Система воспитательной работы по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию толерантности у обучающихся

Разделы: Классное руководство


Классный час «Заповедник национальных культур»

Цели: знакомство с культурой, традициями и ритуалами различных народов и национальностей, проживающих на территории г. Волгограда; формирование толерантного отношения к представителям других культур, наций.

 Ход классного часа

Гора с горой не сходиться, а человек с человеком сойдется.

Слово учителя.

- Представители различных этнических общностей, составляют яркую многоцветную мозаику национальной жизни России. Сегодня мы представим вам основную палитру национальностей, которые населяют Волгоградскую область. Наш регион исторически сформировался как многонациональный и закономерно стал средоточием различных национальных культур и вероисповеданий. В богатой гамме общей культуры нашего края звучат разнообразные национальные мелодии - какая-то громче, какая-то тише, но без любой из них область стала бы беднее.

- А какие национальности населяют нашу область? (Русские, татары, украинцы, чеченцы и др.)

- И начнем мы, конечно же, с национальности, которая объективно самая многочисленная в Поволжье.

1 ученик. Русские. Сформировавшись и развиваясь первоначально на территории Восточной Европы, русский этнос с XVI столетия в ходе длительной, мощной и по преимуществу мирной земледельческой колонизации заселил и освоил гигантские пространства Евразии от Урала до Тихого океана, создав одно из крупнейших государств мира – Россию.

История нашего края уходит своими корнями значительно глубже. Древняя земля Поволжья хранит память многих поколений, носит шрамы давних событий и исторических катаклизмов. Здесь проходили гунны, сарматы, скифы, татаро-монголы и многие, многие другие. Поэтому этническая картина нашего края изначально необычайно многолика. Она формировалась под воздействием и влиянием различных факторов: миграций, колонизации, а также окружающей среды и, конечно же, хозяйственной деятельности.

Большая часть территории современной Волгоградской области – это исконно казачьи земли. Здесь испокон веков проходила зыбкая и необычайно тревожная южная граница государства Российского. Великое, привольное междуречье влекло к себе земледельцев и скотоводов самых различных племен и национальностей. Этим отчасти и объясняется полиэтнический состав населения. А русский язык, с особенностями присущими только нашей территории, вобрал в себя самые разные говоры и наречия.

Вплоть до Октябрьской революции казачье население составляло около 40 процентов от общего населения Области войска Донского, которое включало в себя и немцев Поволжья, и украинцев, и много, много других национальностей. Однако подавляющее большинство, все же, составляли русские.

Согласно итогам Всероссийской переписи населения 2002 г. в Волгоградской области проживают почти 2400.00 тыс. русских. В 1995 г. в г. Волгограде зарегистрирована общественная организация «Союз Русского народа - Русская община Волгоградской области» с региональной территориальной сферой деятельности. Целью создания и деятельности организации являются возрождение исторических традиций, культуры и религии тысячелетней России.

- Большую роль в становлении нашей области имело казачество

2 ученик. Когда возникло казачество, достоверно неизвестно. Но уже во второй половине XV века из казаков формируются Донское, Греотское, Терское, Волжское, Малороссийское, Запорожское и Яицкое (Уральское) войска, земли которых соприкасались между собой, как бы образуя границу Московского государства.

Несомненно, что казачество в наших местах появилось гораздо раньше. Например, выдающийся историк Н.М. Карамзин считал, что история казачества древнее истории Батыя! Однако до сих пор ведется сомнительная по содержанию и направленности дискуссия: кто такие казаки – отдельный народ или нация, национальность, военное сословие, или культурно-исторический этнос.

- А какой еще славянский народ проживает на территории нашей области? (Украинцы)

3 ученик. Территория Нижней Волги вошла в состав Российской империи в середине XVI века. На этих «пустопорожних» землях начали селиться одновременно и русские и родственные им украинцы. Представители украинского народа встречались также среди донского казачества. В первой половине XVIII века украинцы заселяют несколько слобод на притоках Дона: Ольховка, Каменный Брод, Стефанидовка, чуть позже Александровка, Семеновка.

Массовое переселение украинцев в Приволжъе и Заволжье началось после организации добычи соли на озере Эльтон. Были построены Николаевская, Покровская, Котовская слободы. С 1827 года начинается новая волна массовых переселений украинцев на Нижнюю Волгу, тогда возникают Елань, Старая Полтавка, украинские поселения в Жирновской, Даниловской волостях. В результате возникает своеобразный украинский этничный остров на севере нынешней Волгоградской области. Украинцы основывают также поселения южнее, вплоть до сел Аксайской волости.

- Один из самых крупных этносов на территории России – татары. Волгоградская область насчитывает около 30 тысяч жителей татарской национальности.

4 ученик. В своем развитии татарский народ прошел долгий и трудный путь. О предках татар, тюрках, известно за 200 лет до н.э. Предки татар – булгары – приняли монотеистическую религию в 922 году, более чем на полвека раньше, чем Русь. Известно, что культура Волжской Булгарии была очень высоко развита для того времени; лучшие сыны татарского народа обучались в Бухаре, Самарканде. Забыв обо всех распрях, булгарский народ поднялся против монгольских захватчиков, хотя долгое время официальная история упорно записывала его и записывает до сих пор в союзники ордынских кочевников.

На территории Волгоградской области уже несколько веков татары проживают в шести селах: Маляевка и Бахтияровка Ленинского района, Малые Чапурники, Червленое и Нариман Светлоярского района, Лятошинка Старополтавского района. Большое количество татар насчитывается в Волгограде и других крупных городах области.

5 ученик. В настоящее время в Волгоградской области постоянно проживает около 25 тысяч корейцев.

В Россию первые корейцы переселились при царе Александре II сто сорок лет назад по приглашению губернатора Приморского края. В 1937 году по приказу Сталина их выселили с Дальнего Востока в Казахстан и республики Средней Азии.

В середине 60-х годов корейцев из Узбекистана пригласили в Калмыкию для создания рисоводческих совхозов. И уже в 70-е годы началось переселение из Калмыкии в Волгоградскую область.

В 90-е годы прошлого века из-за гражданской войны в Таджикистане и резкого ухудшения экономической ситуации в Узбекистане, многие представители корейского народа вынуждены были бросить свои дома, имущество, и переехать в Россию, в частности в Волгоградскую область.

Большинство корейцев занимается выращиванием овощных и бахчевых культур, а также производством и реализацией корейских салатов. Ими заселены районы, благоприятные для овощеводства. Корейцы компактно проживают в Светлоярском, Городищенском, Среднеахтубинском, Ленинском, Быковском, Николаевском и Калачевском районах.

6 ученик. Город Волгоград и область населяет около 27 тысяч армян. Народ этот очень древний. С начала XIX века Армения входила в состав Российской Империи, а первая армянская церковь появилась в Царицыне в 1909 году,

Преобладающее большинство армян, проживающих в Волгоградской области, – это выходцы из районов, прилегающих к озеру Севан. Кроме этого, в городе и по области живут выходцы из Нагорного Карабаха, сопредельной Грузии, Азербайджана, Средней Азии и Крыма.

Подведение итога.

 - Ребята, мы, конечно, познакомились не со всеми национальностями, проживающими на территории нашей области. Но какой вывод мы можем сделать? Посмотрите на эпиграф к нашему классному часу. (Все люди должны жить в мире и согласии, помогать друг другу.)

Пусть будет небо голубое,
А солнце - ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным.
Выйдите люди, из своих квартир!
Слова мои хорошо слышны?
“Люди, доброта и толерантность спасёт мир!”

Классный час «Проблемы толерантности в современном обществе»

Цели: ознакомить учащихся с понятием «толерантность»; стимулировать их воображение в поисках собственного понимания толерантности; воспитывать толерантное отношение к правам другого человека, к разнообразным формам самовыражения и способам человеческой индивидуальности.

 Ход классного часа

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодняшний наш классный час я хотела бы начать с воспоминания о трагической дате 1 сентября 2004 года. Что же случилось в этот день? (Трагедия в г. Беслане) Вспомним тот день.

1 ученик. 1 сентября 2004 года в 9 часов 15 минут в г. Беслане группа лиц в количестве 32 человек, вооруженных автоматическим оружием, ручными гранатометами, снайперскими винтовками захватила здание школы №1 в момент проведения торжественной линейки. Всех находившихся в школе детей, родителей, учителей общим количеством 1128 человек, преступники в качестве заложников захватили и содержали в помещениях и спортивном зале школы. Террористы выдвинули требования политического характера и, угрожая убийством заложников, пытались оказать давление на граждан, органы власти. Попытки переговоров результатов не принесли.

2 ученик. Невозможно описать те ужасы, которые пережили дети, их родители и учителя. Боевики развесили по всей школе взрывчатку. «…от вас ничего не останется, когда мы взорвем эти бомбы», - повторяли боевики заложникам. Дети сильно плакали от страха. Но их плач злил озверевших террористов, они прошивали автоматными очередями стены спортзала и грозили убить всех. Людей сильно мучила жажда, а пить террористы не разрешали. Тем, кто пытался сделать глоток воды из-под крана, угрожали автоматом. Несчастные заложники стали есть цветы, которые принесли с собой на праздник. На третий день страдания несчастных закончились: неожиданно прогремел взрыв, за ним другой, затем начался штурм школы. В результате преступных действий террористов погибло 318 человек, из них 186 детей. 783 человека получили ранения различной степени тяжести.

Учитель. Прошло уже 5 лет со времени страшной трагедии в североосетинском городе Беслане, потрясшей большинство людей не только в нашей стране, но и за рубежом, а боль в наших сердцах не утихает. Почтим память минутой молчания.

Минута молчания.

Учитель. Как вы думаете, почему появляются люди, готовые проливать кровь невинных людей, ради чего они это делают? (Религия, политические требования, деньги)

- А сейчас посмотрите на тему нашего классного часа. Кто знает, что такое толерантность? На доске у вас подсказка.

 Термин « толерантность» происходит от лат. «tolerant» - терпение.

 В 1995 году ООН была принята декларация принципов терпимости, толерантности.

Терпимость - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.

Толерантность - способность и готовность уважительно, с пониманием терпимо относиться к другим, часто непохожим, странным, чужим людям, к их поведению.

- Назовите синонимы к этому понятию. (Терпимость, снисходительность)

Учитель. В школе, как и везде, есть маленькие, большие, худые, полные, инвалиды, иностранцы, девочки, мальчики – все разные. Почему иногда мы их отвергаем, подсмеиваемся над ними?

Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Конечно, мы не обязаны всех любить. Однако все люди, даже если они бедные, старые или больные, имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений.

Быть толерантным – значит принимать других со всеми их различиями физического или религиозного характера, различиями в образе жизни или мыслей, быть внимательным. Толерантность позволяет нам иметь больше друзей.

- А сейчас мы с вами проверим : толерантны ли вы.

Тест

1. Алина плохо одета

○ Это неважно.
□ Ты подсмеиваешься над ней.

2. Тимур питается не так, как ты, по причине своей религии

○ Ты просишь, чтобы он объяснил это.
□ Ты говоришь ему, что он выглядит смешным.

 3. Артур имеет другой цвет кожи

○ Ты хочешь с ним поближе познакомиться.
□ Ты называешь его негр.

 4. Пожилая женщина медленно идет по тротуару

○ Ты толкаешь ее, чтобы обогнать.
□ Ты уважительно просишь ее пройти.

5. На твоих глазах старшеклассники пытаются отобрать у малыша деньги

○ Ты пытаешься защитить его
□ Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь

6. К тебе подходит инвалид

○ Ты с ним как ни в чем не бывало разговариваешь.
□ Ты отходишь от него и не знаешь, что ему сказать.

- Сосчитайте кружочки.

- Если только одни кружочки: Молодцы! Вы проявляете большую толерантность. Ты уверен в себе, ты умеешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

- Если у тебя от 3 до 6 кружочков. Ты не очень толерантен. Ты не достаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, но ты добрый. Работай над собой, и у тебя все получится.

- Если у тебя менее 3 кружочков. Ты совсем не толерантен. Но если ты попытаешься понять себя и принять себя таким, какой ты есть, ты можешь стать более счастливым.

- А теперь посмотрим на портрет толерантной личности. И вы сравните себя с ним.

На доске плакат «Портрет толерантной личности»

  1. Толерантная личность знает о своих достоинствах и недостатках, умеет критично к себе относиться.
  2. Умеет жить в согласии с другими и самим собой.
  3. Имеет чувство ответственности, которую не перекладывает на других.
  4. Толерантный человек убежден, что его судьба зависит от него самого, а не от расположения звезд.
  5. Признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения, не делит мир на две части – черное и белое, а людей на сорта – хорошие и плохие, свои и чужие.
  6. Умеет сопереживать, быть чутким и внимательным к людям.
  7. Обладает чувством юмора, способностью посмеяться над собой. Не показывает своего превосходства над другими.

- Что же у вас есть из этих качеств, а какие нужно развивать?

Учитель. Помимо толерантности существует интолерантность.

- Как вы думаете, что это такое?

Интолерантность – нетерпимое, неуважительное, враждебное отношение.

- А какие формы нетерпимости вам известны?

1) Расизм – отрицание прав человека на основании расовой принадлежности.

2) Дискриминация – лишение отдельных лиц, групп социальных, политических или экономических прав; преследование по причине этнического происхождения, национальности, мировоззрения.

3) Национализм – вера в то, что одна нация превосходит другие и имеет право ими распоряжаться.

4) Религиозный фанатизм – насаждение определенной веры, религиозных ценностей, обрядов.

 5) Тоталитаризм – препятствие свободному, открытому обсуждение вопросов, ограничение свободы информации, контроль государства над частной жизнью человека.

- К сожалению, ежедневно мы видим немало примеров насилия и нетерпимости или слышим о них с экрана телевизора, читаем в газетах и журналах, на сайтах Интернета.

Обычным делом стал захват заложников. Терроризм, взрывы бомб в кафе, дискотеках, на рынках, в метро стали обычными событиями новостей. Меняются только названия стран, городов, где снова и снова погибают люди.

Признаки нетерпимости окружают нас каждый день: пренебрежительная лексика, унижающая людей, которые относятся к другой культуре, нации, религии слышна довольно часто.

Хочется надеяться, что люди будут жить дружно. Мудрость в том, что нам, людям, жить вместе на одной планете, значит, нам самим необходимо делать эту жизнь легче и счастливее для всех.

- А теперь в завершении нашего классного часа небольшое задание. Я проверю, как вы усвоили понятие толерантности.

- Составьте синквейн (пятистишие), в котором человек выражает свое отношение к проблеме. Тема « Толерантная личность»

 Порядок написания синквейна (на доске)

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание.
2-я строка – 2 прилагательных, характеризующих данное понятие
3-я строка – 3 глагола, показывающих действие понятия
4-я строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к проблеме
5-я строка – одно ключевое слово, через которое автор выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Пример:

  1. Толерантная личность
  2. Терпимая, ответственная
  3. Не враждовать, прощать, слышать других
  4. Быть толерантной личностью – залог успеха
  5. Самосовершенствуйся! Развивай толерантность!

Вывод.

- К чему же должен стремиться человек? (К толерантности)
- Можно ли назвать толерантного человека воспитанным? Почему?
- Как же должны вести себя люди, чтобы на Земле был мир?