркости окраски с некоторыми нашими птицами могут поспорить разве какие-нибудь тропические бабочки. Таковы у нас щуры, зимородки, снегири, сизоворонки, щеглы, иволги. Оживить наши сады и парки, украсить их птицами – одна из важных задач использования пернатых.
Песня «Журавлики» сл. Виталия Татаринова, муз. М. Партцхаладзе.
Ведущий: Поэты всех времен и народов тысячи строк посвятили соловью.
6 ученик:
Соловей в саду весеннем повстречал рассвет.
Как ему на ветках яблонь выщебетать цвет?
Щелкнул раз – и словно ветер колыхнул листки.
И зашелся, и залился трелями в кустах,
И все больше становилось цвета на ветвях.
Сад стоял уже окутан в розоватый дым,
И уже на кронах тесно венчикам густым.
Соловья в саду не стало: был – и больше нет,
Словно весь он с дивной песней перелился в цвет.
7 ученик:
Тень соловья упала на стихи,
Такое чудо прозой не опишешь!
От знатных сосен до простой ольхи
Все замерло в торжественном затишье.
Заслушались созвездья и дубы,
И ландыши, и любящие души
Развесили фарфоровые уши.
Звучит пластинка «Голоса птиц», выходят 4 птицы: дятел, сорока, синица и ворона и начинают спор.
Дятел: Да, хорошо поют птицы, но я, конечно, считаю, что мы, дятлы, лучше всех птиц на свете. Тут-тук-тук - мы лучше всех.
Синица: Дринь-дринь-дринь, дринь. Нет, мы лучше.
Ворона: Кар, карр, карр, карр, нет я, нет я!!!
Сорока: Нет, сорока, нет, сорока-белобока.
Заходит весна под музыку «Весна близка».
Весна:
Здравствуйте, мои милые друзья!
Я Весна-Красна, бужу Землю ото сна, наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки, прогоняю с речек лед,
Светлым делаю восход. Всюду: в поле и в лесу
Людям радость я несу.
Птицы снова спорят: «Нет, я лучше всех! Нет, я! Нет, я!»
Весна: Мои милые друзья, не ссорьтесь! Все птицы хороши, все одинаково дороги. Вы все незаменимые помощники человека.
Сорока: Мы украшаем Землю.
Ворона: Наше веселье, карр, карр, задорная песня, оживляет лес, луг, не ссорьтесь.
Исполняется песня «Весенняя песенка» - муз.С.Полонского, сл. Н.Виноградовой.
Весна: Сейчас ребята помогут нам разобраться в вашем споре. Начинаем перекличку.
1 ведущий: Весна, разреши мне сказать: «Наш утренник «Птичьи профессии» открыт». Многие думают, что птицы только поют и можно подумать, что другого занятия у них нет. Они позавтракали или пообедали и теперь спокойно развлекаются пением и отдыхают, но это не так. Ведь одна из главных задач – это отыскать еду. А еда – это насекомые. Если бы не птицы, бесчисленные полчища насекомых давно бы погубили нашу планету. Но не только насекомые угрожают нашей планете. Сотни видов сорняков – растений ежегодно губят урожай. Наделали бы сорняки беды, дай им волю, но воли им не дают птицы. Они поедают семена.
2 ведущий: Весна, разреши мне пару слов сказать о птицах, они не только уничтожают семена сорняков. Многие птицы сажают леса. Это сойки, клесты, дрозды, снегири. А как же они сажают? Они поедают мякоть плода, а семена выбрасывают на землю. Семечко, попав в землю, прекрасно прорастает и врастает деревце.
Весна: Ну, а теперь, вы, птицы, расскажите о своих профессиях. Кто первый начнет?
Воробей: Загадка: «Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает». Кто я?
Все: Воробей!
Воробей: Да, я воробей. Вы меня все знаете, ребята, и все меня обижаете. А я пользу приношу. За лето у меня два раза птенчики выводятся. Когда я их кормлю, я уничтожаю много насекомых. А пока я радуюсь солнышку и танцую:
Чирик-чирик, я песенку пою.
Чирик-чирик, весеннюю мою.
Чирик-чирик, чирик-чирик,
Весеннюю мою.
Скоро у меня будут птенчики, и я очень-очень прошу вас – не обижайте моих деточек и меня.
Исполняется песня «Всем нужны друзья» (Воробьиная песенка), сл. Синяковского, муз. Компанейца.
Весна: Молодец, воробей. Дети, помните о просьбе воробья. А какая птица получила свое имя за свой голос?
Верно, кукушка.
Кукушка: Я вся серенькая, а грудка у меня полосатая. Говорят на меня, что я ленивая, что дом себе никогда не строю, детишек своих не воспитываю. Все это так. Но скажите мне, кто уничтожает больше всех мохнатых гусениц? Никто. А я уничтожаю и этим приношу большую пользу. И какой же лес без «ку-ку»? А кто знает, как я стала куковать? Полетела я как-то в деревню. Выскочил петух из курятника, захлопал крыльями и как закричит: ку-ка-ре-ку! Понравилась мне эта песня. Полечу, думаю, в лес и удивлю всех. Прилетела в лес, пропела две первые буквы, а дальше забыла. Ничего, думаю, вспомню, но так и не вспомнила. С тех пор и пою: ку-ку, ку-ку.
Воробей и синица выходят на сцену.
Воробей: Здравствуй, синица. Ты чего это носом перья перебираешь? Чистишь их, что ли?
Синица: Нет, воробей, не чищу. Я их пересчитываю. Было у меня осенью 3000 перьев, а к весне стало всего 2600, 400 перьев за зиму потеряла.
Воробей: Подумаешь, за зиму. Я их за одну драку полсотни теряю, как из подушки летят. Чего их жалеть? Есть чем наготу прикрыть и довольно.
Весна: Отгадайте загадку: «В тюбетейке паренек сел обедать на пенек. Пообедал паренек – покороче стал пенек». (Дятел).
Дятел: Тук-тук-тук. Это я дятел. Часто меня называют лесным санитаром и недаром. Своим крепким клювом я выдалбливаю жуков-короедов из стволов деревьев и спасаю их от гибели. Мне не нужны ваши домики. Мой клюв как долото. И я всегда сам выдалбливаю в лесу отличное жилище. А после меня в нем живут различные мелкие птички.
Весна: А вы знаете, ребята, сколько птиц на земле? Их приблизительно 100 миллиардов, среди них и наш красавец снегирь.
Снегирь:
Сорок градусов мороза
Все вокруг белым-бело.
Сел снегирь на ветвь березы –
Красногрудому тепло.
Стойкий, стужам неподвластный
Песней славит он зарю
Знать, недаром галстук красный
Дан с рожденья снегирю.
От простуд я не страдаю,
Не страшусь я злобных вьюг
И к зиме не улетаю
На далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок, и пустырь.
Рад красавец красногрудый,
Житель севера – (снегирь).
Всю зиму я прокормился в ваших краях рябиной, семенами сорных растений, а теперь улетаю к себе на север. Скоро там будет весна. До будущего снега, ребята!
Весна: К некоторым птицам люди относятся с неуважением, особенно несправедливы они к совам. А разве они ничего не умеют делать?
Послушайте сценку «Волк и сова» и сделайте вывод, что же умеют совы и чем они полезны.
Волк: Мы, сова, с тобой во всем одинаковы: ты серая и я серый, у тебя когти, и у меня когти, ты хищница, и я хищник. Почему же встречают нас люди по-разному. Тебя хвалят, а меня клянут-проклинают. Нет на земле правды.
Сова: А ты ешь-то что, волк?
Волк: Да все жирных барашек, козлов, да телят.
Сова: Ну вот, видишь? А я все мышей вредных. Потому и встречают нас не по одежке, а по делам. Хоть мы с тобой и похожи, да не одно и то же.
Весна: Какую птицу считают первым весенним гостем?
Выходит грач.
Грач: Я грач, темного с зеленоватым отливом цвета. Моя пища – различные черви, личинки, жуки. Мы обычные спутники плугов на пашне.
Отшумели бураны, откружили метели,
Вновь грачи прилетели, вновь грачи прилетели.
Все макушки обсели, каждый сук облепили,
Все березы чернели, все березы чернели.
Над заречной дорогой, над прохладной низиной
Гомон, гомон грачиный.
И мальчишки с рассвета как всегда зашумели
Вон грачи прилетели, вон грачи прилетели.
Весна: А знаете ли вы, что птицы могут предсказывать погоду?
Низко ласточки летают,
О дожде предупреждают.
А ласточки высоко –
Значит дождик далеко.
Ласточка: Я пользуюсь не только большой известностью, но и любовью. С каким нетерпением ожидают весеннего прилета ласточек. Мы – труженики сельского хозяйства, значит наступила весна, можно приступать к полевым и огородным работам. Мы уничтожаем большое количество комаров, мошек, мух, когда зацветает рожь, мы уничтожаем вредных насекомых.
Весна: Ласточка очень быстрая птица, она за час может пролететь до 100 километров, их полет похож на танец.
Влетает ворона.
Ворона: Карр, карр, карр. Кто не знает меня, обыкновенную серую ворону. Вы видите меня и в больших городах, и в сельской местности, от Белого моря до Черного. Моя популярность очень велика. Я фигурирую в очень многих сказках, баснях, пословицах, поговорках. Питаемся мы различными отбросами, а потому, конечно, никакого вреда не приносим. Весной мы питаемся слизнями, червями, мышами. Мы такие же полезные, как и грачи.
Весна: В каких сказках фигурирует ворона?
Скворец: Ребята, вы меня узнаете? Разрешите представиться.
Я выступаю перед вами,
Молодой весны гонец!
Я рад увидеться с друзьями,
Ну, а зовут меня… (скворец)
А какая птица, ребята, скучает в теплых краях по своей Родине, но всегда в холодное время года он улетает от нас?
Звучит песня «Скворец на чужбине», сл. Г.Ладонщикова, муз. Т.Попатенко.
1 ведущий:
Весна идет с капелями, ручьи журчат,
Встречайте, прилетели мы, скворцы кричат.
Один присел на тополе, такой смешной.
В ладоши мы захлопали, а ну-ка, спой!
Он посмотрел обиженно: «У вас-то дом!
А мы себе и хижины здесь не найдем!»
Кричат ему уверенно: «Дружок, скворец,
Мы подарить намеренны тебе дворец!
Его вчера повесили мы в школьный сад,
Будь, скворушка, хозяином, твой дом неплох!
Гостей твоих встречаем мы всегда теплом»
Песня «Здравствуйте, птицы», сл. З.Петровой, муз. Л.Сидельникова.
Весна: Ребята, так что же сказать птицам? Вначале утренника ведь у них возник спор?
Все: Все птицы хороши.
Весна: Слышите, птицы, вы все хороши, вы все нам нужны.
2 ведущий: Послушайте стихотворение Зинаиды Александровой «Птичьи песни».
Пусть птицы нам поют без нот, пускай поют без слов.
Я знаю все, о чем поет щегол иль реполов.
Поет на ветке соловей, малиновка и дрозд:
«Ты гнезда разорять не смей, не трогай птичьих гнезд!»
Ты в наши гнезда не смотри, не становись на пни,
Яичек птичьих не бери – зачем тебе они!
Через неделю или две – зайди послушать в сад -
Птенцы в молоденькой листве тихонько запищат.
Чтоб накормить своих птенцов, набить едою рот,
Найдут синицы червяков, ползущих в огород.
Повсюду птицы полетят они и там, и тут.
Всех гусениц, что портят сад, на яблонях найдут.
- Какую пользу приносят птицы?
- С какой просьбой обращаются птицы к людям?
Вопросы записаны на доске.
Весна: Ребята, помните о просьбе птиц, не разоряйте их гнезд, не стреляйте в них из рогаток.
8 ученик:
Пусть прилетят, чтоб торопливо
С утра до ночи хлопотать,
Я двум скворцам приют счастливый
Хочу до осени создать.
Быть может, или на чужбине
Мой домик средь ветвей густых.
Пусть доброе гостеприимство
В краю знакомом встретит их.
9 ученик:
Пускай всегда такой обычай
В моей останется стране –
Встречай любовно стаи птичьи
Всем сердцем радуясь весне!
Песня: «Я хочу, чтоб птицы пели».